Содержание статьи
Две недели назад компания
Google анонсировала
операционную систему, призванную конкурировать с продукцией Microsoft, а
корпорация Microsoft, в свою очередь,
представила Office 10,
в состав которого войдут бесплатные онлайн-версии самых популярных офисных
программ. Нетрудно догадаться, что этот удар нацелен в первую очередь на офисные
веб-приложения Google.
Кроме того, не далее как два месяца назад в
Microsoft представили новую
поисковую систему Bing, которая, как там надеются, сможет отобрать у Google
часть рыночной доли и начать, наконец, зарабатывать для компании реальные деньги
онлайн.
Как видишь, между двумя гигантами разгорается полномасштабная технологическая
битва, сопровождаемая закулисными махинациями по натравливанию друг на друга
государственных структур.
Впрочем, это сражение все же не является смертельной схваткой - скорее, мы
наблюдаем за попытками выяснить, кому же именно достанется звание
технологического короля. Компании получают свои миллиарды из абсолютно разных
источников и вряд ли нанесут друг другу какой-либо существенный урон в обозримом
будущем.
Google заработала в 2008 году 22 миллиарда долларов, 97% из которых она
получила за счет крошечных текстовых рекламных вставок, купленных теми, кто
оплачивает поисковые запросы по той или иной комбинации и размещает свою рекламу
рядом с результатами поиска или на различных веб-страницах в сети Интернет.
Незначительную часть своих доходов Google получает, продавая онлайн-приложения
корпоративным клиентам, взимая по 50 долларов в год за каждое, однако по большей
части компания просто-напросто раздает свой онлайновый текстовый редактор,
почтовый клиент и программы для работы с электронными таблицами бесплатно.
Корпорация Microsoft, напротив, только за последние девять месяцев выручила
на продаже Word, PowerPoint и других программ для бизнеса 14,3 миллиарда
долларов, а ее прибыль при этом составила 9,3 миллиарда долларов. Еще 16
миллиардов выручки в 2008 году софтверный гигант получил за счет реализации
своих операционных систем, начиная с Windows XP, устанавливаемой на нетбуках, и
заканчивая Vista, Windows Mobile и серверными ОС.
Впрочем, у Google появились планы по продвижению своей собственной линейки
операционных систем - например, открытой платформы Android, предназначенной для
небольших устройств (таких как смартфоны) или Chrome OS, которая
позиционируется, как открытая браузер-ориентированная ОС для ноутбуков и
настольных ПК.
Не вызывает сомнения тот факт, что руководители обеих компаний следят за тем,
где оппоненты добывают деньги, и стараются отобрать их или по крайней мере
затруднить получение. Более того, неприязнь между фирмами настолько сильна, что
они готовы тратить свои средства только на то, чтобы конкурент потерял прибыль –
примером тому могут служить усилия Microsoft по срыву рекламной сделки между
Google и Yahoo, а также продолжающиеся попытки пустить под откос инициативу
Google Book Search.
Впрочем, на самом деле соревнование сводится к тому, чтобы создать такие
вселенные или экосистемы, в которых, как надеются Microsoft и Google, клиенты
захотят прожить технологическую составляющую своей жизни. Это, если хотите,
борьба за свое эго – то есть соревнование за право быть признанной самой важной
технологической компанией в мире.
Microsoft очень понравилось бы, если бы все стали пользоваться браузером
Internet Explorer для того, чтобы искать с помощью Bing такие статьи на сайте
MSN, которые затем можно отправить друзьям через Hotmail или Outlook. Прибавь к
этому смартфон на базе Windows Mobile и Xbox в гостиной для детишек, и ты
получишь идеальную семью в представлении Microsoft. Хотя по большей части это
конечно шутка, продукция Microsoft так или иначе является доминирующей
платформой для огромного числа разработчиков, будь то создатели небольших
приложений для бизнеса, MMORG или фоторедакторов.
Экосистема Google выглядит по-другому. Основой ее является браузер Google
Chrome (работающий, как это ни странно, только под Windows), стартовая страница
которого – это Google News или персонализированная страница в Google. С нее ты
можешь, например, перейти в Gmail и кликнуть по документу Word, который тебе
прислали в виде вложения к письму, после чего Google быстро и безопасно откроет
его для тебя при помощи своего онлайнового текстового редактора.
Впрочем, самое важное в другом - компания Google хотела бы, чтобы ты
путешествовал по Сети и посещал те ресурсы, в которых присутствует реклама от
Google и которые имеют следящие куки Google. Ты можешь считать Google самой
крутой компанией в мире, бесплатно раздаривающей современные технологии, и
никогда не задумываться о том, что она безмолвно и весьма настойчиво собирает о
тебе информацию, необходимую ей для того, чтобы в качестве бонуса нагружать тебя
наиболее подходящей лично тебе рекламой.
А что, если сравнить, как эти двое преуспевают в четырех ключевых областях
конкурентной борьбы?
Браузеры
Internet Explorer во всех своих ипостасях занимает около70% рынка (эта цифра
варьируется в зависимости от того, кто и как считает). Его доминирующее
положение сохраняется несмотря на то, что IE8 отстает от других основных
браузеров как по функционалу, так и по поддержке современных сетевых
возможностей.
Firefox, Opera и Apple Safari подстегивают внедрение в браузеры инноваций
последние пять лет, однако большинство людей не спешит отказываться от IE
несмотря на то, что альтернативные предложения более безопасны и современны.
Почему это так важно? Хотя бы потому, что у IE есть стартовая страница,
загружаемая по умолчанию, разве не так?
Google Chrome, наоборот – симпатичный вундеркинд среди браузеров. Он
отполирован и быстр, у него революционная система управления вкладками, а
адресная строка по совместительству является поисковой (Google, естественно,
выставлен по умолчанию). Каждый открытый сайт – это отдельная инкарнация
браузера с очень низким уровнем привилегий на чтение и запись файлов.
Виртуализация вкладок означает, что если какой-нибудь открытый сайт зависнет или
слетит, остальные продолжат функционировать. В то же время, низкий уровень
привилегий в системе затрудняет хакерские атаки через браузер. Однако доля
Chrome на рынке составляет менее двух процентов.
Онлайн-поиск
Google в умах большинства пользователей означает поиск. А для самой компании
ее поисковая система означает деньги. Например, в июне 78,5% всех результатов
поисковых запросов в США выдал поисковик Google. За первые три месяца 2009 года
выручка компании составила 5,2 миллиарда долларов, причем основная ее часть
пришлась на рекламный сервис AdWords, который вставляет рекламу, основываясь на
содержании поискового запроса.
Корпорация Microsoft недавно запустила новый поисковый движок Bing, который,
как она надеется, предложит боле привлекательные расценки по сравнению с Google.
В нем есть несколько отличных инноваций, которые демонстрируют серьезные
намерения компании по улучшению представления данных для пользователей. Bing
пытается синтезировать информацию вместо того, чтобы просто предоставлять
ссылки. Тем не менее, несмотря на стомиллионную рекламную компанию и благодушные
отзывы прессы, в июне доля Bing в общем количестве всех запросов составила 8,2%.
Операционные системы
Microsoft выпускает операционные системы с 1979 года, компания потратила 28
лет на совершенствование MS-DOS, Windows NT и инфраструктуры, на основе которой
строятся ОС семейства Windows. В настоящее время 90% всех компьютеров в мире
работает под управлением операционных систем Microsoft. Копируя лучшее у
конкурентов, проводя спорную политику лицензирования и используя приученную
клиентскую базу, Microsoft удерживает лидерство на рынке операционных систем вот
уже почти 30 лет несмотря на конкуренцию со стороны Digital Research, Apple и
IBM.
Windows 7, последняя ОС от Microsoft, поступит в продажу уже этой осенью. По
предварительным данным, она быстро загружается и лишена тех недостатков
интерфейса, из-за которых многие невзлюбили операционную систему Vista, которая
стала преемником Windows XP. Кроме того, Microsoft доминирует также и в
корпоративном сегменте, где почти каждая компания размером от средней и выше в
качестве стандарта использует Microsoft Office. Помимо этого, Microsoft работает
над версией 6 операционной системы для портативных устройств, первый вариант
которой появился в двухтысячном году.
Преимущества ОС от Microsoft неисчислимы. В мире насчитываются миллионы
пользователей, которые кроме них вообще ничего не видели и которым нравится
Windows. Есть миллионы тех, кто играет в игры и работает с тысячами приложений,
которые доступны только для компьютеров на базе Windows. Тысячи устройств
работают с Windows сразу после подключения. Кроме того, знание программ
Microsoft является обязательным требованием для огромного количества офисных
служащих.
Google начала свои игры с операционными системами в 2007 году, выпустив
предназначенную для небольших устройств ОС под названием Android. Компания
ожидает, что к концу этого года на ее основе будет выпущено 18 моделей
телефонов. Две недели назад компания Google анонсировала, но не
продемонстрировала новую операционную систему Chrome OS, которая должна будет
конкурировать с Windows.
Данное системе имя означает, что она будет браузерной и предназначенной для
работы в Сети. Компания надеется убедить разработчиков создавать приложения,
которые будут запускаться внутри браузера, а не поверх операционной системы, как
в Windows и OS X. Кроме этого, Chrome OS позволит веб-разработчикам увеличивать
роль веб-сайтов, расширяя возможности браузера и делая веб-ресурсы зависимыми от
браузера в вопросах хранения данных и использования процессора.
Реклама
Мощь Google во многом зиждется на инновационной схеме текстовой рекламы и
собственном сайте компании, кроме того, интернет-гигант зарабатывает на рекламе,
размещаемой при помощи Adsense на сторонних ресурсах. В 2007 году Google за 3
миллиарда долларов приобрела специализирующуюся на поставках рекламы и
поведенческом профилировании компанию Doubleclick, кроме того, Google сделала
инвестиции в мобильную, печатную, радио и телевизионную рекламу.
Microsoft повторить успех Google в деле продажи интернет-рекламы не удается.
Несмотря на то, что корпорация владеет порталом MSN.com, который уступает лишь
Yahoo, денег на Интернете Microsoft не заработала. Чтобы придать дополнительный
импульс продвижению своих технологий по доставке рекламного контента, Microsoft
в 2007 году выложила более шести миллиардов долларов за компанию aQuantive,
занимающуюся интернет-рекламой.
Однако, вместо того чтобы получить прибыль, рекламный бизнес Microsoft в 2008
году понес убытки в размере 1,2 миллиарда долларов, что вдвое превысило потери
2007 года. В нынешнем году компания ожидает увеличения выручки на 3,2 миллиарда,
но при этом умалчивает о том, будет ли в ее структуре прибыль.
И тем не менее, выгоды от соперничества между Google и Microsoft очевидны.
Так, с приходом Google у Microsoft поубавилось самодовольства – огромный
объем почтового ящика Gmail и нетривиальный подход к программированию заставили
Microsoft обновить свой популярный, но не очень дружественный к пользователю
онлайновый почтовый сервис. Появление Google Maps привело к созданию сервиса
Microsoft Live Maps, который в некоторых аспектах даже превосходит творение
Google.
Компания Google выигрывает сражение в последние годы, демонстрируя больше
проворности, чем софтверный гигант с северо-запада США, однако движение этого
маятника может замедлиться или даже вообще пойти в обратную сторону, поскольку с
такими инновациями как Bing и бесплатный онлайновый Office, который более
функционален, чем сервис Google, Microsoft наступает конкуренту на пятки там,
где это заметно всем – в области инноваций.
Продолжение гонки обещает быть интересным вне зависимости от того, на кого
именно ты поставил.
Источник:
http://www.wired.com/epicenter/2009/07/google-vs-microsoft-what-you-need-to-know/