— Что такое Process Communication Model и какую проблему она решает?
— Process Com — это техника общения. Она построена на исследованиях, научно обоснована, многократно проверена практикой и помогает людям разных типов коммуницировать между собой, общаться, доносить свои мысли, чувства, желания.
PCM решает проблему общения людей разных типажей. Если говорить о подписчиках «Хакера», то это айтишники. У людей с логическим складом ума часто бывают проблемы с эмоциональными или властными коллегами из других отделов или руководства. Коммуникация может быть осложнена. Эмоционалы ругаются на айтишников, что те очень жесткие, очень логичные, у них якобы нет ни сердца, ни души. А айтишники считают эмоционалов дураками, от эмоционалов и других типажей не получают конкретики, четко сформулированных задач. Приходится тратить время на выковыривание и формирование задачи самим. Растет напряжение. Возникает дискомфорт, стресс.
— Каковы главные принципы PCM?
Принципы PCM такие:
- ОK/ОK — коммуникация происходит только тогда, когда оба собеседника считают и себя, и собеседника нормальными, полноценными людьми, равными в своей нормальности, несмотря на различия. Если нет всех этих признаков, коммуникация не происходит.
- Форма равна содержанию — способ донесения сообщения так же важен, как и суть сообщения. В какой форме я доношу свое желание, мысль, идею? Можно сказать: «Вон лежит куча золота», но если я сказал это эмоциональному человеку не на языке сердца, то он меня не услышит и не поможет мне это золото достать.
PCM выделяет шесть предпочтительных фильтров восприятия:
- обмен информацией и анализ;
- оценка ситуации и людей на основе шкалы ценностей;
- восприятие людей на основе чувств и ощущений;
- восприятие на основе воображаемых действий;
- восприятие на основе реакции;
- восприятие на основе ценности результата, быстрых действий.
Пример. Я, когда общаюсь с нашей командой, в которой, скорее всего, все логики и относятся к первому типу восприятия, логическому, я говорю: «Давайте сделаем то‑то и то‑то» (коммуникация на основе результата). А мне в ответ: «А где обоснование, что у нас это получится? Хватит ли ресурсов? Будет ли выгода?» (коммуникация на основе информации). Из предложения действовать донести сообщение не получится. Нормальная работа не начнется.
Если мы знаем тип восприятия человека, то в дальнейшем можем гораздо легче находить с ним общий язык. Если человеку важны чувства и комфорт, а мы его пытаемся убедить четкими фактами, то он нас может просто не услышать. Потому что мы говорим не на языке его восприятия. Если не учить другие языки восприятия, то мы лишаем себя конструктивного общения с пятью людьми из шести, то есть с 83% собеседников.
— Можешь привести несколько примеров того, как PCM помогает в работе и других ситуациях?
— Давай разберем пример из личной жизни. Представим, что у айтишника‑логика есть супруга‑эмоционал. Она подходит к нему и говорит: «Дорогой, ты меня не обнимаешь, не говоришь теплые слова, я плохо себя чувствую». Айтишник много работает, заботится о своей жене, покупает все нужное, делает дела по дому, ездит с ней вместе в отпуск, и он испытывает недоумение и дискомфорт от того, что не уважают его вклад.
В его мире он хорошо работал, вложил деньги, силы, чувства. Он терпит, пытается дать супруге то, что ей нужно, но она все недовольна. И соответственно, ему некомфортно, потому что не ценят его вклад. А для логика очень важно, когда ценят его время и работу.
PCM в этой ситуации говорит айтишнику: твоя супруга принадлежит к тем, у кого восприятие идет сердцем. Поэтому тебе выгодно выучить ее язык восприятия на чувствах. Тебе не нужно как‑то перестраиваться, только изучить ее язык и понять, что она мыслит в категориях «меня любят — меня не любят». «Если до меня не дотронулись, не обняли, не сказали о своих чувствах, значит, меня не любят». Вот так она устроена.
Первый шаг — отнестись к этому с полным принятием и уважением. Человек другой, и это нормально! Он не менее нормальный, чем ты сам. Второе — сказать несколько слов на ее языке: «Я о тебе думаю весь день, я испытываю к тебе теплые чувства, давай я тебя обниму, вот я купил для нас твой любимый вкусный кофе, давай сядем его выпьем вместе». И это все! Это не требует каких‑то колоссальных усилий, но самого факта принятия и уважения к языку человека достаточно, чтобы другой человек почувствовал, что коммуникация идет на его канале. И когда этот вывод сделан, дальше общение становится легче.
— А второй пример?
— Вторая ситуация: наш айтишник‑логик и босс‑деятель. Босс приходит и говорит: «Давай сделаем то‑то и то‑то, заработаем миллион долларов!» Наш айтишник ему отвечает: «Какой еще миллион? Я еле успеваю свои задачи выполнять, у меня еще то и то не сделано, скоро релиз, сил на что‑то еще уже нет». И в этот момент оба чувствуют неуважение к своему труду.
Что им стоит сделать? Айтишник может сказать: «Супер, я поддерживаю твои идеи, но давай, пожалуйста, назначим время для обсуждения и спланируем так, чтобы нам хватило ресурсов». Либо босс может сказать: «Понимаю, ты очень загружен, давай обсудим, можешь ли ты выделить время на этот проект; возможно, тебе будет интересно и выгодно в нем работать». Такой разговор гораздо быстрее приведет к результату!
— Может ли человек принадлежать к нескольким типам?
— Все шесть частей личности, которые я перечислил, есть в каждом человеке. Среди них выделяется самая сильная, базовая часть личности и вторичная. В основном они и работают. Остальные части играют вспомогательную, но тоже важную роль. С этим связана распространенная проблема — люди по тем или иным причинам игнорируют и не развивают остальные части.
Расскажу о себе. Я родился логиком и мыслил жестко, логично. Например, когда я начал заниматься бизнесом и мне звонили люди, я обычно говорил: «Если нет прибыли, пожалуйста, давайте закончим разговор. Вы должны звонить мне, только предлагая какую‑то сделку. Я не хочу тратить свое время ни на что другое». Очень жестко!
Затем, когда я встретился с серьезным кризисом, я перешел в другую фазу — упорную, когда человек оперирует ценностями. Я понял, что все устроено не совсем так, как я полагал. Логика со мной осталась, но теперь я стал ориентироваться на ценности. Однако любой перекос, любая ставка на одну из форм — проигрышная, потому что это ущемление других сторон личности.
Наш айтишник подчиняет логике всю свою жизнь и игнорирует другие стороны. Но в нем тоже есть эмоциональная часть, он может проявлять тепло; в нем есть и способность мечтать, потенциал для активных действий, и он может получать наслаждение от достижений. Просто если это не развивать и делать ставку сугубо на формулы, то получится прогиб.
Это помогает и в коммуникациях, и для поддержки своей энергии, потому что она будет идти не из одного источника, а из шести. Например, если я проявляю к своим детям ласку и любовь, то и я могу получить от этого энергию и силы. Но если я буду общаться с ними на программном языке, то я лишу себя этой энергии.
— Расскажи, как ты познакомился с PCM.
— Когда Gameland — компания, которая создала «Хакер», выросла и в ней стало работать множество сотрудников, я столкнулся с тем, что не все они хотят подчиняться заданным мной правилам. Как логик, я признал этот факт и стал искать решение. Я приглашал разных специалистов, пытаясь найти систему, которая даст формулы для общения между разными людьми.
Я испробовал разные системы типирования: и квадры, и Майерс — Бриггс, и Афанасьева, и Хогана. Все они рассматривают разные типажи, и все они отлично работают. Я учился сам, привлекал внешних тренеров, проводил типирование сотрудников, чтобы на языке логики понять, кто к какому типажу относится и как с ним нужно общаться.
На бейджах работников тогда были написаны типы по трем или четырем системам, чтобы, посмотрев на бейдж, можно было сразу понять, как общаться с человеком. Спустя многие годы об этом напишет Рэй Далио, но мы уже тогда использовали этот подход. Анализировали людей, типировали и открыто давали эту информацию. В результате коммуницировать было заметно легче и проще.
PCM я в итоге выбрал как наиболее простой, понятный и практичный инструмент, потому что она делает упор именно на коммуникации. Другие системы типирования дают понимание личности: почему человек мыслит именно так. Здесь этот компонент тоже есть, но главное — как быстро наладить коммуникации. Работаем с внешним контуром без заморочек. Это мне понравилось.
Я несколько раз проходил программу PCM у разных тренеров в разные годы и убедился, насколько это хороший и эффективный метод. Решил сам стать сертифицированным тренером и посвятить этому больше времени.
— Как ты пришел к преподаванию?
— Я примерно с 2002 года веду тренинги, сначала для своих сотрудников, потом и для внешней аудитории. Девять лет, не спеша, так или иначе я применял PCM в разных ситуациях. Хочу предложить эту крутую технику прежде всего читателям «Хакера». По моему опыту, айтишники хорошо воспринимают этот подход, он логичен, структурен. Сразу же применяют на работе и в личной жизни.
— Но в первую очередь PCM все же изучают для работы?
— Пожалуй, да. Как и любые личностные тренинги, которые касаются типирования, 90% — это заказы корпораций. Крупные компании, видя, что есть конфликты и дискоммуникация между подразделениями, заказывают корпоративные тренинги. В результате в разы улучшается взаимопонимание между сотрудниками и между подразделениями, а время, которое тратится на объяснения, наоборот, заметно сокращается.
В личной жизни это используется меньше. Почему? Люди, как правило, не склонны делать усилия, чтобы улучшить взаимоотношения между собой и членами семьи. Обычно кажется, что как раз со мной все в порядке, это они меня не понимают. Но я веду и открытые тренинги, на которые люди приходят лично и решают именно свои семейные вопросы. И это тоже эффективно и быстро дает результаты.
Ну и конечно, Xakep.ru — это место, где люди учатся, и я уверен, что обучение в этой сфере поможет в самых разных ситуациях. Даже в обеспечении безопасности! Там ведь тоже важен психологический аспект.
— Как человеку понять, что ему нужна PCM?
— Если есть трудности в общении с кем бы то ни было, то PCM точно сразу поможет. Если есть непонимание, постоянный дискомфорт во время обсуждения с кем‑то важным — с ребенком, с подчиненным, с начальником, с женой. Мы же знаем ситуации, когда возникают какие‑то трения, например «Начальник говорит, что надо сделать за три месяца, а я ему говорю, что это невозможно» или «Я говорю, что на безопасность нужно выделить столько‑то денег, а мне не верят». Все это дико с точки зрения коммуникации. Это признаки того, что тебя не слышат и не понимают, а ты не понимаешь людей.
— Что происходит на тренинге? Рассказывается обо всем этом подробнее?
— Да, буду рассказывать, показывать, объяснять, и мы будем очень много тренироваться, приобретать навыки на практике. Мы будем разбирать кейсы людей — например, кто‑то скажет: «У меня на работе такая‑то ситуация», и мы ее разберем. Посмотрим, какой типаж у человека по ту сторону, какие признаки дискоммуникации. Дальше я объясню, почему человек говорит то и другое, почему ты говоришь то и другое. Разыграем сценку с диалогом, я предложу какие‑то рекомендации, исходя из своих знаний. Будем тренироваться коммуницировать по‑другому!
Восемьдесят процентов тренинга — это практические упражнения и решение насущных проблем. Я — тот человек, который любит очень мало и сжато давать теорию и разрабатывать реальные примеры.
— Как долго будет длиться курс?
— Очно тренинги длятся два полных дня — с утра до вечера. Онлайновый аналог — это те же 16 часов, по два часа в день, например один раз в неделю. В стоимость тренинга, кстати, будет входить личный тест, по результатам которого выдают толстую книжку с подробным описанием личности каждого участника. В общем, с нетерпением жду начала и первых учеников!