Кла­виату­ры, как извес­тно, быва­ют раз­ные: подешев­ле и поп­роще из компь­ютер­ных магази­нов и кас­томные — их собира­ют вруч­ную. Каж­дая такая кла­виату­ра по‑сво­ему уни­каль­на. Соз­дание кас­томных кла­виатур — это целый увле­катель­ный мир со сво­ими осо­бен­ностя­ми и нюан­сами. Сегод­ня я рас­ска­жу тебе о рын­ке кас­томов, рас­клад­ках кла­виатур, устрой­стве кор­пусов, модах и аксессу­арах.

info

О дос­тоинс­твах механи­чес­ких кла­виатур и их устрой­стве читай в пре­дыду­щей статье: «Ме­хани­чес­кая Кла­ва. Как, зачем и из чего собирать свою кла­виату­ру».

 

Масс-маркет-клавиатуры

На­пишу нес­коль­ко строк толь­ко о тех масс‑мар­кет‑кла­виату­рах, которые не вызыва­ют чувс­тва печали (а какие‑то даже раду­ют за свои день­ги). Учи­тывая, что я не пер­вый год работаю с механи­чес­кими кла­виату­рами, с боль­шинс­твом из них я стал­кивал­ся лич­но. Стал­кивал­ся — это зна­чит ока­зывал тех­поддер­жку, ремон­тировал их, модифи­циро­вал, обслу­живал и прос­то поль­зовал­ся ими не один день. Итак, погово­рим о хороших брен­дах из катего­рии масс‑мар­кета.

 

Varmilo

«Вар­милки» могут пох­вастать­ся отличным креп­ким кор­пусом и кру­тыми кей­капами раз­нооб­разных рас­цве­ток. Леген­ды на кей­капах напеча­таны суб­лимаци­ей, при­чем напеча­таны хорошо. Края легенд рез­кие и чет­кие, что сви­детель­ству­ет о вдум­чивом под­ходе к делу: нем­ногие про­изво­дите­ли уме­ют хорошо печатать леген­ды методом суб­лимации. Кей­капы име­ют свой уни­каль­ный про­филь, напоми­нающий клас­сичес­кий «Чер­ри», но пло­щад­ки под паль­цы у Varmilo шире. Печатать на такой кла­виату­ре удоб­но. Еще в этих кла­вах с завода уста­нов­лены неп­лохие сма­зан­ные ста­били­зато­ры.

Типичная клавиатура Varmilo
Ти­пич­ная кла­виату­ра Varmilo

Те­перь о пло­хом: у Varmilo нет никако­го соф­та, а школь­ники или бухие мужики каким‑то обра­зом пос­тоян­но зажима­ют ком­бинации сва­па кла­виш Win с Fn либо вов­се выруба­ют кноп­ку Win, вызывая рыдания у сот­рудни­ков тех­поддер­жки. Потому что разоб­рать­ся с проб­лемой юзе­ры не в сос­тоянии, даже с инс­трук­цией. Это беда. Кро­ме этих фишек и управле­ния муль­тимедиа через зажатый Fn, кла­виату­ра не уме­ет вооб­ще ничего.

Она ста­новит­ся совер­шенно бес­помощ­ной, если ты хочешь сде­лать собс­твен­ную рас­клад­ку или наз­начить кла­вишам свой мак­рос. «Вар­мило» исполь­зуют перек­лючате­ли Cherry. Не луч­шие перек­лючате­ли, по край­ней мере на 2022 год. Они не име­ют смаз­ки, из‑за чего при печати даже на сай­лент‑перек­лючате­лях раз­дает­ся бешеный лязг и звон пру­жин — это ужас­но. Нюанс: пос­ле смаз­ки перек­лючате­ли «Чер­ри» вне­зап­но ста­новят­ся очень при­ятны­ми по так­тиль­ным ощу­щени­ям и зву­чат отлично.

 

Leopold

Это кла­виату­ры для нас­тоящих муж­чин. Клас­сичес­кий дизайн кор­пуса, нес­тандар­тный про­филь кей­капов под наз­вани­ем Step Sculpture 2. Он напоми­нает про­филь Cherry, но нем­ного пониже. В качес­тве метода нанесе­ния легенд исполь­зует­ся Double Shot. При­чем леген­ды получа­ются высоко­го качес­тва, но все же не иде­аль­ного. Количес­тво рас­цве­ток этих кла­виатур и кей­капов силь­но огра­ниче­но, и все они, пря­мо ска­жем, на боль­шого любите­ля.

Клавиатура Leopold
Кла­виату­ра Leopold

«Леополь­ды» исполь­зуют перек­лючате­ли Cherry, которые я уже упо­минал. У «Лео» нет никако­го соф­та или ком­бинаций кла­виш, толь­ко dip-перек­лючате­ли на дне кла­виату­ры, сочета­ниями которых мож­но свап­нуть пару кла­виш. И все. Но самое глав­ное — кла­виату­ра при всей сво­ей прос­тоте сра­зу же начина­ет гнить, если на нее что‑то про­лить. То есть если вечером за каточ­кой в тан­ки ты плес­нешь на нее нем­ного пива, то утром у кла­виату­ры может отка­зать весь ниж­ний ряд кла­виш, потому что диоды и про­чие ради­оэле­мен­ты сгни­ют и окис­лятся, а без них кла­виши не работа­ют. Ста­бы в «Леополь­дах» сма­заны «нанос­лоем», то есть смаз­ка как бы есть, но ее нас­толь­ко мало, что кла­виату­ра ляз­гает на всю ком­нату.

 

Dark Project

А кон­крет­но — KD87A на Gateron Cap Teal. Силь­ная сто­рона этих кла­виатур спря­тана внут­ри кор­пуса. Здесь исполь­зуют­ся перек­лючате­ли Gateron Cap Teal: эти сви­чи Dark Project заказы­вает нап­рямую у про­изво­дите­ля Gateron. Они име­ют не сов­сем стан­дар­тную конс­трук­цию, отли­чающуюся в луч­шую сто­рону от дру­гих кло­нов Cherry-MX. У обыч­ных MX-перек­лючате­лей на дне ниж­ней час­ти кор­пуса находит­ся втул­ка, в которую вхо­дит шток сте­ма (стем — это под­вижная часть сви­ча, на которую насажи­вает­ся кноп­ка). У серии Cap все инверти­рова­но. Втул­ка находит­ся на сте­ме, а шток — на дне кор­пуса.

Клавиатура Dark Project KD87A
Кла­виату­ра Dark Project KD87A

Это ощу­тимо сни­жает воб­линг сте­ма, то есть кноп­ка на кла­виату­ре мень­ше бол­тает­ся в сто­роны, если пошеве­лить ее паль­цем. Боль­шинс­тво юзе­ров подоб­ного эффекта не замеча­ет, но для некото­рых людей это важ­но. Еще перек­лючате­ли Gateron Cap Teal отлично сма­заны с завода, а зна­чит, никако­го зво­на пру­жин ты не услы­шишь, стем ходит очень плав­но, что дает при­ятные ощу­щения при нажатии. Пру­жины у них длин­нее пру­жин Cherry на 2 мм и находят­ся в пред­сжа­том сос­тоянии, что тоже ска­зыва­ется на ощу­щени­ях от работы с кла­вой.

У KD87A кру­тые акус­тичес­кие харак­терис­тики. Стем и ниж­ний кор­пус перек­лючате­ля сде­ланы из POM-плас­тика, а вер­хняя часть кор­пуса — из поликар­боната. POM-плас­тик в сви­че дает басовый звук («тук»), а не высокий («ток»), как на сви­чах Cherry из ней­лона. За счет это­го кла­виату­ры от «Дар­ков» зву­чат низ­ко и при­ятно — не бесяще. Кей­капы — одни из луч­ших с под­свет­кой сим­волов: так как это масс‑мар­кет, людям нуж­на RGB-под­свет­ка.

У «Дар­ков» есть свои мол­ды (фор­мы) для отливки кей­капов, а изго­тав­лива­ются они из совер­шенно неуби­ваемо­го PBT-плас­тика. Для легенд исполь­зует­ся проз­рачный ABS-плас­тик, при этом леген­ды нанесе­ны методом Double Shot и их невоз­можно сте­реть в прин­ципе. На этой кла­виату­ре уста­нов­лены ста­били­зато­ры типа PCB-Mount, такие ста­били­зато­ры исполь­зуют в кас­томных кла­виату­рах. Ста­били­зато­ры это­го типа не встав­ляют­ся в плейт кла­виату­ры, как ста­бы Plate Mount, а прик­ручива­ются к пла­те вин­тами со сто­роны дна и име­ют более низ­кие допус­ки при отливке, за счет чего работа­ют гораз­до тише ана­логов — они еще и неп­лохо сма­заны. Кро­ме того, у вла­дель­ца появ­ляет­ся отличная воз­можность для пос­леду­ющей про­кач­ки кла­виату­ры.

Так как в конс­трук­ции KD87A исполь­зуют­ся хот­сва­пы, мож­но заменить сви­чи, а ста­били­зато­ры пос­тавить, как у дорогих кас­томов, и получить замет­ную раз­ницу меж­ду магазин­ным образцом и про­качан­ной кла­виату­рой. При­мер такого апгрей­да мож­но уви­деть здесь. Кор­пуса у этих кла­виатур совер­шенно обыч­ные, каких‑то супер­наворо­чен­ных матери­алов не исполь­зует­ся, одна­ко раду­ет, что про­изво­дите­ли прок­ладыва­ют «шум­ку» меж­ду пла­той и плей­том. Мно­гие это­го не дела­ют. Софт — ну, он есть. Китай­ский, кри­вова­тый, но поз­воля­ющий ремапить кноп­ки и писать мак­росы плюс управлять под­свет­кой. До лидеров рын­ка, конеч­но, не дотяги­вает, но хоть что‑то.

www

Дер­жи ссы­лоч­ки на прог­раммы, которые спо­соб­ны в прог­рам­мном режиме переназ­начать кла­виши и писать мак­росы. С помощью это­го соф­та ты смо­жешь сде­лать поч­ти любую кла­виату­ру «умной», даже если по умол­чанию она ничего не уме­ла. Для Windows это KeyManager, для OS X — Karabiner.

 

Чем масс-маркет хуже кастомов?

Ес­ли крат­ко — то всем. Во‑пер­вых, прог­рам­мные воз­можнос­ти: кас­томную кла­виату­ру мож­но зап­рограм­мировать имен­но так, как удоб­но тебе, а не дядюш­ке Ляо с фаб­рики в Шэнь­чжэ­не. У сто­ковых кла­виатур софт чаще все­го адо­во кри­вой и неудоб­ный.

Вто­рой момент — кор­пуса и матери­алы. Учи­тывая, что сто­ковые кла­вы рас­счи­таны на мас­совые про­дажи, про­изво­дите­ли эко­номят на всем, на чем толь­ко мож­но. Кор­пуса дела­ют из дешево­го и тон­кого плас­тика, перек­лючате­ли исполь­зуют тоже самые прос­тые. Чаще все­го они либо пло­хие, либо более‑менее нор­маль­ные, в ред­ких слу­чаях хорошие (DP). А вот топ‑перек­лючате­ли за боль­шие день­ги в мас­совый сег­мент ник­то не ста­вит, пос­коль­ку они могут сто­ить боль­ше, чем сред­неста­тис­тичес­кая кла­виату­ра из магази­на.

Звук — это вооб­ще та грань, которая отде­ляет пло­хую кла­виату­ру от хорошей. Если твоя кла­виату­ра зву­чит как вед­ро с гай­ками, то, ско­рее все­го, ты будешь зак­лей­мен, осме­ян и опле­ван. К сожале­нию, боль­шинс­тво масс‑мар­кет‑кла­виатур зву­чат нас­толь­ко мер­зос­тно, что уди­витель­но, зачем их вооб­ще покупа­ют. У самых популяр­ных брен­дов не встре­тить ни сма­зан­ных перек­лючате­лей, ни сма­зан­ных ста­били­зато­ров. Поэто­му при нажатии на про­бел поль­зователь слы­шит жут­кий лязг плас­тика и метал­личес­кой ско­бы, при­чем нас­толь­ко гром­кий, что мож­но раз­будить Ленина в мав­золее.

Кей­капы — чаще все­го это ABS-плас­тик, тон­кий, неиз­носос­той­кий и пок­рытый крас­кой, в которой лазером выреза­ны леген­ды, что­бы буков­ки све­тились, ина­че не купят. Такие кноп­ки час­то лома­ются, обле­зают, шай­нят­ся (затира­ются до блес­ка), совер­шенно отвра­титель­но зву­чат, так как стен­ки у них очень тон­кие, а хороший звук любит тол­щину.

Осо­бая боль — это кей­капы на кла­виату­рах Logitech, осо­бен­но те, что юза­ются с перек­лючате­лями RomerG, они же Omron. По мне, так совер­шенно гадос­тные перек­лючате­ли, которые ни чер­та нель­зя заменить MX-сов­мести­мыми. Кро­ме того, на них невоз­можно натянуть никакие кей­капы, кро­ме фир­менных, которые сто­ят дороже любого перек­лючате­ля на рын­ке, так как ком­пания ими офи­циаль­но не тор­гует.

Рас­клад­ки — это ужас и боль любого, кто пытал­ся пос­тавить на свой Razer или Corsair дру­гой кей­кап‑сет. Нет, дру­жище, про­изво­дите­ли мас­совых кла­виатур не юза­ют пра­вос­лавный стан­дарт ANSI или ISO, они пош­ли собс­твен­ным путем и извра­тили ниж­ний ряд так, что, купив дорогой и хороший набор кей­капов, ты даже молот­ком его не забь­ешь на кла­виату­ру. У тебя не сой­дет­ся дли­на про­бела или дли­на некото­рых кно­пок — Win, Ctrl, Alt.

Ну и конеч­но же, внеш­ний вид. На рын­ке пол­но гей­мер­ских кла­виатур, демони­чес­ки сияющих все­ми цве­тами радуги и раду­ющих душу школь­ников оби­лием плас­тиковых рюшек. В соз­нании детей это выг­лядит дорого‑богато. На самом же деле — жут­ко убо­го.

В качес­тве аль­тер­нативы мож­но выб­рать при­лич­но выг­лядящую, но все‑таки плас­тиковую кла­виату­ру, как у Dark Project, Varmilo, Leopold, либо кла­ву с метал­личес­ким кор­пусом Vortex, где металл чуть тол­ще фоль­ги. Еще есть полуп­ласти­ковые Das Keyboard. У этих кла­виатур из метал­ла сде­лана толь­ко вер­хняя панель, но выг­лядят они при­лич­но, да и вооб­ще кла­виату­ры неп­лохие. Их я ува­жаю, толь­ко они тре­буют обя­затель­но сма­зать все ста­били­зато­ры сис­темы креп­ления Costar (ред­кий тип, иду­щий из глу­бины веков, но хороший). Еще при­дет­ся заменить сви­чи Cherry при­лич­ными, а штат­ные ABS-кей­капы — PBT… Короче, про­ще соб­рать свою кас­томную кла­виату­ру с нуля.

 

Форматы клавиатур

Фор­мат — это раз­мер кла­виату­ры и количес­тво кно­пок на ней. Фор­маты быва­ют стан­дар­тные, не очень стан­дар­тные, а быва­ют автор­ские. Перечис­лю самые популяр­ные сре­ди стан­дар­тных.

100% — full-size-кла­виату­ра с циф­ровым бло­ком спра­ва (иног­да сле­ва). Все масс‑мар­кет‑кла­виату­ры начина­ли с него, сей­час этот фор­мат пос­тепен­но уми­рает в домаш­нем исполь­зовании. Обыч­но люди не набира­ют очень мно­го цифр, а зна­чит, им не нужен циф­ровой блок. Мож­но на нем сэконо­мить и сде­лать кла­виату­ру ком­пак­тнее и дешев­ле. Кас­томы это­го фор­мата встре­чают­ся чуть чаще цве­туще­го папорот­ника, увы, он не поль­зует­ся популяр­ностью у кла­виатур­ных гиков.

Клавиатура формата full-size
Кла­виату­ра фор­мата full-size

Фор­мат 80%, он же TKL (tenkeyless) — это кла­виату­ры без циф­рового бло­ка. Золотая клас­сика. 75% — поч­ти то же самое, но в более ком­пак­тной ком­понов­ке без кно­пок Scroll Lock, Insert, Pause и нес­коль­ких дру­гих. Мой лич­ный фаворит в лице кла­виату­ры GMMK PRO. Фор­мат 65% — это ког­да от фор­мата 75% отре­зали ряд фун­кци­ональ­ных и пароч­ку дру­гих кла­виш. 60% — это фор­мат 65%, от которо­го отре­зали еще нес­коль­ко кно­пок и убра­ли стрел­ки. Осо­бен­но любим пок­лонни­ками ком­пак­тных раз­меров и минима­лиз­ма.

 

Раскладки клавиатур

В одном и том же фор­мате мож­но встре­тить кла­виату­ры с раз­ным количес­твом и рас­положе­нием кла­виш. Нап­ример, рас­клад­ка WKL (winkeyless) — это фак­тичес­ки TKL (tenkeyless), но без двух кла­виш Win. Кла­виша про­бела в этой рас­клад­ке уве­личе­на с 6,25 юни­та до 7 юни­тов, а Ctrl и Alt с 1,25 юни­та до 1,5. Еще час­то дела­ют раз­ные рас­клад­ки на кла­виату­рах фор­мата 60%. Тут и ANSI, и Tsangan, и кла­вы со сплит‑про­бела­ми, и даже стрел­ки умуд­ряют­ся запихи­вать в фор­мат 60%. Под­робнее о рас­клад­ках мож­но про­читать тут.

Клавиатура формата 60%
Кла­виату­ра фор­мата 60%
 

Разрядка рядов

Раз­рядка рядов — это про­межут­ки меж­ду рядами кла­виш. К при­меру, обра­тим вни­мание на GMMK PRO. У этой кла­виату­ры фор­мата 75% ряд функциональных кла­виш отде­лен про­межут­ком от циф­рового ряда, а пра­вый стол­бец и стрел­ки отде­лены от бук­венно­го бло­ка кла­виш.

Клавиатура GMMK PRO
Кла­виату­ра GMMK PRO

Бы­вают кла­виату­ры, где ряд фун­кци­ональ­ных кла­виш име­ет раз­рядку, а стрел­ки и пра­вый стол­бец кла­виш при­мыка­ют к бук­венно­му бло­ку, — так устро­ена, нап­ример, Percent Studio Trio75. Еще встре­чают­ся самые ком­пак­тные вари­анты без раз­рядки вов­се, такие как KBD75.

 

Стаггер

Стаг­гер — это сдвиг рядов кла­виш отно­ситель­но друг дру­га. Если ты вни­матель­но пос­мотришь на свою кла­виату­ру, то уви­дишь, что кла­виши рас­положе­ны не друг над дру­гом, а с неболь­шим сме­щени­ем. Клас­сичес­кий стаг­гер — то, на чем печата­ет боль­шинс­тво людей. Так­же быва­ет вер­тикаль­ный стаг­гер, этот метод сдви­га исполь­зует­ся в некото­рых эрго­номич­ных кла­виату­рах, нап­ример Jorne или Cornelius.

Вертикальный стаггер
Вер­тикаль­ный стаг­гер

Еще быва­ет мат­ричный стаг­гер, на нем дела­ют орто­линей­ные кла­виату­ры, у них нет никако­го сдви­га рядов кла­виш отно­ситель­но друг дру­га. Нап­ример, Atlas.

 

Эргоклавиатуры

Глав­ное отли­чие эрго­номич­ных кла­виатур от обыч­ных — в изме­нении положе­ния рук при печати. Эргокла­виату­ры дают воз­можность дер­жать руки более естес­твен­но для челове­ка. Так­же эргокла­виату­ры име­ют раз­личные сдви­ги рядов и раз­личное количес­тво кла­виш. Сре­ди них встре­чают­ся как монолит­ные, нап­ример X-Bow, TGR Alice, Kinesis, так и раз­делен­ные на две час­ти, каж­дая под свою руку, нап­ример Ultimate Hacking Keyboard, ErgoDox EZ. Такие кла­виату­ры называ­ют эргос­пли­тами. Кста­ти, эргос­пли­ты осо­бен­но любимы в сооб­щес­тве open source, час­то про­дают­ся и собира­ются как DIY-наборы. Яркие при­меры — Lily58, Sofle, Jorne, Corne, Jian, Jiran.

Продолжение доступно только участникам

Вариант 1. Присоединись к сообществу «Xakep.ru», чтобы читать все материалы на сайте

Членство в сообществе в течение указанного срока откроет тебе доступ ко ВСЕМ материалам «Хакера», позволит скачивать выпуски в PDF, отключит рекламу на сайте и увеличит личную накопительную скидку! Подробнее

Вариант 2. Открой один материал

Заинтересовала статья, но нет возможности стать членом клуба «Xakep.ru»? Тогда этот вариант для тебя! Обрати внимание: этот способ подходит только для статей, опубликованных более двух месяцев назад.


Подписаться
Уведомить о
7 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии