Если вы видите вещи, которых нет на самом деле, это означает одно из двух: вы
либо нуждаетесь в отдыхе в маленькой уютной комнате с мягкими стенами, либо
являетесь одним из первых пользователей революционной технологии, которая в
самое ближайшее время заставит нас увидеть окружающий мир совершенно по-новому.
Встречайте дополненную реальность!

Дополненная реальность (augmented reality) – это технология,
позволяющая накладывать информацию поверх изображения реального мира. Благодаря
этому можно обзавестись зрением, как у Терминатора, а значит, не только быстрее
выслеживать врагов, но и без труда находить точки доступа Wi-Fi.

Мы – хозяева Земли и всех ее технологий. Мы способны отыскать выход
практически из любой ситуации, даже на случай злого умысла провидения.

В некоторой степени дополненная реальность – это всего лишь новый
способ получения доступа к данным, однако влияние этой технологии на общество
может оказаться сравнимым с эффектом от появления Интернета. Глобальная сеть
сделала информацию более контекстно-зависимой, то есть определяемой окружающими
условиями. Сегодня уже не обязательно рыться в библиотечных карточках – поиск
стал быстрым и удобным, а  нужные сведения можно получить мгновенно.

Дополненная реальность закрепит и многократно преумножит эти успехи,
благодаря чему наши отношения с информацией станут более эргономичными.
Найденные в Сети данные будут автоматически доставляться пользователям в
повседневной жизни. Следовательно, чтобы найти хорошую кофейню, вам не придется
прибегать к помощи поисковиков, ведь перед вашими глазами мгновенно окажется
список приличных заведений, отзывы посетителей, а также информация о фирменных
блюдах и наличии Wi-Fi. Рольф Хайнич, автор книги о дополненной реальности "The
End of Hardware", называет новую технологию способом создания "гиперссылок в
реальном мире" и уверен в том, что она сделает жизнь "конечного пользователя"
более удобной.

 

Первое поколение

Если вы любите футбол или хоккей, значит уже наверняка успели познакомиться с
дополненной реальностью. Реклама, отображаемая на ограждении вокруг поля,
зачастую является лишь виртуальной картинкой, накладываемой компьютером в
реальном времени.

Впрочем, это лишь цветочки, а вот самые сочные ягодки появятся в индустрии
мобильных телефонов, которая станет главной движущей силой развития дополненной
реальности. Новейшие телефоны, оснащенные GPS, камерами и компасами, научатся
определять ваше точное положение и направление движения, благодаря чему
информация будет непрерывно корректироваться в зависимости от того, где вы
находитесь и куда смотрите. Вам останется лишь смотреть на мир сквозь дисплей
телефона с включенной видеокамерой.

Уже сегодня для платформ Apple iPhone, Google Android, а также новейших
версий Symbian OS и Windows Mobile существуют приложения, реализующие
возможности дополненной реальности.

Самой первой программой такого рода стала Wikitude, которая представляет
собой нечто похожее на Википедию. Приложение доступно в версии для Google
Android с конца 2008 года, для iPhone с октября 2009-го и с недавних пор – для
Symbian OS. Программу уже скачали более 50000 человек. Wikitude использует
интерфейс в стиле Google Maps и дает возможность сохранять географические
координаты объектов, представляющих интерес (по сути, геотаггинг), а затем
делает эту информацию доступной всем пользователям, которые окажутся в том же
месте. "Wikitude работает подобно продвинутому навигатору, который объединяет в
себе карту, GPS и путеводитель", – объясняет глава отдела широкополосного
доступа сотовой компании T-Mobile Ричард Уормсли.

Чтобы приложение было полезным кому-нибудь, кроме энтузиастов, необходим
качественный контент, а не просто любительские фотографии, присланные блогерами,
вооружившимися смартфонами. Впрочем, приложения, помогающие решать специфические
задачи и предоставляющие разнообразный контент, существуют.

Нидерландская разработка Layar представляет собой отличный способ справиться
с постоянно увеличивающимся потоком информации, льющейся из Интернета. Layar
позволяет выбирать слои с данными, которые отображаются на дисплее телефона.
Каждый слой (а сейчас их около 300) обеспечивает доступ к разным видам
информации – от советов по съему жилья в Японии до поиска ближайшего
"Макдоналдса" или станции метро в Париже или Лондоне.

Брюс Томас из лаборатории мобильных компьютеров Университета Южной Австралии
полагает, что "существует еще пара ограничений, которые следует устранить, чтобы
сервис стал по-настоящему успешным". Однако, судя по тому, как быстро ранние
последователи освоились с дополненной реальностью, а крупные мобильные бренды
обеспечили поддержку для соответствующих программ, к 2012 году эта технология
приобретет значительную коммерческую ценность.

Однако с новинкой "балуются" не только изготовители мобильных телефонов. Если
у вас есть компьютер и веб-камера, то вы можете уже сейчас испытать на себе
прелести дополненной реальности. В июле 2009 года читатели американского
журнала Popular Science получили необычный номер: если поднести его к веб-камере,
на дисплее ПК можно увидеть трехмерное анимированное изображение ветряной
электростанции, выступающее прямо из обложки. А если еще и подуть в микрофон, то
пропеллеры начнут вертеться быстрее! Увидеть, как это происходит, можно
здесь.

Этот рекламный инструмент становится все более популярным при продвижении
новых фильмов и игр. Австралийские поклонники картины "Ночь
в музее – 2
" могли поднести к веб-камере рекламный флаер фильма и увидеть
трехмерного Бена Стиллера с его знаменитой глуповато-безумной улыбкой – жестоко,
но эффективно. Компания Lego применяла схожую технологию – упаковки с
конструкторами демонстрировали варианты собранных моделей.

Этой зимой в продаже появились первые игрушки, созданные с использованием
дополненной реальности. Игра Sony EyePet дает игрокам  возможность
взаимодействовать с забавными виртуальными зверьками, используя веб-камеру, а
фигурки персонажей из фильма "Аватар" поставляются со специальными метками,
позволяющими видеть анимированные, летающие, стреляющие изображения Джейка Салли,
костюма усиленной подвижности и вертолета "Скорпион". Ах да, если по какой-то
причине вы еще не посмотрели данный фильм, то можете и не знать обо всех этих
волнующих вещах, но не беспокойтесь – маркетинговое цунами скоро заполнит
пробелы в вашей эрудиции.

 

Перспективы

Применение дополненной реальности в таких областях, как компьютерные игры,
туризм, покупки, гаджеты, социальные сети, военное дело и даже сборка мебели,
позволит сделать решение различных задач более простым и даже веселым делом (не
в двух последних случаях, разумеется). Но чтобы получить от новой технологии
максимум, требуется придумать замену сотовым телефонам. Необходимо новое
устройство, построенное на совершенно иных принципах. В идеале оно должно
транслировать информацию непосредственно в глаза, превращая нас в этакие
бионические всевидящие придатки Интернета.

К счастью, решение уже есть: Бабак Парвиз, исследователь из Вашингтонского
университета, создал электронные контактные линзы с беспроводным питанием,
которые великолепно решают означенную проблему. Они должны появиться "еще при
нашей жизни", но все же – увы и ах! – не завтра. А пока нам придется
использовать шлемы виртуальной реальности, причем желательно, чтобы они не
делали владельца похожим на Робокопа. После нескольких неудачных попыток
американская компания Vuzix запустила в производство Wrap 920 AV – первый
серийный виртуальный шлем, который не стыдно надеть на людях. Хотя это даже не
шлем: устройство напоминает чуточку старомодные солнечные очки и позволяет
одновременно видеть объекты дополненной реальности, а также все происходящее
вокруг вас.

В реальном мире для такой технологии существует множество применений, и самое
очевидное – в играх. Компания Microsoft представила проект Project Natal,
который позволит создавать игры, где управление будет осуществляться за счет
движений тела пользователя. Представьте, что центр действия игры перемещается
непосредственно в вашу комнату: вы можете сражаться с врагами в рукопашном бою,
посылая их в нокаут ударами кулаков, водить гоночный болид, сжимая руками
несуществующий руль, и даже гонять мяч, пиная воздух ногами. В 2002 году в
лаборатории мобильных компьютеров Университета Южной Австралии была создана игра
ARQuake (версия знаменитого шутера Quake), использовавшая элементы дополненной
реальности. Для начала программисты построили трехмерную модель университетского
городка. Затем они снабдили игрока прозрачным виртуальным шлемом, мобильным
компьютером, системой определения положения камеры и улучшенным GPS-приемником
(определявшим позицию с точностью до 50 см, а не 5 метров, как обычно). В
результате человек получил возможность ходить по университету и убивать
монстров, прятавшихся за углами и под кафедрами. Введите в поиске на сайте
YouTube запрос "ARQuake" и оцените, что получилось. Жаль, что игру нельзя
приобрести – мы бы с удовольствием побегали по родимому вузу с лучеметом
наперевес. Кстати, подобные разработки применяются в военных проектах уже
сегодня.

Американская "Система имитации боевых условий методом компьютерной симуляции"
(BARS) есть не что иное, как дополненная реальность на службе армии. BARS
использует ту же концепцию, что и ARQuake, но делает это гораздо более
практичным способом, помогая солдатам эффективнее действовать при столкновениях
с противником в сложных городских условиях. Если, находясь в опасном районе, вы
решите остановиться и посмотреть на карту, тогда будете представлять собой
неподвижную мишень. Но если на вас надет виртуальный шлем с поддержкой BARS,
тогда карта просто появится перед вашими глазами, а благодаря алгоритмам
прогнозирования расположения врага (использующим данные о его предыдущих
перемещениях) вы даже сможете получить подсказку о том, куда лучше не совать
нос. Эта система была опробована в Ираке и еще далека от совершенства, но через
три года ее использование войдет у американских солдат в привычку.

Те же технологии могут быть использованы и в обучении. Например, открывая
учебник, вы сможете видеть не только иллюстрации, но и трехмерные примеры.
Представьте, насколько более интересными стали бы уроки истории, если бы в них
использовались элементы дополненной реальности: ничто так не увлекло бы
школьников, как, скажем, анимированное изображение льва, закусывающего
гладиатором в Колизее.

Дополненная реальность пригодится людям очень многих профессий.
Пожарные, подходящие к горящему дому, смогут получать схемы этажей с указанием
положения жильцов и газовых труб. Докторам не придется отвлекаться на просмотр
рентгеновских снимков: изображение будет просто накладываться на пациента. Кроме
того, врачи смогут буквально заглядывать внутрь тела, благодаря чему значительно
повысится точность диагностирования. Конечно, в таком случае серии "Доктора
Хауса" станут менее интересными, но зато и врачебные ошибки будут происходить
реже.

Не менее приятные сюрпризы ждут тех, кто любит мастерить, а также покупателей
разнообразных гаджетов. Инструкции и руководства выйдут на новый уровень
интерактивности. Подключая только что купленную аудиосистему или собирая
новенький гардероб из магазина "ИКЕА", вы сможете увидеть поэтапную инструкцию,
висящую прямо над кучей проводов или горой деталей. Это сэкономит вам время и
нервы, сбережет семейный покой, а также поможет сделать мир более тихим местом.

Разумеется, дополненную реальность не обошли вниманием рекламщики и
маркетологи. Они очень хотят "помогать" нам совершать покупки, предлагая то,
что, на их взгляд, нам хотелось бы приобрести. Представьте, что, проходя мимо
музыкального магазина, вы будете всякий раз видеть список "рекомендованных"
альбомов, который подскажет, что, судя по вашим предыдущим покупкам, вы срочно
нуждаетесь в альбоме "Лучшие хиты подстольных вечеринок". Как вам такая идея?
Привыкайте. Кстати, Intel уже продвигает систему, которая позволит примерять
одежду виртуально, не посещая магазины.

Дэн Чапмэн, глава цифрового отдела лондонского агентства BLM Red считает: "Мы
сможем превратить походы по магазинам в более приятное занятие, направляя
покупателей к тем вещам, которые им нужны, и демонстрируя, как эти вещи будут
выглядеть при носке".

Конечная цель всего этого в том, чтобы каждый человек существовал в своей
собственной персонализированной реальности и был окружен индивидуально
подобранной информацией. Подобно пользовательским аватарам, применяемым в
социальных сетях типа "ВКонтакте" или Twitter, личное окружающее пространство
можно будет украшать и видоизменять по своему вкусу. Это означает, что широкое
распространение дополненной реальности приведет к фундаментальным
социальным, культурным и технологическим изменениям.

"Наиболее интересное повседневное применение дополненной реальности – это
установление связи между реальным человеком и его альтер эго в социальных
сетях", – считает Ричард Лейланд, технический аналитик, создатель
iPhone-приложения WorkSnug. Лейланд надеется, что дополненная реальность откроет
доступ к информации, хранящейся на наших страницах в Facebook, "ВКонтакте",
MySpace и т.п. Он полагает, что мы получим возможность избирательно делиться
частицами своего цифрового "я" с окружающим миром.

Ричард Уормсли из T-Mobile добавляет: "Общение в социальных сетях ведет к
размыванию границ между онлайновой и офлайновой жизнью и в итоге сделает
возможным применение хранимой в пользовательских аккаунтах информации в
контексте реального мира". Например, эта информация сможет появляться в виде
"облачков" с надписями над головами людей. Благодаря головокружительному успеху
Twitter транслирование собственных мыслей на весь мир стало очень популярным
занятием, но выкладывать на всеобщее обозрение (в виде облачка над головой) свои
планы на вечер – это, пожалуй, чересчур. Пользователям придется с осторожностью
относиться к тому, что они пишут, либо ограничивать круг тех, кто имеет доступ к
такой информации.

"Скоро нас будут повсюду окружать виртуальные предметы и устройства, которые
заменят подавляющее большинство современных интерфейсов", – пишет Рольф Хайнич в
своей книге "The End of Hardware". Хайнич рисует мир будущего, где "физические"
органы управления уступят место массовой персонализации и виртуальным
пользовательским настройкам. Например, вы получите возможность выбирать внешний
вид приборной панели автомобиля. Вместо черной пластиковой панели вашего Fiat
Punto можно будет установить элегантную приборную доску Audi A8, и хотя ходовые
качества машины при этом не изменятся, вам наверняка покажется, что скорость
возросла.

Система SixthSense, созданная исследователем Пранавом Мистри из
Массачусетского технологического института, – это страшное предзнаменование для
традиционных устройств. Собрав свое детище из простых компонентов стоимостью
$350 (камера, минипроектор, зеркало, а также цветные  колпачки от
маркеров), Мистри может управлять интерфейсами не хуже, чем Том Круз в фильме
"Особое мнение", а любая поверхность при этом превращается в дисплей. Молодой
ученый передвигает и корректирует изображения, "щелкает" фотографии руками и
работает с виртуальными документами легко, словно они являются физическими
объектами. Это отчасти напоминает компьютер-стол Microsoft Surface, но с одним
важным отличием – использовать можно любую поверхность.

Логическим завершением данной идеи будет мир без ноутбуков, компьютеров,
электронных книг и даже клавиатур – довольно необычное зрелище, надо полагать.
Это даже не рывок вперед, а настоящий тектонический сдвиг, который пока довольно
трудно себе представить, хотя его реализация – лишь дело времени…

 

Ограничения

Прежде чем наши головы закружатся от утопических видений, пожалуй, стоит
поговорить об ограничениях, свойственных дополненной реальности.

"Дополненная реальность – это всего лишь интерфейс, важность и полезность
которого определяется проходящей через него информацией. Без ценного и вовремя
доставляемого содержимого, дополненная реальность будет всего лишь еще одним
окном в огромной пустой комнате", – уверен Адам Гринфилд, глава отдела дизайна
компании Nokia и автор книги "Everyware" о компьютерах будущего. Взять хотя бы
мобильное приложение Layar. "300 информационных слоев" – звучит впечатляюще, но
среди них полно таких, чья ценность, мягко говоря, сомнительна. Едва ли описания
второстепенных достопримечательностей какой-нибудь глубинки либо данные о высоте
всех пиков в горах Швейцарии помогут вам найти дорогу в крупном европейском
городе.

Алистер Джеффс из компании Eyeply предупреждает: "Пространства, в которых
приходится действовать современным мобильным системам дополненной реальности,
настолько велики, что отдача обычно оказывается малоэффективной и
недостаточной". Соотношение ожиданий и достигнутых результатов таково, что
реализованные возможности дополненной реальности в настоящее время выглядят
довольно невзрачно и даже могут разочаровать.

Это напоминает ситуацию с виртуальной реальностью, от которой когда-то ждали
невиданных чудес, хотя на практике ничего особенного (кроме "Газонокосильщика")
сделано не было. Компания Eyeply хочет обойти эту проблему, концентрируя свои
усилия на "компактных пространствах с четко определенными параметрами и заданным
периметром" (например, стадионы и парки развлечений). Применение дополненной
реальности в подобных легко управляемых местах позволит обеспечить приемлемый
уровень интерактивности, а не распылять силы, как это делают приложения вроде
Wikitude.

Существуют и другие программы с четко сформулированными целями. Lookator и
Worksnug рассчитаны на фрилансеров, предпочитающих работать в общественных
местах, и позволяют находить точки доступа Wi-Fi. Помимо этого, Worksnug
указывает, где находятся кафе, а в качестве бонуса предлагает рейтинг качества
кофе и комфорта. Однако Адам Гринфилд из Nokia полагает, что в этом кроется
потенциальная проблема: "Дополненная реальность в ее современном воплощении
может сделать пользователя уязвимым. Думают ли сторонники этой технологии об
опасностях, подстерегающих человека, неподвижно стоящего, зажав телефон в
вытянутой руке, посреди плотного городского движения?" Правда, это соображение
не отпугнуло десятки тысяч тех, кто уже скачал Wikitude и Layar…

Несомненно, дополненная реальность пока еще недостаточно удобна и
проста, да и всю предоставляемую в ней информацию легко найти в Интернете с того
же мобильного телефона. Однако, едва опробовав этот способ взаимодействия с
окружающей средой, вы сразу же убедитесь в его преимуществах по сравнению с
обычными онлайновыми услугами. По мере улучшения качества приложений и
увеличения объема контента, дополненная реальность превратится в неотъемлемую
часть повседневной жизни. Сегодня Интернет пронизывает почти все сферы нашего
бытия,  но для пользования этим благом необходим дисплей компьютера или
портативного устройства. Пора сломать эту стену между людьми и информацией! Мало
кому сегодня нужен бумажный словарь – гораздо удобнее найти нужное слово в Сети,
сделав пару кликов мышью. Точно так же потеряют свою значимость и мыши, когда
информация будет транслироваться человеку непосредственно в глаза.

 

Пять слоев дополненной реальности, доступных уже сегодня

 

Интернет-очки

Специалист по дополненной реальности Брюс Томас уверен, что такие очки –
это будущее мобильного Интернета. Wrap 920 AV, созданные компанией Vuzix,
являются первыми прозрачными очками, отображающими информацию и создающими
дополненную реальность. Предполагаемое время появления: 2010 год.

 

SixthSense

"Переносной жестовый интерфейс", разработанный Пранавом Мистри из MIT
позволяет движениями рук в воздухе перемещать проецируемые на стену
электронные документы и творить прочие чудеса. Все компоненты этой системы
существуют сегодня и в общей сложности стоят всего $350. На стадии
прототипа.

 

Бионические глаза

Бабак Парвиз из Вашингтонского университета создал микросхему настолько
компактную, что ее можно встроить в контактную линзу. Кролик легко
выдерживает ношение таких линз в течение 20 минут. Впрочем, ученый упорно не
хочет отвечать на вопросы о том, когда эта технология будет доступна
каждому, лишь намекает, что это случится при его жизни… Предполагаемое время
появления: конец 2020-х годов.

 

Игры c AR

Не терпится попробовать? Скачайте приложение Virus Killer 360 , и вы
сможете защитить себя (и свой iPhone) от микроскопических захватчиков из
дополненной реальности. Доступно сейчас.

 

Sasquatch

Телефон не умеет взаимодействовать с AR? Если у вас есть ПК, принтер и
веб-камера, зайдите на сайт

www.livingsasquatch.com
и заставьте снежного человека исполнить танец…
Доступно сейчас.

[По материалам журнала Т3]

Оставить мнение

Check Also

Мошенничество по воздуху. Разбираем возможность Cryptogram Replay Attack в Apple Pay

Задача платежной системы — списать нужную сумму в пользу продавца со счета верное число ра…