В те времена, когда сайты были небольшими, необходимости в отдельной сборке фронтенда не было. Однако объем и сложность CSS и JS все увеличивались, и вид, в котором удобно разрабатывать, стал сильно отличаться от вида, в котором нужно показывать результат пользователю. Появились такие задачи, как конкатенация (склеивание) файлов, минимизация кода и даже предварительная компиляция. Результатом этого стали специализированные системы сборки фронтенда, о которых мы и расскажем.
Разумеется, как только необходимость в сборке стала ощутима, тут же на фронтенд начали переползать инструменты, использовавшиеся бэкендом. Основная их проблема и причина того, что в данный момент их все меньше используют для фронтенда, — они совершенно не заточены под его специфику, так как структура проекта, используемые технологии и цикл разработки очень сильно зависят от задач проекта и могут значительно отличаться. Тот же Ant, например, обладает многословным синтаксисом и не особо умеет делать нужные для фронтенда вещи: встроенных задач совсем немного, а расширяется он плохо. Если говорить о GNU make, то он гораздо более универсальный, поскольку оперирует shell-командами. Из недостатков нужно упомянуть об особом синтаксисе, который надо дополнительно изучать, необходимости хорошо знать shell, а также тенденции к быстрому усложнению Makefile при росте требований к сборке.
Давай рассмотрим средних размеров сайт со стандартной структурой и попробуем перечислить основные этапы сборки, которые он проходит. Для простоты предположим, что ты не заморачиваешься с созданием разных JS-файлов для разных страниц, но при этом хочешь держать в девелопмент-окружении несколько небольших файлов, чтобы поддержать какую-никакую модульность. Обычно это выглядит как-то так:
/libs/
jquery.min.js
underscore.min.js
/js/
common.js
carousel.js
popups.js
....
Система сборки обычно делает следующее:
- конкатенирует все JS-файлы в один (в нужном порядке, мы же не хотим загрузить наши скрипты раньше, чем jQuery);
- проверяет JS-код на валидность (например, с помощью JSHint);
- минимизирует код, по необходимости его обфусцирует (то есть делает непонятным);
- конкатенирует CSS-файлы (порядок тут тоже важен, так как свойства часто переопределяются);
- минимизирует CSS;
- складывает файлики в отдельную директорию, из которой ты и подключаешь их в своем HTML.
Зачастую эта простая схема усложняется дополнительными требованиями: прогоняются тесты, компилируется код CSS-препроцессоров, оптимизируются картинки, компилируются шаблоны.
Все эти задачи, и даже больше, умеют решать современные инструменты сборки. Будем рассматривать самые популярные решения, которые работают на платформе Node.js. Общим их преимуществом является понятный язык, который знают (или считают, что знают) все фронтенд-разработчики, изначальная направленность на решение задач фронтенда, а также понятное Node.js окружение, в котором ты, может быть, уже разрабатываешь свое приложение.
Grunt
Grunt — самый старый, самый главный и самый популярный инструмент для сборки. Почти все рассматриваемые нами системы сборки так или иначе сравнивают себя с Grunt, а некоторые и возникли как более быстрые или более простые его альтернативы. Несмотря на это, у него есть пара существенных недостатков.
Во-первых, как отмечают многие фронтенд-разработчики, Grunt многословен. На настройку простой системы сборки потребуется конфиг под сотню строк. Впрочем, само по себе это не такой уж недостаток: конфиг читается довольно легко, а в силу популярности Grunt найти уже готовый конфиг под типовую задачу обычно не представляет труда.
Во-вторых, Grunt разрабатывался как универсальный продукт, то есть на его основе можно решить практически любую задачу, связанную со сборкой проекта. Это круто, но за универсальность приходится платить. Как упоминавшейся многословностью, так и скоростью. В сравнении с другими системами сборки на Node.js Grunt заметно медленнее, и, что особенно неприятно, имеет тенденцию замедляться по мере роста проекта. Если не вдаваться в детали архитектуры Grunt, то причина кроется в том, что каждый раз, когда тебе нужно собрать, например, JS-файл, он пересобирает все JS-файлы. Можно постараться ускорить процесс сборки, прописав вручную необходимые связи между файлами, но на проекте со сложным деревом зависимостей файлов это может оказаться чрезмерно сложным.
Несмотря на все это, у Grunt огромная экосистема: сотни плагинов, тысячи проектов, миллиарды разработчиков, вот это все. То есть мало того, что Grunt универсален, еще и плагин под твою задачу уже, скорее всего, написан.
Подводя итог, можно сказать, что Grunt — отличный выбор для маленьких и средних проектов, особенно если раньше ты не настраивал никаких систем сборки. Огромное комьюнити, куча плагинов, понятная документация и даже статьи и доклады на русском языке для тех несчастных, кто без этого не может. Ну и конечно, если в дальнейшем по каким-то причинам Grunt перестанет тебя устраивать, всегда можно перейти на другую систему, лишенную его недостатков.
Gulp
Gulp — активно развивающаяся в данный момент система сборки. В основе ее архитектуры лежит использование потоков в Node.js, что позволяет не записывать на диск временные файлы и папки. Основные достоинства Gulp — скорость и краткость конфига. Причем если первое бесспорно, то краткость по сравнению с Grunt достигается просто за счет другой его структуры. Если в конфиге Grunt ты по отдельности оперируешь плагинами, настраивая каждый из них, то в конфиге Gulp нужно описывать процесс, который должен пройти каждый файл (или набор файлов), чтобы быть собранным. Вот жизненный пример компиляции SASS:
gulp.task('styles', function() {
return gulp.src('styles/*.scss')
.pipe(sass({ style: 'expanded' }))
.pipe(rename({suffix: '.min'}))
.pipe(minifycss())
.pipe(gulp.dest('build/styles/css'));
});
В первой строчке мы регистрируем задачу для Gulp с именем styles
. Затем последовательно описываем, что же нужно сделать с каждым из файлов, подходящим под маскуstyles/*.scss
: компилируем SASS, добавляем .min
к имени файла, минимизируем, кладем в конечную директорию. Если с этим файлом понадобится делать что-то еще, мы просто добавим соответствующую команду, например .pipe(добавить комментарий с ASCII-единорогом в начало файла)
(надеюсь, для этой повседневной задачи сделают наконец плагин). Мне такой подход к написанию конфига нравится больше: он лучше описывает, что же реально происходит с твоими файлами.
Конечно, пока Gulp проигрывает Grunt по количеству плагинов, но для множества задач плагины есть. Скорее всего, тебе хватит существующих плагинов, а если будет чего-то очень не хватать, всегда можно написать свой (шутка). Кстати, есть пакет gulp-grunt, который позволяет запускать задачи Grunt из Gulp, если прям очень надо.
Если тебе нравится подобный подход к сборке, важна скорость и не нужно выполнять специфические задачи, плагин для которых есть только для Grunt, то Gulp может стать отличным выбором. На настоящий момент Gulp остается самым серьезным конкурентом Grunt.
Broccolli
Самый молодой из рассматриваемых инструментов сборки, находится сейчас, по сути, в стадии разработки. Разработчики Broccolli не скрывают, что вдохновлялись Gulp, однако считают некоторые концепции, лежащие в его основе, ошибочными. Например, они выбрали кеширование всех промежуточных результатов сборки (причем реализуемое каждым из плагинов) для ее ускорения вместо частичной пересборки только требуемых файлов. Также им не понравилось, что Gulp лучше всего оперирует с трансформацией одного файла в один итоговый, то есть один к одному. Чтобы улучшить выполнение операций вида «много к одному», в данный момент Gulp разрабатывает сложную схему с созданием виртуальной файловой системы, что разработчикам Broccolli кажется лишним усложнением и проявлением слабости изначальных концепций Gulp. Broccolli изначально оперирует понятиями деревьев вместо файлов и совершает только трансформации деревьев в другие деревья (пусть даже вырожденные и из одной вершины).
Очень разумный теоретический подход к проблеме сборки не снимает проблемы количества расширений к Broccolli. К сожалению, их около двух десятков и выполняют они только самые базовые задачи. Если хочется попробовать что-то новое, посмотри на Broccolli, он достаточно быстр, активно разрабатывается, но, наверное, для применения на серьезных проектах еще сыроват.
Brunch
Brunch создавался с той же задачей — уделать Grunt по всем фронтам, но подошел к ней совсем с другой стороны. Разработчики Brunch решили взять хорошим пониманием предметной области, то есть сделать менее универсальный инструмент, который будет заточен именно под задачи фронтенда, например без всяких настроек понимать, что *.js
— это файл со скриптами, *.coffee
— CoffeeScript и так далее. Brunch довольно быстрый, гораздо быстрее Grunt, но чуть медленнее Gulp. К безусловным достоинствам Brunch стоит отнести также действительно компактный конфиг, меньше, чем у Grunt и Gulp, в разы. Вот, например, простой конфиг Brunch:
exports.config =
files:
javascripts:
joinTo:
'javascripts/app.js': /^app/
'javascripts/vendor.js': /^(bower_components|vendor)/
stylesheets:
joinTo: 'stylesheets/app.css'
order:
after: ['vendor/styles/helpers.css']
templates:
joinTo: 'javascripts/app.js'
Заметь, что конфиг можно писать как на CoffeeScript (как в данном случае), так и на обычном JS. Мы создаем обычный модуль, который возвращает JSON с настройками сборки.
Обрати внимание на ключи joinTo и order. Это и есть знание предметной области, о котором я упоминал, — на уровне конфига Brunch знает, что ты, скорее всего, захочешь склеить файлы, причем некоторые раньше остальных. Именно это позволяет заменить 400 строк конфига Grunt на 20–30 строчек Brunch.
Плюс к этому экосистема Brunch гораздо меньше, чем у Grunt и даже чем у Gulp. Плагинов около 50 (сравни с 450+ у Gulp, например), развитие идет не очень быстро, в общем, здесь все довольно печально.
Подводя итог: если тебе очень нравятся короткие конфиги, важна скорость, но при это не нужны никакие особенные действия на этапе сборки, то можно посмотреть на Brunch. Смущает, конечно, небольшое количество плагинов, но, может быть, ситуация поменяется.
ENB
Ну и под конец самое сладкое. Хочу рассказать про систему сборки, разработанную в Яндексе Маратом Дулиным, которая называется ENB. Именно ее мы сейчас и используем на нашем проекте. Ее подход принципиально отличается от всех описанных систем: изначально она создавалась для работы с проектами, использующими BEM-методологию, хотя, как отмечает автор, ее платформа свободна от идеологии BEM и может быть использована для всех проектов подходящей структуры.
Вкратце, в чем суть. В ENB мы оперируем понятием цели, то есть конечного файла, который нужно собрать, или ноды (папки, в общем случае страницы), для которой нужно собрать некоторый набор файлов. Для того чтобы собрать целевой файл, мы используем некоторое количество технологий (грубо говоря, плагинов в терминах Grunt, хотя технологии меньше по размерам и более специализированы). Первым делом ENB определяет исходный набор файлов, которые нужны для сборки целей (этим занимаются несколько базовых технологий, по умолчанию работающие с методологией BEM, то есть они ищут *.bemdecl
-файл, в котором прописаны зависимости данной ноды от разных блоков), полностью разворачивает это дерево зависимостей (когда блок, от которого зависит твоя страница, сам зависит от другого, подключаются оба в нужном порядке), а затем находит файлы, необходимые для каждой зарегистрированной технологии. Затем ENB придерживается описанной в конфиге последовательности трансформаций файлов (тут можно проследить некоторую аналогию с Gulp). Несмотря на некоторые отличия от стандартного подхода систем сборки, разобравшись с основными понятиями, дальше работать с ENB довольно легко.
Основные преимущества ENB: скорость сборки, за счет гибкой системы кеширования и возможности обмениваться промежуточными данными между разными технологиями, параллелизации независимых процессов, и выделении самых тяжелых технологий в отдельные субпроцессы. К ENB необычайно просто писать новые технологии, если тебя чем-то не устраивает поведение стандартных.
К недостаткам можно отнести то, что конфиг ENB достаточно многословный, так как есть возможность управлять абсолютно всеми этапами сборки. Плюс ENB все-таки писался для BEM-методологии, и прикрутить его к проекту с совершенно другой структурой потребует лишних телодвижений. Для ENB не так много написанных технологий (порядка 60), но с большинством задач BEM-проектов он справляется на ура.
Подводя итог: ENB — лучший выбор для проектов, основанных на методологии BEM, которую лично я считаю наиболее подходящей для средних и больших сайтов, так как организация кода по блокам рулит и бибикает. Он очень быстрый, собирает десятки страниц и сотни файлов за считаные секунды, несложный в настройке и приятный в использовании. Если твой проект крупный, ты путаешься в коде и правишь файлики по тысяче строк, советую подробнее изучить BEM как способ организации структуры фронтенд-проектов. А когда ты полюбишь BEM, ты полюбишь и ENB, как самый родной инструмент сборки BEM-проектов.