Ты в жизни не раз сталкивался с разными протоколами — одни использовал, другие, возможно, реверсил. Одни были легко читаемы, в других без hex-редактора не разобраться. В этой статье я покажу, как создать свой собственный протокол, который будет работать поверх TCP/IP. Мы разработаем свою структуру данных и реализуем сервер на C#.

Итак, протокол передачи данных — это соглашение между приложениями о том, как должны выглядеть передаваемые данные. Например, сервер и клиент могут использовать WebSocket в связке с JSON. Вот так приложение на Android могло бы запросить погоду с сервера:

{
    "request": "getWeather",
    "city": "cityname"
}

И сервер мог бы ответить:

{
    "success": true,
    "weatherHumanReadable": "Warm",
    "degrees": 18
}

Пропарсив ответ по известной модели, приложение предоставит информацию пользователю. Выполнить парсинг такого пакета можно, только располагая информацией о его строении. Если ее нет, протокол придется реверсить.

 

Создаем базовую структуру протокола

Этот протокол будет базовым для простоты. Но мы будем вести его разработку с расчетом на то, что впоследствии его расширим и усложним.

Первое, что необходимо ввести, — это наш собственный заголовок, чтобы приложения могли отличать пакеты нашего протокола. У нас это будет набор байтов 0xAF, 0xAA, 0xAF. Именно они и будут стоять в начале каждого сообщения.

INFO

Почти каждый бинарный протокол имеет свое «магическое число» (также «заголовок» и «сигнатура») — набор байтов в начале пакета. Оно используется для идентификации пакетов своего протокола. Остальные пакеты будут игнорироваться.

Каждый пакет будет иметь тип и подтип и будет размером в байт. Так мы сможем создать 65 025 (255 * 255) разных типов пакетов. Пакет будет содержать в себе поля, каждое со своим уникальным номером, тоже размером в один байт. Это предоставит возможность иметь 255 полей в одном пакете. Чтобы удостовериться в том, что пакет дошел до приложения полностью (и для удобства парсинга), добавим байты, которые будут сигнализировать о конце пакета.

Завершенная структура пакета:

XPROTOCOL PACKET STRUCTURE
 
(offset: 0) HEADER (3 bytes) [ 0xAF, 0xAA, 0xAF ]
(offset: 3) PACKET ID
  (offset: 3) PACKET TYPE (1 byte)
  (offset: 4) PACKET SUBTYPE (1 byte)
(offset: 5) FIELDS (FIELD[])
(offset: END) PACKET ENDING (2 bytes) [ 0xFF, 0x00 ]
 
FIELD STRUCTURE
 
(offset: 0) FIELD ID (1 byte)
(offset: 1) FIELD SIZE (1 byte)
(offset: 2) FIELD CONTENTS

Назовем наш протокол, как ты мог заметить, XProtocol. На третьем сдвиге начинается информация о типе пакета. На пятом начинается массив из полей. Завершающим звеном будут байты 0xFF и 0x00, закрывающие пакет.

 

Пишем клиент и сервер

Для начала нужно ввести основные свойства, которые будет иметь пакет:

  • тип пакета;
  • подтип;
  • набор полей.
public class XPacket
{
    public byte PacketType { get; private set; }
    public byte PacketSubtype { get; private set; }
    public List<XPacketField> Fields { get; set; } = new List<XPacketField>();
}

Добавим класс для описания поля пакета, в котором будут его данные, ID и размер.

public class XPacketField
{
    public byte FieldID { get; set; }
    public byte FieldSize { get; set; }
    public byte[] Contents { get; set; }
}

Сделаем обычный конструктор приватным и создадим статический метод для получения нового экземпляра объекта.

private XPacket() {}

public static XPacket Create(byte type, byte subtype)
{
    return new XPacket
    {
        PacketType = type,
        PacketSubtype = subtype
    };
}

Теперь можно задать тип пакета и поля, которые будут внутри него. Создадим функцию для этого. Записывать будем в поток MemoryStream. Первым делом запишем байты заголовка, типа и подтипа пакета, а потом отсортируем поля по возрастанию FieldID.

public byte[] ToPacket()
{
    var packet = new MemoryStream();

    packet.Write(
    new byte[] {0xAF, 0xAA, 0xAF, PacketType, PacketSubtype}, 0, 5);

    var fields = Fields.OrderBy(field => field.FieldID);

    foreach (var field in fields)
    {
        packet.Write(new[] {field.FieldID, field.FieldSize}, 0, 2);
        packet.Write(field.Contents, 0, field.Contents.Length);
    }

    packet.Write(new byte[] {0xFF, 0x00}, 0, 2);

    return packet.ToArray();
}

Теперь запишем все поля. Сначала пойдет ID поля, его размер и данные. И только потом конец пакета — 0xFF, 0x00.

Теперь пора научиться парсить пакеты.

INFO

Минимальный размер пакета — 7 байт: HEADER(3) + TYPE(1) + SUBTYPE(1) + PACKET ENDING(2)

Проверяем размер входного пакета, его заголовок и два последних байта. После валидации пакета получим его тип и подтип.

public static XPacket Parse(byte[] packet)
{
    if (packet.Length < 7)
    {
        return null;
    }

    if (packet[0] != 0xAF ||
        packet[1] != 0xAA ||
        packet[2] != 0xAF)
    {
        return null;
    }

    var mIndex = packet.Length - 1;

    if (packet[mIndex - 1] != 0xFF ||
        packet[mIndex] != 0x00)
    {
        return null;
    }

    var type = packet[3];
    var subtype = packet[4];

    var xpacket = Create(type, subtype);

    /* <---> */

Пора перейти к парсингу полей. Так как наш пакет заканчивается двумя байтами, мы можем узнать, когда закончились данные для парсинга. Получим ID поля и его размер, добавим к списку. Если пакет будет поврежден и будет существовать поле с ID, равным нулю, и SIZE, равным нулю, то необходимости его парсить нет.

    /* <---> */

    var fields = packet.Skip(5).ToArray();

    while (true)
    {
        if (fields.Length == 2)
        {
            return xpacket;
        }

        var id = fields[0];
        var size = fields[1];

        var contents = size != 0 ?
        fields.Skip(2).Take(size).ToArray() : null;

        xpacket.Fields.Add(new XPacketField
        {
            FieldID = id,
            FieldSize = size,
            Contents = contents
        });

        fields = fields.Skip(2 + size).ToArray();
    }
}

У кода выше есть проблема: если подменить размер одного из полей, парсинг завершится с необработанным исключением или пропарсит пакет неверно. Необходимо обеспечить безопасность пакетов. Но об этом речь пойдет чуть позже.

 

Учимся записывать и считывать данные

Из-за строения класса XPacket необходимо хранить бинарные данные для полей. Чтобы установить значение поля, нам потребуется конвертировать имеющиеся данные в массив байтов. Язык C# не предоставляет идеальных способов сделать это, поэтому внутри пакетов будут передаваться только базовые типы: int, double, float и так далее. Так как они имеют фиксированный размер, можно считать его напрямую из памяти.

Продолжение доступно только участникам

Вариант 1. Присоединись к сообществу «Xakep.ru», чтобы читать все материалы на сайте

Членство в сообществе в течение указанного срока откроет тебе доступ ко ВСЕМ материалам «Хакера», позволит скачивать выпуски в PDF, отключит рекламу на сайте и увеличит личную накопительную скидку! Подробнее

Вариант 2. Открой один материал

Заинтересовала статья, но нет возможности стать членом клуба «Xakep.ru»? Тогда этот вариант для тебя! Обрати внимание: этот способ подходит только для статей, опубликованных более двух месяцев назад.


  • Подпишись на наc в Telegram!

    Только важные новости и лучшие статьи

    Подписаться

  • Подписаться
    Уведомить о
    2 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии