Содержание статьи
- Масс-маркет-клавиатуры
- Varmilo
- Leopold
- Dark Project
- Чем масс-маркет хуже кастомов?
- Форматы клавиатур
- Раскладки клавиатур
- Разрядка рядов
- Стаггер
- Эргоклавиатуры
- Устройство корпуса
- Flex
- Моды
- Обязательные
- Необязательные
- Клавиатурные аксессуары
- Артизаны
- Подставки под запястья
- Кастомные кабели
- Коврики для клавиатуры
- Заключение
info
О достоинствах механических клавиатур и их устройстве читай в предыдущей статье: «Механическая Клава. Как, зачем и из чего собирать свою клавиатуру».
Масс-маркет-клавиатуры
Напишу несколько строк только о тех масс‑маркет‑клавиатурах, которые не вызывают чувства печали (а какие‑то даже радуют за свои деньги). Учитывая, что я не первый год работаю с механическими клавиатурами, с большинством из них я сталкивался лично. Сталкивался — это значит оказывал техподдержку, ремонтировал их, модифицировал, обслуживал и просто пользовался ими не один день. Итак, поговорим о хороших брендах из категории масс‑маркета.
Varmilo
«Вармилки» могут похвастаться отличным крепким корпусом и крутыми кейкапами разнообразных расцветок. Легенды на кейкапах напечатаны сублимацией, причем напечатаны хорошо. Края легенд резкие и четкие, что свидетельствует о вдумчивом подходе к делу: немногие производители умеют хорошо печатать легенды методом сублимации. Кейкапы имеют свой уникальный профиль, напоминающий классический «Черри», но площадки под пальцы у Varmilo шире. Печатать на такой клавиатуре удобно. Еще в этих клавах с завода установлены неплохие смазанные стабилизаторы.
Теперь о плохом: у Varmilo нет никакого софта, а школьники или бухие мужики каким‑то образом постоянно зажимают комбинации свапа клавиш Win с Fn либо вовсе вырубают кнопку Win, вызывая рыдания у сотрудников техподдержки. Потому что разобраться с проблемой юзеры не в состоянии, даже с инструкцией. Это беда. Кроме этих фишек и управления мультимедиа через зажатый Fn, клавиатура не умеет вообще ничего.
Она становится совершенно беспомощной, если ты хочешь сделать собственную раскладку или назначить клавишам свой макрос. «Вармило» используют переключатели Cherry. Не лучшие переключатели, по крайней мере на 2022 год. Они не имеют смазки, из‑за чего при печати даже на сайлент‑переключателях раздается бешеный лязг и звон пружин — это ужасно. Нюанс: после смазки переключатели «Черри» внезапно становятся очень приятными по тактильным ощущениям и звучат отлично.
Leopold
Это клавиатуры для настоящих мужчин. Классический дизайн корпуса, нестандартный профиль кейкапов под названием Step Sculpture 2. Он напоминает профиль Cherry, но немного пониже. В качестве метода нанесения легенд используется Double Shot. Причем легенды получаются высокого качества, но все же не идеального. Количество расцветок этих клавиатур и кейкапов сильно ограничено, и все они, прямо скажем, на большого любителя.
«Леопольды» используют переключатели Cherry, которые я уже упоминал. У «Лео» нет никакого софта или комбинаций клавиш, только dip-переключатели на дне клавиатуры, сочетаниями которых можно свапнуть пару клавиш. И все. Но самое главное — клавиатура при всей своей простоте сразу же начинает гнить, если на нее что‑то пролить. То есть если вечером за каточкой в танки ты плеснешь на нее немного пива, то утром у клавиатуры может отказать весь нижний ряд клавиш, потому что диоды и прочие радиоэлементы сгниют и окислятся, а без них клавиши не работают. Стабы в «Леопольдах» смазаны «нанослоем», то есть смазка как бы есть, но ее настолько мало, что клавиатура лязгает на всю комнату.
Dark Project
А конкретно — KD87A на Gateron Cap Teal. Сильная сторона этих клавиатур спрятана внутри корпуса. Здесь используются переключатели Gateron Cap Teal: эти свичи Dark Project заказывает напрямую у производителя Gateron. Они имеют не совсем стандартную конструкцию, отличающуюся в лучшую сторону от других клонов Cherry-MX. У обычных MX-переключателей на дне нижней части корпуса находится втулка, в которую входит шток стема (стем — это подвижная часть свича, на которую насаживается кнопка). У серии Cap все инвертировано. Втулка находится на стеме, а шток — на дне корпуса.
Это ощутимо снижает воблинг стема, то есть кнопка на клавиатуре меньше болтается в стороны, если пошевелить ее пальцем. Большинство юзеров подобного эффекта не замечает, но для некоторых людей это важно. Еще переключатели Gateron Cap Teal отлично смазаны с завода, а значит, никакого звона пружин ты не услышишь, стем ходит очень плавно, что дает приятные ощущения при нажатии. Пружины у них длиннее пружин Cherry на 2 мм и находятся в предсжатом состоянии, что тоже сказывается на ощущениях от работы с клавой.
У KD87A крутые акустические характеристики. Стем и нижний корпус переключателя сделаны из POM-пластика, а верхняя часть корпуса — из поликарбоната. POM-пластик в свиче дает басовый звук («тук»), а не высокий («ток»), как на свичах Cherry из нейлона. За счет этого клавиатуры от «Дарков» звучат низко и приятно — не бесяще. Кейкапы — одни из лучших с подсветкой символов: так как это масс‑маркет, людям нужна RGB-подсветка.
У «Дарков» есть свои молды (формы) для отливки кейкапов, а изготавливаются они из совершенно неубиваемого PBT-пластика. Для легенд используется прозрачный ABS-пластик, при этом легенды нанесены методом Double Shot и их невозможно стереть в принципе. На этой клавиатуре установлены стабилизаторы типа PCB-Mount, такие стабилизаторы используют в кастомных клавиатурах. Стабилизаторы этого типа не вставляются в плейт клавиатуры, как стабы Plate Mount, а прикручиваются к плате винтами со стороны дна и имеют более низкие допуски при отливке, за счет чего работают гораздо тише аналогов — они еще и неплохо смазаны. Кроме того, у владельца появляется отличная возможность для последующей прокачки клавиатуры.
Так как в конструкции KD87A используются хотсвапы, можно заменить свичи, а стабилизаторы поставить, как у дорогих кастомов, и получить заметную разницу между магазинным образцом и прокачанной клавиатурой. Пример такого апгрейда можно увидеть здесь. Корпуса у этих клавиатур совершенно обычные, каких‑то супернавороченных материалов не используется, однако радует, что производители прокладывают «шумку» между платой и плейтом. Многие этого не делают. Софт — ну, он есть. Китайский, кривоватый, но позволяющий ремапить кнопки и писать макросы плюс управлять подсветкой. До лидеров рынка, конечно, не дотягивает, но хоть что‑то.
www
Держи ссылочки на программы, которые способны в программном режиме переназначать клавиши и писать макросы. С помощью этого софта ты сможешь сделать почти любую клавиатуру «умной», даже если по умолчанию она ничего не умела. Для Windows это KeyManager, для OS X — Karabiner.
Чем масс-маркет хуже кастомов?
Если кратко — то всем. Во‑первых, программные возможности: кастомную клавиатуру можно запрограммировать именно так, как удобно тебе, а не дядюшке Ляо с фабрики в Шэньчжэне. У стоковых клавиатур софт чаще всего адово кривой и неудобный.
Второй момент — корпуса и материалы. Учитывая, что стоковые клавы рассчитаны на массовые продажи, производители экономят на всем, на чем только можно. Корпуса делают из дешевого и тонкого пластика, переключатели используют тоже самые простые. Чаще всего они либо плохие, либо более‑менее нормальные, в редких случаях хорошие (DP). А вот топ‑переключатели за большие деньги в массовый сегмент никто не ставит, поскольку они могут стоить больше, чем среднестатистическая клавиатура из магазина.
Звук — это вообще та грань, которая отделяет плохую клавиатуру от хорошей. Если твоя клавиатура звучит как ведро с гайками, то, скорее всего, ты будешь заклеймен, осмеян и оплеван. К сожалению, большинство масс‑маркет‑клавиатур звучат настолько мерзостно, что удивительно, зачем их вообще покупают. У самых популярных брендов не встретить ни смазанных переключателей, ни смазанных стабилизаторов. Поэтому при нажатии на пробел пользователь слышит жуткий лязг пластика и металлической скобы, причем настолько громкий, что можно разбудить Ленина в мавзолее.
Кейкапы — чаще всего это ABS-пластик, тонкий, неизносостойкий и покрытый краской, в которой лазером вырезаны легенды, чтобы буковки светились, иначе не купят. Такие кнопки часто ломаются, облезают, шайнятся (затираются до блеска), совершенно отвратительно звучат, так как стенки у них очень тонкие, а хороший звук любит толщину.
Особая боль — это кейкапы на клавиатурах Logitech, особенно те, что юзаются с переключателями RomerG, они же Omron. По мне, так совершенно гадостные переключатели, которые ни черта нельзя заменить MX-совместимыми. Кроме того, на них невозможно натянуть никакие кейкапы, кроме фирменных, которые стоят дороже любого переключателя на рынке, так как компания ими официально не торгует.
Раскладки — это ужас и боль любого, кто пытался поставить на свой Razer или Corsair другой кейкап‑сет. Нет, дружище, производители массовых клавиатур не юзают православный стандарт ANSI или ISO, они пошли собственным путем и извратили нижний ряд так, что, купив дорогой и хороший набор кейкапов, ты даже молотком его не забьешь на клавиатуру. У тебя не сойдется длина пробела или длина некоторых кнопок — Win, Ctrl, Alt.
Ну и конечно же, внешний вид. На рынке полно геймерских клавиатур, демонически сияющих всеми цветами радуги и радующих душу школьников обилием пластиковых рюшек. В сознании детей это выглядит дорого‑богато. На самом же деле — жутко убого.
В качестве альтернативы можно выбрать прилично выглядящую, но все‑таки пластиковую клавиатуру, как у Dark Project, Varmilo, Leopold, либо клаву с металлическим корпусом Vortex, где металл чуть толще фольги. Еще есть полупластиковые Das Keyboard. У этих клавиатур из металла сделана только верхняя панель, но выглядят они прилично, да и вообще клавиатуры неплохие. Их я уважаю, только они требуют обязательно смазать все стабилизаторы системы крепления Costar (редкий тип, идущий из глубины веков, но хороший). Еще придется заменить свичи Cherry приличными, а штатные ABS-кейкапы — PBT… Короче, проще собрать свою кастомную клавиатуру с нуля.
Форматы клавиатур
Формат — это размер клавиатуры и количество кнопок на ней. Форматы бывают стандартные, не очень стандартные, а бывают авторские. Перечислю самые популярные среди стандартных.
100% — full-size-клавиатура с цифровым блоком справа (иногда слева). Все масс‑маркет‑клавиатуры начинали с него, сейчас этот формат постепенно умирает в домашнем использовании. Обычно люди не набирают очень много цифр, а значит, им не нужен цифровой блок. Можно на нем сэкономить и сделать клавиатуру компактнее и дешевле. Кастомы этого формата встречаются чуть чаще цветущего папоротника, увы, он не пользуется популярностью у клавиатурных гиков.
Формат 80%, он же TKL (tenkeyless) — это клавиатуры без цифрового блока. Золотая классика. 75% — почти то же самое, но в более компактной компоновке без кнопок Scroll Lock, Insert, Pause и нескольких других. Мой личный фаворит в лице клавиатуры GMMK PRO. Формат 65% — это когда от формата 75% отрезали ряд функциональных и парочку других клавиш. 60% — это формат 65%, от которого отрезали еще несколько кнопок и убрали стрелки. Особенно любим поклонниками компактных размеров и минимализма.
Раскладки клавиатур
В одном и том же формате можно встретить клавиатуры с разным количеством и расположением клавиш. Например, раскладка WKL (winkeyless) — это фактически TKL (tenkeyless), но без двух клавиш Win. Клавиша пробела в этой раскладке увеличена с 6,25 юнита до 7 юнитов, а Ctrl и Alt с 1,25 юнита до 1,5. Еще часто делают разные раскладки на клавиатурах формата 60%. Тут и ANSI, и Tsangan, и клавы со сплит‑пробелами, и даже стрелки умудряются запихивать в формат 60%. Подробнее о раскладках можно прочитать тут.
Разрядка рядов
Разрядка рядов — это промежутки между рядами клавиш. К примеру, обратим внимание на GMMK PRO. У этой клавиатуры формата 75% ряд функциональных клавиш отделен промежутком от цифрового ряда, а правый столбец и стрелки отделены от буквенного блока клавиш.
Бывают клавиатуры, где ряд функциональных клавиш имеет разрядку, а стрелки и правый столбец клавиш примыкают к буквенному блоку, — так устроена, например, Percent Studio Trio75. Еще встречаются самые компактные варианты без разрядки вовсе, такие как KBD75.
Стаггер
Стаггер — это сдвиг рядов клавиш относительно друг друга. Если ты внимательно посмотришь на свою клавиатуру, то увидишь, что клавиши расположены не друг над другом, а с небольшим смещением. Классический стаггер — то, на чем печатает большинство людей. Также бывает вертикальный стаггер, этот метод сдвига используется в некоторых эргономичных клавиатурах, например Jorne или Cornelius.
Еще бывает матричный стаггер, на нем делают ортолинейные клавиатуры, у них нет никакого сдвига рядов клавиш относительно друг друга. Например, Atlas.
Эргоклавиатуры
Главное отличие эргономичных клавиатур от обычных — в изменении положения рук при печати. Эргоклавиатуры дают возможность держать руки более естественно для человека. Также эргоклавиатуры имеют различные сдвиги рядов и различное количество клавиш. Среди них встречаются как монолитные, например X-Bow, TGR Alice, Kinesis, так и разделенные на две части, каждая под свою руку, например Ultimate Hacking Keyboard, ErgoDox EZ. Такие клавиатуры называют эргосплитами. Кстати, эргосплиты особенно любимы в сообществе open source, часто продаются и собираются как DIY-наборы. Яркие примеры — Lily58, Sofle, Jorne, Corne, Jian, Jiran.
Продолжение доступно только участникам
Вариант 1. Присоединись к сообществу «Xakep.ru», чтобы читать все материалы на сайте
Членство в сообществе в течение указанного срока откроет тебе доступ ко ВСЕМ материалам «Хакера», позволит скачивать выпуски в PDF, отключит рекламу на сайте и увеличит личную накопительную скидку! Подробнее
Вариант 2. Открой один материал
Заинтересовала статья, но нет возможности стать членом клуба «Xakep.ru»? Тогда этот вариант для тебя! Обрати внимание: этот способ подходит только для статей, опубликованных более двух месяцев назад.
Я уже участник «Xakep.ru»