В настоящее время все больше и больше внимания уделяется проблеме спама, или, иначе говоря, проблеме массовых рассылок рекламных сообщений. Рекламные рассылки существовали и ранее, в бумажных формах, как впрочем существуют и сейчас. Например, как говорят, вы живете в США, если 90% писем, приходящих на ваше имя, вы выбрасываете в мусорный ящик не вскрывая. Это реалии современного мира. Но рассылка в реале по себестоимости в тысячи, десятки тысяч раз дороже, чем рассылка с помощью электронных средств связи. Естественно, что электронная рассылка так привлекает всех, кто нуждается в дешевой, но эффективной рекламе. Сразу хочется выбросить из рассмотрения все средства электронного общения, кроме электронной почты. Существуют и различные месенджеры
(наподобие ICQ ), и доски объявлений, и другие системы, где спам присутствует в тех или иных формах. Где то изначально разработчики пытались пресечь рекламные рассылки на корню, где-то штопали дырки в процессе работы, но так или иначе спам эффективен там, где наибольшее число его получателей, а это бесспорно электронная почта. К тому же во многих системах борьба со спамом только начинается, что мало интересно, а в E-mail эта проблема стоит остро достаточно давно и явно наметились все возможные пути ее решения.
Следует отметить, что ситуация неутешительная. Процент спама по отношению к общему числу писем растет
каждый год, все больше и больше нежданных писем валится на наши почтовые ящики. Достаточно один раз “засветить” свой ящик в какой-нибудь анкете или на доске объявлений, чтобы он попал в базы спаммеров. Так как спаммеры активно меняются базами, поток спама на этот адрес будет постоянно расти. Средства, которые указываются спаммерами для удаления вашего адреса из их баз зачастую не соответствуют действительности. На одного умного спаммера, который понимает, что жалобы только вредят его деятельности и честно удаляет адреса тех, кто этого хочет, приходится десяток, которые связывают процесс удаления с активностью пользователя и вместо того, чтобы удалить адрес ставят его “на первое место”.
Существующие системы блокировки делятся на два типа –
блокировка по ip адресу отправителя или по контенту письма. Здесь под контентом понимается письмо целиком, включая заголовки, то есть с темой, обратным адресом и другими параметрами. Достаточно очевидно, что блокировка по контенту БЕССМЫСЛЕННА, так как этот контент создает сам спаммер, причем он может создавать его автоматически для каждого нового получателя. Да, таким образом удается защититься от 9 из 10 спаммеров, которые используют устаревший софт, совершенно не знают технологий и гонятся за быстрым результатом. Но если подходить к проблеме спама в целом, блокировка по контенту кроме улыбки ничего вызвать не может.
Второй тип блокировки – по ip адресу, откуда пришло письмо, вызывает тоже большие сомнения. Существуют десятки систем, наподобие Spamcop.com, которые собирают жалобы на спаммеров и хранят их ip адреса. Также эти системы хранят ip адреса всех ресурсов, которые явно или по ошибке поддерживают спаммеров, предоставляя им возможность для спама. Но вдумайтесь – эти системы могут помочь, когда спам УЖЕ произошел. То есть нужны несколько жалоб, чтобы ip адрес спаммера занесли в блек лист. Это требует несколько дней. При современных темпах роста сети эти системы явно отстают.
Грустный итог – средства борьбы со спамом не существует. Мало того, даже если гипотетическое средство будет найдено, оно НЕЗАКОННО. Спамера можно наказать ПОСЛЕ рассылки, когда идут жалобы на нее. Но пока жалоб нет – его деятельность ПОЛНОСТЬЮ законна, он платит своему провайдеру и если тот остановит рассылку до ее свершения – легко выиграет судебный процесс у провайдера, так как ему не предоставили услугу, за которую он заплатил. Выиграть процесс при таком останове рассылки спаммер может в любой правовой стране, громких прецедентов в нашей пока не было, в отличие от Европы и США.