Автор не раз и не два до этой статьи обращался к инициативам нынешней американской администрации, но сейчас мы становимся свидетелями совершенно нового прорыва в области международного права, инициированного Дж. Бушем. Речь идет о новом договоре о киберпреступности Совета Европы.
По заявлению Буша «единственным многосторонним договором, решающим проблемы компьютерной преступности и сбора электронных улик».
США являются ныне членом Совета Европы без права голоса, но именно они приложили немало усилий к разработке
договора о киберпреступности в качестве способа установить международные стандарты в отношении нарушения авторских прав, онлайнового мошенничества, детской порнографии и несанкционированного проникновения. Министерство юстиции США считает, что договор исключит «процедурные и юридические препятствия, способные задержать международные расследования или воспрепятствовать им». Понятно, что США, как одна из самых развитых, с точки зрения высоких технологий стран, испытывает определенные неудобства от собственной «развитости». Сложная система подвержена большему числу угроз, нежели простая, как механизмы танка имеют меньше шансов сломаться по сравнению со сложнейшими системами космического корабля. Понятно, что любое государство будет стремиться максимально обезопасить себя от возникающих угроз, а кибер-угрозы уже давно перестали быть мифом и превратились в реальность, которая еще не угрожает атомными взрывами, но уже заставляет терпеть колоссальные убытки в долларовом исчислении. Увы, все не так просто и хорошо, как могло бы быть…
Правозащитники критикуют этот договор с самого момента его публикации в начале 2000 года, утверждая, что он нарушает свободу частной жизни и наделяет государственные следственные органы слишком большой властью. Их мнение разделяют
различные союзы, такие как Americans for Computer Privacy и Internet Alliance, выдвигая опасения, что договор ограничит анонимность или предъявит американским провайдерам расплывчатые требования по ведению архивных записей, которыми можно будет воспользоваться для ограничения прав и свобод.
«Этот договор идет гораздо дальше борьбы с киберпреступлениями,
- говорит директор программы «Технология и свобода» Американского союза гражданских свобод
Барри Штейнхардт.
- Он потребует от стран-участниц принятия разнообразных способов слежки и кооперации с другими странами, даже если расследуемое преступление совершено за их пределами».
На данный момент, по данным Совета Европы, договор ратифицировали всего три страны
- Албания, Хорватия и Эстония. Кстати говоря, те самые страны, которые сразу поддержали операцию в Ираке. Вспоминая совсем недавние события, скорее всего, постепенно, к договору будут присоединяться и остальные. Если сенат поддержит его, а администрация Буша уверена в этом, так как положения договора уже включены в законодательство США, больше никаких законодательных мер не потребуется.
По условиям договора каждая страна-участница должна запретить распространение программного обеспечения, назначение которого «способствовать совершению» определенных компьютерных преступлений; потребовать от интернет-провайдеров «предоставления сохраненных данных о трафике» по требованию, а также разрешить «прослушивание» сетей интернет-сервис-провайдеров в реальном времени. Кроме того, договор предусматривает экстрадицию по компьютерным преступлениям и позволяет полиции требовать от своих коллег в других странах кооперации в организации электронной слежки.
По словам Буша, договор «поможет ликвидировать «тихие гавани» для преступников, включая террористов, которые могут угрожать интересам США из-за границы посредством компьютерных систем». Конечно же, уверен, что краеугольным камнем в обосновании позиции защитников проведения в реальную жизнь этого договора, станет опасность терроризма, которая последнее время оправдывает все и всегда.
В дополнении к договору Совета Европы о киберпреступности запрещаются «ненавистнические высказывания» в интернете — этот распространенный в европейских странах запрет нарушает Первую поправку Конституции США. Дополнение запрещает «распространение или предоставление каким-либо иным способом доступа для широкой публики к расистским и ксенофобским материалам через компьютерные системы». Под этим подразумеваются «любые письменные материалы, изображения или другие выражения идей или теорий, которые поощряют, пропагандируют или подстрекают ненависть, дискриминацию или насилие против любых лиц или групп лиц по расовой, этнической или религиозной принадлежности, цвету кожи, происхождению или национальности». Судя по всему, ради интеграции максимального количества стран в территорию нового договора, США пойдет на уступки и противоречие с Первой поправкой будет так или иначе решено, во имя более высокой цели, - безопасности.
Таинственное второе дополнение к договору, обсуждавшееся вскоре после террористических атак 11 сентября 2001 года, относится к тому, «как обнаружить, отфильтровать и последить связи между террористами». Тогда Совет Европы подтвердил, что такой проект существует, но в окончательный текст договора он не вошел.
Судя по тому, что мы стоим в одном шаге оттого, что начинается новая эра международного права в области виртуального пространства, «хакерской вольнице» осталось немного. Конечно, международное право, - достаточно аморфная институциональная структура, которая изменяется сравнительно долго. То есть, у сообщества, которое наперекор официальной позиции исследует программное обеспечение на наличие уязвимостей, взламывающего защиты от копирования прочим, что не приветствуется официальными властями, есть еще год-другой, пока маховик новых правовых норм не раскрутится в тотальном масштабе.
Зная способность США навязывать свои правила игры остальным странам, можно всерьез подумывать о том, что достаточно скоро сложно будет представить себе рядового представителя андеграунда, не использующего PGP в переписке и
использующего цепочку прокси Белиза и Каймановых островов, до которых не дошли новые законодательные инициативы, как минимум, а как максимум
- работа только из интернет-кафе, почти полное отсутствие сайтов хакерских групп, разве что на серверах тех самых островов, единичные группы вирмейкеров в мире, поскольку наказание будет вплоть до пожизненного, конференции типа Defcon под неусыпном контролем спецслужб, которые будут держать под постоянным колпаком наиболее ретивых докладчиков…
Впрочем, начинаются фантазии, действительность же, как известно, часто оказывается причудливее самых безумных фантазий.