Может ли ПК работать 8760 часов?

Думаю, многие пользователи знают смысл обозначения 24/7 - система, способная работать 24 часа в сутки 7 дней в неделю. Если понимать это определение буквально, то получим компьютер, который требует перезагрузки не чаще одного раза в неделю. Ничего особенного в этом нет, на такое даже Windows способна (если это NT, не загруженная никакими задачами, кроме самой себя). Конечно, Windows не является многозадачной ОС (максимум - полуторазадачная... ну хорошо, так уж быть, NT можно назвать двухзадачной), но многие другие PC/OS (OS/2, Linux, BSD, QNX) вполне могут работать целую неделю с полной нагрузкой. Предполагается, что аппаратное обеспечение идеально - компьютер абсолютно безглючный (хочу себе такой!). Конечно, я не хочу сказать, что неделя - это последний предел, а 24/7 - чудо из чудес. Просто бывают моменты, когда без перезагрузки не
обойтись, например, при изменении параметров ОС (особенно это верно для OS/2 и Windows, в UNIXах такая необходимость возникает разве что при замене ядра и\или ресайзинге свопа, да и то не во всех и не всегда). Если ОС полностью настроена и оптимизирована, все необходимые приложения установлены, а компьютер не сбоит - любая ОС (теоретически) должна работать вечно. Но так не бывает, просто какие-то ОС "ломаются" раньше, а другие позже...

К сожалению, вычислить "наработку на отказ" довольно сложно, ведь нельзя же сравнивать ОС по максимальному аптайму (System Uptime - время, прошедшее с момента загрузки системы), даже если такая статистика и существует. Мой любимый пример: компьютер может работать безглючно, если поставить на него ДОС, но ничего в ней не делать - только тупо смотреть на мигающий курсор. В этом случае там просто нечему глючить, но это бессмысленно... Кому нужен такой компьютер? Некоторые ОС хвалятся количеством девяток после запятой в значении среднестатистической надёжности. Например, 99.999 означает, что система простаивает в среднем 0.001% времени, что соответствует 5 минутам в год. Будет ли правильным вывод, что система с надёжностью 99% в тысячу раз кривее и глючит каждый сотый день, как по расписанию? Конечно, нет (но на размышления наводит). Не надо забывать, что статистика - наука неточная, несмотря на то, что имеет дело исключительно с числовыми данными и строгими математическими формулами. Так что "надёжность" ОС - понятие субъективное, сугубо личное, нечто вроде вероисповедания или гастрономических предпочтений.
И всё же есть ОС, которые традиционно считаются сверхнадёжными, а сомневающиеся в них отдельные отщепенцы (неприкасаемые парии, отверженные гавроши, отшельники-пустынники, изменники-изгнанники, изгои общества, враги народа, асоциальные антисоветчики, оппозиционные оппортунисты и прочие нехорошие нелюди вроде меня) подвергаются насмешкам, надругательствам, обструкциях с последующим остракизмом, не говоря уж об обвинениях в скудоумии и смутьянстве.

Одна из таких ОС - VMS (Virtual Memory System), была разработана в 1978 году для 32-разрядных компьютеров DEC VAX. Она является одной из самых старых операционок, активно использующихся по сей день. Те, для кого приоритетными качествами системы является устойчивая бесперебойная работа, безопасность и безотказность, масштабируемость и кластеризация (корпорации, медицинские учреждения, научные центры, биржевые и финансовые компании, оборонные предприятия) выбирают VMS, и не жалуются. Как результат - стойкая репутация зрелой, проработанной, закалённой ОС, которой можно доверять. Кстати, если уж вычислять полное среднее время работы ОС в процентах, то получится 99.87% для VMS, 99.79% для AIX, 99.74% для HP-UX, 99.67% для Solaris (за достоверность данных не ручаюсь). Помню, наткнулся я как-то в сети на шуточный список отличий ВМСников от обычных людей. Большинство каламбуров, признаюсь, до меня просто не дошли, но одна фраза запомнилась: "ВМСник - это человек, который уезжает в двухнедельный отпуск, оставив компьютер включённым, и не сохранив редактируемый документ". Думаю, 24/7 в данном случае не комплимент, а клевета, потому что VMS работает в режиме 365/24 (весь год, круглые сутки).

В начале 90-х она была перенесена на 64-разрядную архитектуру Alpha, изменив название на OpenVMS. Кроме того, существует версия для IA64 (Itanium), а вот на IA32 она не была и никогда не будет портирована по маркетинговым соображениям (хотя ходили слухи, что такой проект существовал). Видимо, не хотят конкурировать с MS (между прочим, главным архитектором WinNT4 был создатель VMS). Есть как минимум четыре способа попробовать VMS в работе. Самый простой, надёжный и дорогой - купить VAX или Alpha с [Open]VMS в комплекте. Можно раздобыть дистрибутив VAX/VMS (у меня его нет) и поставить на обычный ПиСи через эмулятор VAX'а. Третий вариант - FreeVMS, попытка создать x86-VMS, безнадёжно застрявшая на стадии пре-альфа, но активно развивающаяся (обновляется в среднем раз в месяц, последняя версия - 0.0.50 от 13 декабря сего года). Кроме того, существует ещё более интересный проект o3one - объектно-ориентированная ОС,
пытающаяся позаимствовать лучшие черты от VMS, Unix и WinNT. о3 означает ООО:
Объектно-ориентированная Ос. Треды, процессы, устройства, файлы, логические имена, флаги событий - всё это объекты. Кстати, у кого есть ненужный четырёхпроцессорный Атлон - можете отдать автору ОЗОНа, он очень просил (ему, видите ли, двухпроцессорного Пентиум2 не хватает). У меня вот AMD K6-200/64Mb DIMM SDRAM/3Gb HDD, но я не жалуюсь, хотя юзать такие ресурсоёмкие приложения, как VirtualPC и Bochs на этом железе - особо изощрённая форма мазохизма. Хорошо, что я не использую Windows в качестве основной ОС, иначе это был бы уже не мазохизм, а суицид и жестокое обращение с компьютером.

Итак, OZONE - это GNU-проект, так что всё зависит от заинтересованности в нём других разработчиков (только не меня - я ведь не столько практик, сколько теоретик, или даже идеолог).
Интересная особенность этой ОС - стеганографическая файловая система. Напомню, что стеганография - это раздел криптографии, изучающий возможности шифрования данных таким образом, чтобы посторонний человек не мог определить даже сам факт их зашифровки. Например, можно спрятать текст в картинке, закодировав его в младших, "шумящих" битах цветовой палитры. На вид картинка останется такой же, примерно то же справедливо и для аудиофайлов, да и для любых других данных, которые допускают потерю качества. Текстовые данные, например, крайне трудно модифицировать без явных искажений, разве что если заменять русские буквы на сходные по написанию английские, но тогда программа проверки орфографии "споткнётся". Единственное, что мне приходит в голову - использовать бессмысленные знаки пробела или табуляции в конце абзаца, но и это ненадёжно. А вот JPEG - идеальный носитель стеганографических шифров. Применительно к файловой системе это выглядит несколько иначе - забивать диск коллекцией клипартов слишком неэффективно. Диск заполняется псевдослучайной информацией, среди которой хранятся данные, причём защита многоуровневая - чтобы получить доступ к разделу C, нужно расшифровать A и B. Таким образом, имеет смысл разместить на первых разделах менее важные данные, тогда есть вероятность, что злоумышленник, даже если расшифрует 3 первых раздела, успокоится на этом, решив, что именно это вы и хотели спрятать (а на самом деле эта информация сама является ключом). Немного запутанно, как и вообще всё, что связано с криптографией, но я это понял так.

Сон в летнюю ночь перед Рождеством

Открытый БеОС (в простонаречии OSBOS) затормозился в своём развитии, если судить по длительному отсутствию серьёзных обновлений, но это обманчивое впечатление. Дело в том, что большинство компонентов (Kits в терминах OSBOS'а) почти всё время находятся в промежуточной стадии между двумя релизами, что довольно типично для больших и сложных софтверных проектов. Со стороны кажется, что они застыли в подвешенном состянии, но работа идёт, хоть мы и не всегда видим её результаты. Оправданием может служить приближающиеся новогодние праздники - в последний месяц года производительность каждодневного труда программистов падает до наиминимальнейшего уровня (только представьте - у них это длится всего месяц... несчастные... у нас потом ещё месяца три празники идут сплошной полосой). Но кое-какие достижения всё же есть:

ОСБОС попал в первую двадцатипятку самых активных проектов на SourceForge (крупнейший и знаменитейший портал, посвящённый GNUсным разработкам).

На официальном вёб-сайте пройдена отметка в 3 миллиона хитов. Никогда не понимал, зачем нужна такого рода статистика. Всё, что мы можем сказать - на сайт заходили 3 миллиона раз, но что это означает реально? Да ничего. Мы не знаем, было ли это 3 миллиона уникальных посетителей, или же один, который заходил каждую минуту в течение... дайте посчитать... 5 лет и 8 с половиной месяцев! Оказывается, накручивать счётчик - не такая уж простая профессия.
Итак, зайти на сайт можно случайно, по ошибке, в беспамятстве, в состоянии алкогольного опьянения, в сомнабулическом катарсисе... о чём это я? Гораздо интереснее знать количество
зарегистрированных на форуме посетителей, вот что я хотел сказать.

Написано около 1 миллиона 300 тысяч строк кода (в оригинальной BeOS R5 - около 6 миллионов).

Есть прогресс в работе над glibc, но меньший, чем ожидалось.

Смотрелка графических файлов ShowImage (часть Translation Kit, доступная в виде отдельного продукта) практически готова. Неофициальная версия уже сейчас может быть скачана с любого архива Бе-софта.

Майкл Фиппс опубликовал поздравительное письмо примерно следующего содержания: "Джингл Беллз, Джингл Беллз, теперь вы можете изучать системные логи и создавать виртуальные диски". В качестве преждевременного рождественского подарка Matthijs Hollemans выложил версию 1.1 ресурс-компилятора rc. БеОС обладает концепцией ресурс-файлов (resource-files), которая является аналогом ресурс-форков в МакОС и отдалённо похожа на Extended Attributes в OS/2 и ещё более отдалённо - на Properties в Windows (в том смысле, что это тоже некое описание файла, эдакий "файл о файле").
Resource compilator 1.1 позволяет компилировать заранее созданный текстовый .rdef-файл в ресурс-файл. Это удобнее, чем старый метод с использованием бинарных .rsrc-файлов. Нужны ресурс-файлы для того, чтобы сообщать операционной системе параметры программы, режимы её выполнения, версию и т.д. Таким образом, она нужна всем, кто создаёт/компилирует софт/бинарники для
OSBOS/Zeta/BeOS.

  • Подпишись на наc в Telegram!

    Только важные новости и лучшие статьи

    Подписаться

  • Подписаться
    Уведомить о
    0 комментариев
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии