Компьютер стал теоретической метафорой разума, помогающей нам понять природу нашего
сознания.
В.В.Налимов.
О компьютерной и интернет зависимости говорили много, но по сути - едва ли. Неоспоримо лишь то,
что компы глобальной сети могут заменить человеку общество. В Англии проводили такое
исследование: десять мужчин и десять женщин поместили в отдельные комнаты, в которых
располагалась кровать и компьютер с выходом в интернет. Несколько неоновых ламп украшали голые
стены. Подопытных обеспечивали едой, светом и безлимитным трафиков, но ограничили живое общение
на четыре недели. Через месяц все люди выразили лишь одно желание: они бы хотели продолжить
эксперимент ещё на неопределённый срок. А ещё один товарищ с туманного Альбиона умудрился
вживить себе в руку микросхему - хотел через неё подключить нервную систему к компьютеру. К
сожалению, ничего у него вышло. Эксперимент в Англии очертил будущее современной цивилизации: маленькие комнатки соты, в
которых главная и единственная часть интерьера - какой-нибудь хренов Пентиум. Мы все идём к
этому, кто-то быстрее, а кто-то медленнее, и нет в этом отчаяния и безнадёжности, а только
неумолимость и предначертанность. Шутка ли, эволюция. Но даже от эволюции бывает зависимость,
которую некоторые по ошибке называют модой. Наверное, почти любое человеческое увлечение в своих
крайних формах позволяет говорить о развитии психологической (но, как правило, не физической)
зависимости. Появился новый, порожденный информационными технологиями вид зависимости - от
компьютеров и интернета.
Среди поведенческих характеристик, которые могли бы быть отнесены к
феномену (или синдрому) зависимости от интернета, отмечаются следующие:
- Неспособность и активное нежелание отвлечься даже на короткое время от работы в интернете, а уж тем более
прекратить работу; - Досада, раздражение, возникающие при вынужденных отвлечениях, навязчивые размышления об интернете;
- Стремление проводить за работой в интернете все увеличивающиеся отрезки времени и неспособность спланировать время окончания
конкретного сеанса работы; - Готовность лгать друзьям и членам семьи, преуменьшая длительность
и частоту работы в интернете; - Способность и склонность забывать при работе в интернете о
домашних делах, учебе, важных личных и деловых встречах; - Стремление и способность освободиться на время работы в интернете от ранее возникших чувств вины или беспомощности, от
состояний тревоги или депрессии.
Многие психологи уже говорят о существовании нового заболевания, именуемого зависимостью от
интернета. Но заболевание и зависимость - разные вещи. Есть и альтернативная точка зрения на
феномены зависимости от интернета. Так, американский психолог К.Суррат протестует против
тенденции интерпретировать соответствующие феномены исключительно с позиций психического
здоровья. Утверждение, будто люди проявляют
зависимость от интернета, равноценно утверждению, что они проявляют зависимость от
взаимодействия между людьми. Согласно результатам исследований, феномен зависимости от
интернета оказался позитивно связанным с параметром удовольствие от
общения" - последний применяется в теории массовой коммуникации для обозначения свободы выбора,
отсутствия социального контроля, установления межличностных отношений. Это дает возможность
сделать вывод о том, что элементы зависимости от
интернета - далеко не всегда негативный опыт, как это часто представляется: ее можно
рассматривать по аналогии с другими интересами к иным мирам, например, жаждой путешествовать
или глотанием книг. Вопрос о самом существовании заболевания, именуемого зависимостью от
интернета, остается нерешенным. Возникла даже точка зрения, согласно которой
интернет-заболевание может трактоваться как одно из заблуждений современного поколения
психологов. А само существование феномена зависимости от Интернета и соответствующих форм
поведения представляется несомненным.
Таким образом мы можем прийти к выводу, что существует зависимость без заболевания, то есть
синдромы болезни без неё самой. Уникальное явление. Проверить наличие зависимости от компьютера
и/или инета достаточно легко:
- Попытайтесь пару дней не запускать комп - следите за своими
ощущениями. - Обратите внимание на свой распорядок дня ("Первым делом я конечно умываюсь с утра
или завтракаю, но порой и врубаю сразу, чтобы был, чтобы висел в сети, осуществлял свои
сервисные функции и некоторые исследовательские программы"), постарайтесь распланировать время
так, чтобы на комп уходил минимум свободного и рабочего времени; - Постарайтесь как можно реже видеть сам компьютер, слышать упоминания о нём либо участвовать в разговорах на компьютерную
тематику. После чего проследите за своими ощущениями - при возникновении физического и
психического дискомфорта, усталости и, быть может, депрессии знайте, зависимость у вас как у
джанки со стажем.
Ответьте пожалуйста на следующие вопросы:
- У вас ЖК монитор, а если нет, копите ли вы деньги на
ЖК? - Доступ к Интернету осуществляется минимум по технологии
ADSL? - Вы много общаетесь с помощью компьютера?
- Используете ли вы компьютер вместо телевизора, плеера, музыкального центра?
- Компьютер помогает вам в работе?
- Необходимы ли для вашего полноценного отдыха компьютерные игры?
- Вы не обходитесь без компьютера ни дня поболее одного месяца?
Чем больше ответов "да" вы скажите, тем дальше шагнули в нейрофилию.
Что такое нейрофилия? Это состояние зависимости от вирта. Плохое это или хорошо - другое дело.
Я уже говорил, что ряд исследователей не считают нейрофилию отрицательным явлением, а скорее
относят её к эволюционному сдвигу в развитие человека. Само человечество никогда плавно не
развивалось - скачками, резкими отрывами: обезьяны спускаются на землю и берут палки; сдвиг в
мозгу - примитивный хомо сапиенс; создание общества и цивилизации; индустриальный век;
информационное и постпараноидальное развитие. Современный нейрофил лишь первый шаг на пути
становления кибертехнотронной эры и тотального слияние человеческого разума с машинными
нейронными сетями. Однако, есть и другая, более классическая и общепринятая точка зрения.
Думаю, все прекрасно знают, что мир, создаваемый компьютером, называется виртуальной
реальностью. По определению словаря : "виртуальный (лат. virtualis) - значит пребывающий в
скрытом состоянии и могущий проявится, случится, возможный". Учитывая, что наша нервная система
не в состоянии отличить подлинную реальную ситуацию от воображаемой для невротиков ВР компьютера
это замена настоящей реальности, как "осмысленной части мира" на новую реальность, которая лучше
настоящей. Она позволяет развиваться субъективно приятным эмоциональным состояниям искусственно меняя "настроение духа".
По целому ряду причин ( мода, доступность, заинтересованность и пр. ) в России виртуальная
зависимость распространяется среди детей и подростков мужского пола, реже среди мужчин до
тридцати лет. Однако есть сообщения зарубежных источников о подверженности американских
домохозяек этому виду зависимости.
Сам термин "виртуальная реальность" был предложен в Массачусетском Технологическом Институте в
конце 1970-х годов, чтобы выразить идею присутствия человека в компьютерно создаваемом мире. ВР
персонального компьютера соединённая с ВР других
компьютеров создаёт киберпространство, которое в настоящий момент охватывает почти весь мир,
соединяя миллионы людей, как психически здоровых, так и психически больных. ВР рассматривается
как один из видов реальностей и, чаще всего, как психологическая ВР. Пользователь начинает
относится к компьютеру, как к живому существу или же начинает отождествлять себя с компьютером.
Постепенно стирается грань между живым и неживым, между личностью и компьютером, материальным и
духовным, между реальностью компьютера и истинной реальностью. Благодаря особенностям нервной
системы человека, сливаются воедино нефизическое и физическое пространство и время, что
позволяет пользователю "избежать" энтропии, как функции линейного времени, служащей причиной
возникновения тревожности (как черты личности) или тревоги (как продукта эмоциональной сферы
человека). Компьютер становится фетишем (происходит процесс фетишизации), составной частью
того или иного ритуала, заменяя собой наркотик, азартные игры и коллекционирование одновременно. Пользователь компьютера склонный к зависимости при
использовании его находится в изменённом состоянии сознания - психологическом трансе. Застывшее
лицо, уставленное на экран монитора, замедленная реакция ( или её отсутствие ) на внешние
раздражители - вот характерный вид некоторых пользователей склонных к зависимому поведению.
Реальность, как осмысленная часть мира преломляется через особое состояние сознания. Первыми
обратили внимание на настойчивое желание людей повторять и повторять опыт общения с ВР
компьютера, либо с ВР компьютерного пространства Griffiths M. и Young K. На основании наблюдения
и изучения пациентов можно выделить зависимость от ВР персонального компьютера "изолированного"
(связанную чаще всего с игроманией) - "виртуальную зависимость" и зависимость от сетей -
"Интернет - зависимость". Считается, что распространённость интернет-зависимости сходно с
распространённостью патологической азартности и составляет
от 1 до 5 процентов пользователей. В целом зависимость от компьютерной реальности можно назвать "кибераддикцией" . Если психическая зависимость перейдёт в
психическую болезнь можно будет говорить о "виртуальной мании". В случае виртуальной зависимости
страдают чаще всего лица мужского пола, а в случае интернет - зависимости такие различия по полу
не установлены. Есть мнения, что в наиболее технологическом своём воплощении ВР можно сравнить с
сильнодействующим наркотиком, поскольку конечным объектом воздействия этой системы является мозг
человека. Неспособный адаптироваться и жить в реальном мире невротик уходит в мир ВР. К
социальным факторам, способствующим развитию виртуальной зависимости прежде всего можно отнести
общественное одобрение. Как сказала мать одного из нейрофилов: "Лучше компьютер, чем наркотики".
Большую роль играет "мода" на компьютеры, которые становятся всё более доступными и социальный
инфантилизм части пользователей. Наиболее подвержены риску развития виртуальной зависимости
неустойчивый и шизоидный, реже другие типы. К психологическим факторам способствующим развитию зависимости следует отнести также
привлекательность переживаний, выработку гедонистической установки (получение удовольствия любой
ценой), реакции имитации, компенсации, группирования (например, при пользовании чатов
интернета), хобби -реакция. Особенно следует отметить информативно - коммуникативное хобби -
"жажда постоянного получения новой лёгкой информации, не требующей никакой критической
интеллектуальной обработки, а также потребность во
множестве поверхностных контактов, позволяющих этой информацией обмениваться". Такое поведение
у виртуальных нейрофилов становится стилем жизни, в процессе которого человек оказывается в
ловушке постоянного ухода от реальной действительности в состояние изменённого сознания.
Возникла и крепнет с каждым годом субкультура компьютерных пользователей со своим языком,
непонятным для непосвящённых, со своими ритуалами, символами, юмором и пр.; некоторые
исследователи считают, что сетевая субкультура аналогична субкультурам криминального мира,
потаторов и наркоманов. Отношения с компьютером у нейрофилов становятся всё более интимными,
эмоциональными, создавая иллюзию стабильности и комфорта, являясь на самом деле патологическим
стереотипом. С течением времени нарастает диссоциация - суживается круг интересов, падает
учебная и производственная работоспособность, в ещё большей степени нарастают трудности
коммуникации, нейрофилы снижаются этически и эстетически, перестают следить за собой. Потребность в занятиях на компьютере или игровых приставках становится всё сильнее,
вступая в конкуренцию с голодом, жаждой, потребностью в живом общении, отдыхе и пр. Ещё десять
лет назад о таких состояниях ничего не было известно, их практически не существовало. Сейчас
обследуя учащихся школ можно выявить не один десяток склонных к виртуальной зависимости молодых
людей. Всё проще и дешевле доступ в интернет. По мере развития компьютерных технологий ситуация будет однозначно ухудшатся. Уже
сейчас необходимо исследовать проблему как с точки зрения медицинских психологов, так и
психиатров для выработки методов профилактики и лечения. Можно предположить, что основным
методом лечения виртуальной зависимости станет психотерапия и, в частности, экзистенциальная
психотерапия. Можно также предположить основываясь на принципе "нет худа без добра", что
зависимость от виртуальной реальности может послужить основой метода лечения наркотической
зависимости.
Несколько отойдём от психологии в область метафизики. Какой он будет, человек будущего? Если
просматривать тенденции развития, то уже сейчас складывается не совсем благополучный образ
нейрофила: неврастеник, с неустойчивой реакций поведения, не способный к коммуникационному
существованию в открытом обществе. Мы можем предположить и другое, что если завтра интернет
станет по цене героина, многие возьмут в руки топоры и пойдут мочить старушек-проценшиц. Скажете
не пойдёте? (Хотя лично я бы на те же деньги предпочёл бы взять непосредственно героин, без
всяких там форумов и чатов, - прим. автора.) Причина развития нейрофилии, в самом то деле, не в
попытке уйти от реальности. Кто от реальности бежит читает Гарри Поттер и слушает Рому Зверя.
Нет, дело в самом киберпространстве, которое затягивает и дестабилизирует, уничтожает понятие
реальности, о чём уже говорилось выше. Киберпространство это не просто металлолом, связанный
друг с другом оптиковолокном, киберреальность формируется из мыслей, образов, впечатлений заселяющих его людей - такая общая коммунальная квартира, в
которую каждый привносит свою энергетику. Мы не знаем, сколько в данный момент в интернете
сумасшедших. Но мы точно знаем, что их больное сознание изливается в сеть и распространяется по
ней в информационном (ториальном) поле. И каждое слово здесь не просто слово, а ещё
информационная единица с положительным или отрицательным зарядом. Безумие повреждает биты и
байты информации и пробивает нам мозг фотонами с зарядами отрицательной энергии, затягивает нас
в головокружительный мир паранойи, где нам кажется будто возможно всё, потому что именно так
кажется параноику. Даже запись на плёнке влияет на живые организмы (воспроизводство слов "мир",
"бог", "любовь" заставляет растения цвести и благоухать, а "смерть", "ненависть", "дерьмо" их
убивает), что уж говорить о мире, в котором нет разве что обоняния и осязания. Мы говорим уже не
о зависимости, а о влияние. Зависимость ерунда, мы и от
еды зависимы. Но не кажется ли вам, что влияние больного параноидальн
ого пространства на человека выше, чем влияние еды? В конечно счёте нейрофилия это не плохо и
не хорошо. Будьте разумными и не поддавайтесь на влияние кого бы то ни было в виртуальном
пространстве - это единственная гарантия выживания в нашем общем доме. Формируйте мир вокруг
себя, а не позволяйте миру формировать вас.
P.S. "...В мозгу автора появились строки: "повреждён системный файл Реальности; перезагрузить
вселенную; Yes/No?"