Эволюция сознания

Время странная штука. Ещё вчера мы в ужасе восхищались паровыми машинами, а сегодня строим суперкомпьютеры с терабайтными операциями в секунду. Технологический прогресс не стоит на месте, но более того – в процессе движения он обретает ускорение. Двадцатый век пронёсся размытым пятном на колесе эволюции и выбросил нас в век двадцать первый, где ускоряющееся развитие технологий перешло грань этического контроля и вступило на необратимый путь самосовершенствования. Вкладывать деньги в передовые технологии стало выгодно как никогда и может поэтому, а может потому что так было сказано в Книге Книг или ещё почему, нас неудержимо понесло на рубеж технологического перехода, за которым человечеству никогда не остаться прежним. Или вообще не остаться.

Прогнозируемая точка перехода в науке обрела название точки сингулярности и связана она именно с непрерывным развитием компьютерных технологий. Быть может на обывательском уровне это и не заметно (ну летают игрушки на 3-х гигагерцевом пне и что с того?), но на грани научных исследований ситуация начинает меняться. Исследовательские, научные, военные мейнфреймы, как вы понимаете, намного совершеннее коммерческих продуктов. И все эти технологии, в конечном счете, сводятся к созданию трансинтеллектуального сознания. 

Как вы думаете, зачем в операционные системы вводится net-технологии, зачем создаются новые компьютеры, зачем проводятся проводные и беспроводные сети, зачем всё это? Глобализация технологий, миллиарды компьютеров, от регулирующих энергоснабжение кондиционеров в тайваньских небоскрёбах, до рассчитывающих высадку исследовательских роботов в один из метановых океанов спутника Юпитера Ио, связанные в единую гигасеть, со всеми их невообразимыми вычислительными возможностями не будут иметь «100 % коэффициент полезного действия», если суть их работы рассредоточится на миллиарды разумных существ. Глобализация технологий бессмысленна без глобализации сознания. Проблема исчерпанности развития на современном этапе компьютерной эволюции не в железе. Мы можем повышать тактовые частоты лишь до определённого уровня. Мы можем объединять компьютеры в вычислительные нейросети пока будет хватать ресурсов. Вот только вся информационная мощь развеется на миллиарды существ, которым нужно кофе и постоянная температура, ежедневные новости и порносерверы, заказы через интернет и правильный прогноз погоды. Темпы технологического развития пока не могут замедлить увеличения количества разумных (и весьма требовательных) существ на планете.

И всё чаще некоторые люди, работающие по проворенным технологическим схемам ускорения производства, приходят к мысли, что следующий эволюционный скачок кроется не в замене старой техники на новую, не в нанотехнологиях и генной инженерии, не в телепортации и не пентиуме-5. Это будет апгрейт человечества. 

Кибернетический джихад 

Математически сингулярность соответствует точке функции, значение в которой стремится к бесконечности, как, к примеру, 1/X при X стремящемся к нулю. В том смысле, в каком термин «сингулярность» впервые использовал Вернон Винджи, а вслед за ним и Рэй Курцвайль, он является синонимом концепции, в которой дальнейшее ускорение технологических изменений неизбежно приведёт к возникновению машинного разума превосходящего человеческий. Более того, процесс на этом не остановится. Полнофункциональное слияние человеческого и машинного интеллекта произойдёт по средневзвешенным оценкам экспертов где-то к 2030-му году.
Дальнейшее развитие постгуманоидного разума за порогом сингулярности, то есть по другую сторону «горизонта событий», обещают быть ещё более стремительными и его перспективы пока трудно предсказуемы. 

Вот те основные технологии, которые приведут нас к технологической сингулярности: 

  • компьютерное программное обеспечение с генетическими алгоритмами; 
  • искусственные наноботы и микрокибы, созданные путём эволюции микрокомпьютерных систем; 
  • интеграция нервной системы человека с аппаратной частью компьютеров; 
  • объединение сознания человека и компьютера в едином пользовательском интерфейсе; 
  • динамически организованные компьютерные сети.

Как поясняет Рэй Курцвайль: «Технологическая эволюция является продолжением биологической эволюции, поэтому приближение сингулярности вызвано действием нескольких объективных законов, одним из которых является известный закон Мура об удвоении плотности транзисторов в микропроцессорах каждые 18 месяцев». 

Согласно закону Мура компьютеры начнут превосходить по своей мощности человеческий мозг в первом десятилетии 21 века. Программное обеспечение, которое будет полностью имитировать человеческое мышление — ИИ, скорее всего, появится в следующем десятилетии. Сторонники ускорения изменений в направлении сингулярности полагают, что это произойдёт где-то в период между 2005 и 2015 годом. 

Их оптимизм достаточно обоснован. В последнее время в области разработки теоретических основ и программно технических средств функционирования
ИИ достигнуты значительные успехи. Сделан прорыв в направлении создания программного обеспечения дружественного
ИИ, настраиваемого на благосклонное взаимодействие со своим предком — человеком.
Однако среди футурологов есть и не столь радужные оптимисты, такие, например, как Маршалл Брейн, который в своём эссе «Нация роботов» предрекает, что «К 2055 году роботы будут повсюду. Переворот этот будет очень быстрым. В том же 2055 году нацию ожидает знаменательная веха — более мировой рабочей силы окажется без работы, и безработица будет постоянно расти». 

В этой связи всё громче раздаются голоса противников технологической сингулярности и требования запретить работы в области нанотехнологий и АИ как со стороны озабоченных антитехнократов, так и со стороны религиозных деятелей. 
Действительно, как я уже рассказывал в статье «Наномир: начало конца» существует гипотетическая опасность выхода самовоспроизводящихся нанороботов из-под контроля. Тогда всё живое на Земле будет разобрано на молекулы, а наноботы станут бесконечно копироваться и толстый слой серой слизи покроет всю Землю. Давайте скажем аминь.
Страх подобной перспективы побудил Билла Джоя, одного из авторов универсального языка программирования Java и теперь уже главного научного специалиста фирмы Sun, призвать на страницах журнала Wired к сворачиванию исследований в области нанотехнологий. Он предупреждает: «Мы можем стать последним поколением людей на Земле».

Мегабитная дорожка в рай

С одной стороны, осознание относительной близости сингулярности расценивается некоторыми верующими как доказательство неизбежности второго пришествия.
При этом апокалипсические или (что более прогрессивно) постпараноидальные идеи, на которых паразитирует ряд направлений христианства, сатанизма и технотронного исламизма («кто здесь?!» - воскликнул автор и оглянулся) теперь в новой форме овладевают умами отдельных паникёров и кибернетических фаталистов, захваченных манией технологического спасения или технического трансцендентализма.
Кто не знает — тот не спасётся. Это похоже на новую апокалипсическую веру, где нам обещают триумф человека по воле божьей и одновременно пугают цитатами из Библии: «Итак, оставляя времена неведения, Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться, ибо Он назначил день, в который будет праведно судить вселенную, посредством предопределенного Им Мужа, подав удостоверение всем, воскресив Его из мертвых.» (Апостол Павел, Новый Завет, 17:29-31) 

С другой стороны, остановить нарастание компьютерно-технологических достижений теперь уже невозможно. Пришлось бы отменить капитализм и закрыть сайт хакер.ру, чтобы пресечь модернизацию промышленности. На исследования в данной области ежегодно тратятся миллиарды долларов и результаты всё шире используются в промышленности. Так, даже при выпуске последних поколений микропроцессоров и оперативной памяти применяются специальные нанопорошки для полировки поверхности кремниевых кристаллов. А в лабораториях фирмы IBM полным ходом идут работы по объединению нанотехнологий с квантовыми вычислениями для создания новых поколений сверхбыстродействующих компьютеров.
Идут испытания наноустройств активизации и подавления активности нейронов в результате которых практически обеспечивается возможность многофункционального воздействия наноботов непосредственно на работу отдельных нейронов головного мозга. Это открывает множество перспектив, позволяющих: 

  • резко ускорить работу человеческого мозга в миллионы раз за счет приёма и передачи сигналов от нейронов наноботами, выполняющими предобработку информации в локальной сети непосредственно внутри тела человека; 
  • объединять группы людей в нейросети по профессиональным интересам на уровне интеграции их мозговой активности; 
  • подключать сознание напрямую к компьютеру, банку данных, глобальной базе знаний и, в том числе, к чужому мозгу; реализовать процесс коллективного мышления; 
  • дополнить, а со временем и заменить телефонную связь нейротелепатической связью с любым человеком; решать совместно с суперкомпьютерами вычислительные задачи гигантской сложности; 
  • иметь согласованный полнофункциональный доступ к индивидуальной системе чувственного восприятия и уметь управлять любым организмом биогенного или искусственного происхождения; 
  • получить возможность конвейерного сканирования или матричной загрузки в подсознание и сознание всей гаммы ощущений миллиардов пользователей, подключённых к глобальной наносети; ощутить слияние с природой при включении в систему сенсорики животного мира; 
  • генерировать искусственные, псевдореальные миры неотличимого от реальности качества; открыть новый этап в развитии виртуальной и аугментальной реальности (расширенной с помощью цифрового моделирования), медицины, спорта, образования, кино, развлечений и так далее. 
  • создать полностью автономный искусственный интеллект, дружественный человеку и способный самоидентифицироваться в окружающем мире, анализировать свой собственный код, саморазвиваться и самореплицироваться; 
  • обеспечить возможность переноса сознания на другие материальные носители путём наносканирования мозга; добиться биологического, а затем и техногенного бессмертия личности, способности конвергенции с групповым разумом.

От таких нововведений кто угодно сойдёт с ума («отзовитесь, я знаю, что вы здесь!», - выкрикнул автор и облизнул губы), а кто-то не в силах будет преодолеть страх перемен и изменить своё отношение к трансгуманизму. Если на подступах к первой волне сингулярности понадобится лишь умение легко адаптироваться к экзотическим новшествам, то в дальнейшем, вслед за более глубокой фазой трансформации, способность отличать экзоиллюзии от реалий станет одной из жизненных необходимостей. В более отдаленной перспективе принцип коммунизма "от каждого — по способности, каждому — по потребности", соответствующий чаяниям пролетариев вчерашнего дня, будет заменен более универсальным принципом трансгуманизма: "от каждого — по способности, каждому – всё". 

Hack off the progress! 

Конечно, глобальный разум — это очень хорошо и даже весьма волнительно, но ведь в экзистенциальном смысле для конкретной личности такое слияние будет означать отнюдь не переход в новое качество, а именно смерть, не правда ли? Ну или как минимум нам с вами, друзья мои, предлагается перспектива слияния разумов в единое целое, влекущая за собой полную потерю индивидуальности. Кроме того, пока не ясно, чем вообще может обернуться построение единого разума. В частности, вполне возможно, что стремительный поток неупорядоченной информации, поступающей сразу со всех пяти материков, просто захлестнет относительно слабый мозг человека. Как выразился по этому поводу Джереми Рифкин: «Человеческая нервная система просто не предназначена для коммуникации со скоростью света». 

Как бы то ни было, но большей части прогнозов, по всей видимости, суждено рано или поздно стать реальностью. В заключение не только этой статьи, но и всей темы «компьютеры погубят мир» (а то меня обвинят в однообразности) хочется сказать, что-нибудь обнадёживающее. М-м-м-м. А, ну
вот, для начала напомним себе, что интернет и компьютерные технологии всегда были прерогативой западной цивилизации. Западная цивилизация стремится к бессмертию потому что у неё есть деньги и нет веры. Востоку на хрен компьютеры не нужны, они и так после смерти в рай попадут. Но в любом случае при приближении точки сингулярности война за порядком истощённые ресурсы будет неизбежна. Кое-кто ещё будет кричать «дайте нам ещё миллиард долларов и мы накормим планету!», но их голоса увязнут в лязге гусениц и свисте пуль. Не стоит забывать и о нашей доброй планете, которая никогда не оставляла человечества в покое. Вот США каждый год миллиарды тратит на восстановление от всевозможных стихийных бедствий. Новые болезни только и ждут момента, чтобы объявится. Ах, как хорошо было в 60-е, когда появились презервативы и можно было наконец заниматься сексом скока влезет (и скока дадут влезть). Так нет же, пришёл СПИД и не смотря на открытие презервативов (!!!) выкосил миллионы людей. Так что же ждёт нас после нейрокибернетическойсети? Одно можно сказать уже сейчас: ничего хорошего. Хотя бы на примере истории. 

Мегасознание не сможет существовать в привычном для нас мире. Потребуется изменение не только человеческого разума, но и окружающего пространства. А это очень большие затраты. Мозг человека состоит из примерно ста миллиардов (10^11) нейронов, каждый из которых соединён с другими нейронами (10^4) синапсами, нейроны могут разряжаться с частотой 1 тысяча герц. Всего получается 10^18 операций в секунду, эта оценка не учитывает наличие в мозге других клеток, сложность процессов внутри синапсов и нейронов и так далее. Но с другой стороны, мозг — очень избыточная система, и вряд ли все эти нейроны и синапсы необходимы для поддержания сознания, поэтому полученная оценка, вероятно, в меру реалистична. Для моделирования сознания 10 миллиардов людей требуется тогда 10^28 операций в секунду. Кроме людей нужно моделировать и мир вокруг них. Это можно сделать с ограниченной точностью, например, моделируя вещи не на уровне микромира, как состоящие из отдельных молекул, атомов и тому подобного, а на уровне макромира, исходя из законов прочности, гидродинамики и так далее. Сколько на это требуется вычислительной мощности, определить довольно трудно, но добавим еще 10^12 операций в секунду. Всего получается 10^40. Чтобы оценить, когда компьютеры научатся работать так быстро, воспользуемся старым добрым «законом Мура», который гласит, что скорость работы компьютеров удваивается каждые два года или увеличивается в тысячу раз за 20 лет. Современные суперкомпьютеры делают примерно 10^12-13 операций в секунду, следовательно, они достигнут нужной скорости через 190-200 лет. 

Жить ещё и жить, братья по сознанию, но объясните мне одно: зачем нам технологический прогресс? Зачем нам суперкомпьютеры с ладонь? Погоду предсказывать или Фобос исследовать? Ещё ни один компьютер не накормил ни одного человека (работа на компьютере – да, но здесь машина используется как инструмент, а понятие идеального инструмента подразумевает идеального пользователя, ха-ха) и, замечу, не излечил и безработными сделал больше, чем работой наделил. Получается что весь прогресс сводится к тому, чтобы как можно дальше уйти от реальности, а в конце концов счастливо растворится в виртуальности. Зачем? Чтобы избавиться от голода, болезней и душевных сомнений? Не проще ли тогда вышибить себе мозги из дробовика?

Я тут на хакере наткнулся на статью с названием «Осталось написать правильного пользователя». Очень верно заметили! Только некоторые люди всё ещё не спешат сливаться в экзистенциальном экстазе с intel inside, странные они, так мешают прогрессу. А ещё кто-то вирусы пишут. И оставляет нам призрачную надежду, что если и не начнётся ядерная война, которая уж точно была бы благом, то кто-нибудь обязательно сотрёт к чёртовой матери интернет, ИИ и всю эту технотронную хрень. Пока они нас не стёрли. The end.

Code: Deimos Strentall 2.1. ultra.writer.

  • Подпишись на наc в Telegram!

    Только важные новости и лучшие статьи

    Подписаться

  • Подписаться
    Уведомить о
    0 комментариев
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии