Какие мысли возникают у тебя при слове «Калифорния»? То, что губернатором этого штата является Арнольд Терминаторович Шварценеггер? А настоящий техноманьяк должен сразу испытать теплое, нежное чувство, мысленно погружаясь в мир того, что с 1984 года является неотъемлемой частью Калифорнии – в мир Силиконовой долины, неотъемлемой частью которого в свою очередь является мирок Cisco Systems, Inc.


Ты въезжаешь на территорию Cisco Systems!

 

Рождение гиганта

Корни этой компании уходят в 1984 год. Супружеская пара Леонард Босак и Сандра Лернер (он – возглавлял вычислительную лабораторию факультета Компьютерных наук, она – занимала аналогичную должность в Высшей школе бизнеса) столкнулись в своей повседневной деятельности с тем, что университетский компьютерный парк насчитывал свыше 5000 компьютеров, работающих по разным протоколам. Объединение локальных сетей различных подразделений было по тем временам чертовски сложной задачей, руководство только лишь обсуждало эту проблему и искало пути ее решения.

Но Леонард Босак оказался расторопнее. В 1984 году он придумал микроконтроллер и программное обеспечение под него, который на лету мог трансформировать данные из одного протокола в другой и тем самым обеспечивать маршрутизацию. Не найдя понимания в университете, Босак решил уйти, хлопнув дверью, забрав с собой молодую жену и секрет технологии. Заложив свой дом, они основывают фирму, дав ей немного смешное и немного странно звучащее по-русски название – San FranCisco Systems, от которой тут же оставили для краткости Cisco (так и писалось поначалу с маленькой буквы). Они платят сотрудникам зарплату с собственных кредитных карточек, проектируют оборудование в спальне, собирают его в гостиной
и тестируют в столовой.

 

Стремительный взлет Cisco

Они не были первой компанией, которая разрабатывала и продавала подобное оборудование – но в начале 1986 года создали и продали первый коммерчески успешный многопротокольный маршрутизатор. Когда в 1990 году грянул приход World Wide Web, Cisco представляет первый маршрутизатор удаленного доступа и программное обеспечение для управления сетью. Компания сумела оказаться в нужное время в нужном месте и выжать из этого максимум. «Cisco System, Inc.» заработала на полную катушку – к 1993 году была продана первая сотня тысяч устройств, и не последнюю роль они играли в ежегодном приросте интернет-трафика на 342%. К тому времени основатели уже покинули компанию с капиталом в 170 миллионов долларов
(Сандра Лернер с мужем после этого основали компьютерную фирму XKL, которая до сих пор по обороту не приблизилась даже к первому году работы Cisco). На их место пришли люди, которые занялись менеджментом оборудования профессионально. Дальнейшие вехи истории корпорации можно перечислять как достижения из «Книги рекордов Гиннесса» – объемы производства растут, изобретения следуют одно за другим.


Voice over IP – технология, изменившая офисы.

В 1994 году запущен официальный сайт компании Cisco, и к концу года приток посетителей достиг 10 тысяч человек (по тем временам цифра очень даже ничего…).

В 1995 году президентом Cisco становится Джон Чемберс. Компания патентует IP-технологию. Оборудованию компании начинают доверять суровые государственные мужи и финансовые воротилы (премьер-министр Японии и казначейство Великобритании, Ватикан и правительство Канады выходят в Интернет, используя оборудование Cisco).


Джон Чемберс.

1996 год – количество электронных сообщений превысило число традиционных писем, интернет-хосты и сайты растут, как на дрожжах – и заслуга компании Cisco в том, что она предоставила 1 миллион универсальных серверов доступа для маршрутизации трафика по всему миру, где только есть Интернет.

Компания росла и развивалась; количество сотрудников на 1997 год превысило 10 тысяч человек, корпорация приняла решение разделить все свои продукты и решения на три группы: для крупных компаний, для среднего и малого бизнеса и для сервис-провайдеров. Одновременно с этим стартует проект «Сетевая академия Cisco» (в настоящий момент ее филиалы имеются в 128 странах – студентов учат проектировать и создавать сети) и появляются первые решения для передачи голоса по IP.

 

И разверзлась пропасть...

Однако на фоне полного кажущегося финансово-экономического благополучия незаметно подкрался апрель 2001 года. Неожиданно, впервые более чем за десять лет, квартальные показатели Cisco стали отрицательными. Чемберс сравнил происходящее со стихийным бедствием. Со складов компании списывались товары на миллиарды долларов, свыше 8.5 тысяч сотрудников было уволено, а стоимость акций компании упала в 6 раз. Другие же сетевые компании, менее известные на рынке, но сумевшие спрогнозировать ситуацию, сумели удержаться на плаву с гораздо меньшими потерями для бизнеса и популярности.

Компания Cisco оказалась в плену иллюзий, поддавшись собственной эйфории. Произошел крах «виртуальной» экономики, осознать который стало возможно, только падая в пропасть. Не умея прогнозировать ситуацию, неверно исследуя предположения об устойчивом росте, руководители компании видели только розовое будущее. Они не хотели расти медленно и следовать принципам классической экономики – они развивались очень высокими темпами, используя аутсорсинг производства и приобретение других фирм; на пике развития в мае 2000 года в Cisco работало 44 тысячи человек, и тысячи из них были миллионерами. На Нью-Йоркской фондовой бирже Cisco, опередив GE, стала самой дорогой компанией в мире, капитализация
которой оценивалась в полтриллиона.

Компанию Cisco сразила мания величия – и это очевидно. Если бы она продолжала развиваться такими темпами еще 10 лет, ее оборот сравнялся бы с оборотом всей экономики США. Производственные мощности, существующие на тот момент, были грандиозными – но они не справлялись с огромным количеством заказов. И когда в экономике начался спад, огромная масса оборудования выплеснулась на «серый рынок», новую технику Cisco можно было купить за 6-7% от реальной цены. Спрос исчез совсем. Падение компании ударило по партнерам.

Несмотря на все это, Cisco продолжает лидировать в технологическом плане. Впервые в истории отрасли Cisco выводит на рынок первую мультисервисную транспортную платформу 10 Гбит/с.

 

Зарплата в один доллар

Удивительно, но при этом Джон Чемберс демонстрировал просто непоколебимый оптимизм. В самые тяжелые дни весны 2001 года он излучал уверенность в том, что неприятности Cisco – временные, а через 3-5 лет компания снова сможет продемонстрировать темпы роста на уровне 30-50% в год. Показной сверхоптимизм Джона Чемберса был немаловажной частью его антикризисного плана. В 2002 году Джон Чемберс сделал еще один важный жест, уменьшив свою годовую зарплату до 1 доллара (который не остался без внимания и был в будущем повторен некоторыми титанами мировой экономики). Как заявил Чемберс, он будет получать такие деньги до тех пор, пока «рынок не признает возрождения Cisco».

Компания, сосредоточившись на антикризисном плане, стала проявлять куда больше внимания к нуждам потребителей. Основными клиентами Cisco на рынке стали крупные телекоммуникационные компании, наподобие Covad, Global Crossing и WorldCom. Чемберз и его подчиненные приложили очень много усилий, чтобы вернуть расположение клиентов, и технические новинки не заставили себя ждать.

2001 год – для телефонной компании Bell South предложена новейшая модель оптического коммутатора.

2003 год – Cisco анонсирует беспроводный Wi-Fi IP-телефон, позволяющий людям свободно перемещаться по офису и при этом всегда оставаться на связи. Следом компания приобретает фирму Linksys (популярного производителя оборудования для компьютерных сетей) и теперь позиционирует их торговую марку как сетевое оборудование для домашнего использования.

В течение следующих двух лет компания упрочила свое положение на рынке сетей и телекоммуникаций. В 2004 году Чемберз торжествовал – его компания успешно преодолела кризис.

 

Cisco сегодня

В настоящий момент компания Cisco Systems, Inc. производит большое количество разнообразных сетевых и коммуникационных устройств: Ethernet-коммутаторы, маршрутизаторы, продукты для IP-телефонии (IP PBX, VoIP-шлюзы), файрволлы и концентраторы, платформы оптической коммутации, кабельные модемы и DSL-оборудование, коммутаторы сетей хранения данных и программное обеспечение управления сетью. Также Cisco обеспечивает сертификацию для профессионалов в области сетей в 8 областях.

На сегодняшний день основные тенденции развития индустрии и стратегии компании Cisco таковы: главное – это не соединение «компьютера с компьютером»; главное – коммуникации «человека с человеком».

 

Свою стратегию руководители Cisco формулируют так: «Сеть — это платформа». Они убеждены, что IP-сети станут платформой для подавляющего большинства цифровых коммуникаций, будь то передача голоса, данных, видео или мобильная связь. Компания одной из первых сделала ставку на конвергенцию коммуникационных технологий на базе протокола IP, и сейчас, как говорится, пожинает плоды правильного стратегического планирования. В 2006 финансовом году она добилась рекордных объемов продаж (28.5 млрд долл.) и получила чистую прибыль в размере 6.5 млрд долл. Особый упор компания делает на создание так называемых интеллектуальных информационных сетей (Intelligent Information Network — IIN), которые
характеризуются повышенным уровнем защищенности, надежности и управляемости, обеспечивают строгий контроль за соблюдением политик безопасности, маршрутизируют и преобразуют трафик с учетом специфики передаваемого контента.

 
Полную версию статьи ты можешь прочитать в февральском номере Железа!

  • Подпишись на наc в Telegram!

    Только важные новости и лучшие статьи

    Подписаться

  • Подписаться
    Уведомить о
    0 комментариев
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии