Содержание статьи
Приближаясь к сингулярности, человечество всё больше осознаёт важность интеграции культурных ценностей с инновационной компьютерной деятельностью. Компьютеры становятся не только инструментом создания культуры и искусства, но и основным изделием непрекращающегося творческого самовыражения.
Однако до не давнего времени мы всё же могли различить терафлоповый компьютер и картину известного художника, компьютерную графику и «живые» съёмки на натуре. Существовала незримая пропасть между человеком и продуктом его жизнедеятельности… Что же коренным образом изменилось? В нашей с вами жизни пока что ничего. Но в недрах транснациональных корпораций, этих религиозных столпов нового тысячелетия, за стенками лабораторий НИОКР начались проекты по культурному слиянию компьютерных, нано-, сверхпроводниковых и прочих технологий с человеком. Обратите внимание на уточнение – «культурном слияние», т.е. речь идёт не о банальном механическом симбиозе мозга и процессора, а более глубоком,
чувственном наполнении мира, когда искусство, творимое киберразумом становится не отличимым от искусства, создаваемом нашим сознанием и подсознанием. Всё вместе это гораздо ближе толкает нас к вожделенной Точки Сингулярности чем все ИскИны и нанороботы вместе взятые.
Пожалуй, один из самых интересных проектов в этом направлении принадлежит компании Philips. Этот проект затрагивает пять основных областей человеческого развития: политическую, экономическую, культурную, область окружающей среды и технологий будущего. С целью понимания «образа жизни» после 2020 года, программа направлена на выявление возможных системных изменений в социальной и экономической областях, которые могут повлиять на бизнес компании и стать интеллектуальной собственностью в новых областях.
Разработки экспериментального дизайн проекта Philips являются частью более широкой стратегии, направленной на повышение успешности инновационного курса компании, основанного на применение передовых компьютерных технологий. Как заверяют в самой компании, они взяли за основу ряд классических представлений о киберпанке и попытались воплотить часть из них в жизнь, используя проверенные коммерческие технологии.
Проект Первый: SKIN:Dresses
http://www.design.philips.com/probes/projects/dresses/index.page
Этот проект изучает будущее интеграции материалов в область эмоциональной чувствительности - переход товаров и технологий от «умных» к «чувствительным». Разработанные платья реагируют на эмоциональное состояние хозяина и окружающую обстановку, меняя свой цвет и яркость свечения. В основе проекта лежит синтез высокотехнологичных электронных текстильных материалов и специального программного обеспечения.
Проект Второй: SKIN:Tattoo
http://www.design.philips.com/probes/projects/tattoo/index.page
Татуировки и физические увечья относятся к числу древнейших форм самовыражения и личной идентичности. В обществе татуировки используются для самоидентификации или самовыражения; визуальный язык общения, передающий личность и статус хозяина. Электронная татуировка мощная визуальная технология, способная выражать эмоциональное состояние человека, изменяя форму и размеры. Стимулируемая прикосновением и управляемая желанием татуировка путешествует по ландшафту тела. Советую посмотреть видео по вышеозначенной ссылке, в котором показана концепция эмоционального и эстетического общения с помощью электронного тату между двумя любовниками. Зачем нужны слова, когда есть чувства?
Проект Третий: SKINtile
http://www.design.philips.com/probes/projects/electronic_sensing_jewelry/index.page
Проект сенсорных электронных изделий, объединяющих в себе драгоценности, гибкую электронную структуру, батареи питания и собственно сенсоры, разработан вместе с европейской организацией STELLA. Сенсорно электронные ювелирные изделия зондируют и передают эмоциональное состояние человека, который их носит. Оснащённые беспроводной технологией, они просто клеятся на тело человека. Проект исследует диапазон функциональных возможностей в новых формах старых коммерческих продуктах. Что ж, это, как минимум, первый инновационный подход ко всей индустрии драгоценностей начиная со средних веков.
Проект Четвёртый: VIBE
http://www.design.philips.com/probes/projects/emotion_sensor/index.page
Коммуникация через электронные устройства на сегодняшний день сильно ограничена прямыми каналами передачи информации, будь-то sms c одного телефона на другой или даже видеоконференция. Все современные электронные устройства не могут передавать не вербальные сигналы. Все, за исключением Vibe. Vibe – это эмоционально-сенсорное ожерелье. Ожерелье может читать сразу несколько биометрических сигналов тела и сообщает их на другие устройства или другим пользователям. Это открывает совершенно новый мир эмоциональных приложений, таких, как физическая и эмоциональная игра, приложения контролирующие внимание и стрес, а также эмоциональная телефония.
Проект Пятый: SMELL
http://www.design.philips.com/probes/projects/smell/index.page
Есть много культурных табу относительно запахов тела, но это не означает, что их не стоит изучать. Тесты показали, что женщины могут определить наиболее генетически подходящего партнера для размножения только на основе запаха майки, которую он носит. В проекте SMELL, созданный прототип аппарата, фиксирует запахи тела и передает их не только владельцу, но и другим людям. Как известно, собаки по запаху определять раковые заболевания, таким образом этот проект предоставит врачам возможность ставить диагноз, основываясь на выделяемых запахах.
Проект Шесть: Sustainable Habitat 2020
http://www.design.philips.com/probes/projects/sustainable_habitat_2020/index.page
Энергетический кризис, нехватка чистой воды, глобальное потепление и загрязнение окружающей среды являются главными мировыми проблемами. Рассмотрение города как динамичной и постоянно развивающейся экосистемы может помочь нам в разработке стратегии для здорового развития городов в будущем. Разработанная концепция принципиально меняет существующий подход к строительству жилых зданий. Внешняя оболочка зданий будет представлять собой «живую» кожу. Множество мембран, по всей поверхности здания, создадут прочную связь между внешней и внутренней средой обитания. Они будут конденсировать из окружающей среды воду и солнечную энергию, и отфильтровывать воздух. Активная поверхность здания реагирует
на солнечный свет и автоматически переходит в наиболее эффективное положение для получения солнечного света. Использование для освещения естественного света в наших домах будет не только экономить энергию, но и предоставит все преимущества для здорового образа жизни и благополучия. Отходы жизнедеятельности человека будут перерабатываться в биогаз, который можно использовать для отопления и приготовления пищи, а также обеспечения горячей водой. Здание превращается в экологически чистую автономную экосистему.
Проект становится продуктом
Как вы могли заметить, большинство проектов связаны с передачей не вербальной информации электронными способами. Возможно, это единственная альтернативная форма развития прогресса, предусматривавшего физическое слияние человека и машин после сингулярности. Прежде чем вставлять в голову микрочип стоит сначала обменяться чувствами и переживаниями с электронным разумом, чтобы узнать его конечные намерения. И концепция, предложенная Philips, лучше всего подходит для этих целей.
Как ни парадоксально, итогом развития эмоциональных технологий станет не более интенсивное общение человека с человеком (которое за десятки тысяч лет практически не изменилось и к которому все мы давно привыкли), а общение, передача эмоций между человеком и компьютером. Быть может это позволит нам лучше понять не только их, но и самих себя.