Содержание статьи
Мы много раз рассказывали о пакетах виртуализации для Windows и Linux систем:
создавали с их помощью полигон для изучения образцов вирусов, использовали как
площадку для изучения новых операционных систем, надеялись на них, когда другого
выхода запустить "неродное" приложение не было. К сожалению, виртуализацию для
платформы Mac мы до этого момента обходили стороной, и сегодня эту ошибку
исправим, рассказав о замечательном продукте Parallels Desktop 5.
Виртуализация для пользователей Mac OS появилась относительно недавно. Одним
из первых пакетов стала программа Virtual PC for Mac, которая в Mac’ах еще
использовалась архитектура PowerPC. Правда, использовалась она скорее
энтузиастами вроде нас с тобой, но никак не обычными пользователями. Многое
изменилось, когда Apple в своих компьютерах перешла на архитектуру Intel и
предложила решение Boot Camp для одновременной установки Mac OS и Windows.
Вскоре компания Parallels выпустила первый релиз программы Parallels Desktop for
Mac, которая представляло собой средство для виртуализации в том виде, к
которому мы привыкли сейчас. Это было первое решение, которое поддерживало
аппаратную виртуализацию Intel VT (а сейчас еще и VT-x2), позволяя ресурсам
виртуальных машин напрямую обращаться к аппаратному обеспечению компьютера.
Управление виртуальными машинами происходит посредством так называемого
гипервизора, являющегося "прослойкой" между виртуальной машиной и аппаратными
ресурсами. Каждая виртуальная система работает на том же уровне, что и реальная
ОС. Виртуальная машина имеет свой процессор, оперативную память, устройства
ввода-вывода, жесткий диск и возможность использования CD/DVD-устройств. Кроме
того, Parallels Desktop виртуализирует видеоадаптер и сетевые интерфейсы, а
также предоставляет возможность прямого доступа к устройствам через USB-порты.
"Что же тут удивительного? Обычная виртуалка", — скажешь ты. Отвечаю. На сегодня
уже доступна 5.0 версия этого решения, в которой помимо основных возможностей
для виртуализации реализовано множество приятных мелочей.
Поддерживаемые ОС
Начать работу с Parallels Desktop - проще простого. Прямо во время первого
запуска программа предлагает начать с установки новой Windows (или другой ОС)
или же импорта уже существующего виртуальной машины. По сути, все, что нужно
сделать, - это вставить диск с операционной системой. В большинстве случаев
программа сама сможет определить, что за дистрибутив ей подсунули, после чего
попросит ввести имя пользователя и ключ активации Windows (если ты
устанавливаешь Windows) или пароль (в случае с Linux). Тип поддерживаемых
гостевых систем очень разнообразен: это любые версии Windows (включая такую
экзотику как 3.11 или ME), всевозможные вариации Linux, а также Mac OS X Server,
FreeBSD, OS/2, MS-DOS, Solaris и в том числе веб-ОС от Google - Chrome OS. На
основе выбранной системы, установщик сам подберет наиболее подходящие параметры
и создаст операционную систему. Тип ОС, само собой, можно задать и самому. Если
речь идет о каком-то экзотическом Linux'е, никто не мешает выбрать в списке "Linux
на ядре 2.6" и быть уверенным, что в виртуальном окружении он вероятнее всего
заведется.
Сам процесс установки гостевых ОС максимально автоматизирован (не даром
мастер просит сразу вести лицензионный ключ), позволяя получить установленную
Windows-систему всего в три клика мыши. Причем для ряда ОС будет программа
самостоятельно устанавливает еще и пакет Parallels Tools, который упрощает
взаимодействие с виртуальной машиной. А если на твоем Маке уже установлена
вторая операционная система с помощью Boot Camp, программа позволит "подцепить"
соответствующий раздел HDD в качестве диска виртуальной машины и работать с ним
напрямую, без каких-либо дополнительных операций. Это очень удобно.
Убойная интеграция
Однако вся прелесть Parallels Desktop проявляется уже после создания
виртуальных машин. Самыми сочными фишками являются уникальные возможности
программы, обеспечивающие прозрачную эмуляцию и максимальную интеграцию
"неродных" приложений. Еще в 3-й версии Parallels Desktop появился режим
Coherence, который позволяет работать с Windows- и Mac-приложениями, как будто
они принадлежат одной операционной системе. Новинка "пятерки" - режим Crystal,
полностью скрывающий интерфейс Windows. В результате без проблем можно работать
с любыми виндовыми приложениям, не отвлекаясь на ненужные элементы гостевой ОС.
Поскольку Панель задач Windows в режимах Crystal скрыта, Parallels подобно
приложениям Macintosh, сворачивают плавающие окна Windows в панель Dock.
Открытые приложения Windows также отображаются в этой панели под специальными
значками. Мало этого, интегрируется и меню "Пуск", поэтому запускать виндовые
приложения можно опять же прямо из Dock'а. Еще больше интеграции Windows
приложений можно добиться с помощью схем оформления MacLook, позволяющей
оформить окошки в стиле Mac.
Разработчики сделали все, чтобы работа с приложениями гостевых ОС ничем не
отличалась от работы с "родными". В результате было реализовано удобнее
управление Windows-приложениями с помощью Apple Remote, поддержка привычных
Mac-команд при работе с Windows-приложениями через технологию Apple Trackpad
Gestures, копирования картинок и форматированного текста между Mac, Windows и
Linux. Нет ничего проще, чем обратиться к файлам гостевой ОС или, наоборот,
хостовой системы - просто перемещай файлы, папки между системами. Ты сам можешь
регулировать степень интеграции Mac и Windows, или даже отказаться от него. Мне,
к примеру, больше по душе самый обычный оконный режим, когда с виртуальной
машиной я работаю в отдельном окне.
Поддержка 3D-ускорения
Когда я был в Питере в офисе Sun, ребята из команды VirtualBox с большим
удовольствием рассказывали мне о том, как реализовывали поддержку работы
приложений, требующих 3D-ускорение. Когда вышла Windows 7 со всеми ее эффектами,
такая поддержка стала особенно актуальной. В Parallels Desktop такая поддержка,
конечно, есть. После запуска Windows 7 все сразу стало ясно: внешний вид системы
вообще не отличает от того, как если бы она была установлена в виде гостевой ОС.
Интерфейс Aero, новомодные штучки вроде Flip 3D - все это работает как надо
благодаря специальном драйверу Windows WDDM. К тому же Parallels Desktop
поддерживает Direct X 9Ex с Shader Model 3, в результате под виртуалкой
заработали даже ресурсоемкие 3D-приложения, в том числе игры. Впрочем, сама
система работает очень шустро: согласно результатам независимого тестирования
Crimson Consulting Group производительность работы 64-битной Windows 7 в
виртуальной машине Parallels Desktop 5 для Mac на MacBook Pro на 22% выше, чем в
виртуальной машине других производителей. Производительность 3D графики, как
показал стандартный тест 3Dmark 2006 Professional, возросла в семь раз. Причем
все это касается не только Windows-систем. Parallels Desktop 5 поддерживает
OpenGL 2.1 в гостевых операционных системах Linux и интерфейса Compiz на
виртуальных машинах, поэтому всеми красотами можно насладиться и под, скажем,
Убунтой.
Импорт виртуальный машин и миграция реальной системы
В начале статьи мы говорили, что Paralells Desktop позволяет мигрировать
другие виртуальные машины, созданные другими пакетами виртуализации, а также
переносить в виртуальное окружение физическую систему. В состав программы входит
специальное приложение Parallels Transporter, которое позволяет с легкостью
мигрировать данные с виртуальных машин или виртуальных жестких дисков Microsoft
Virtual PC (включая виртуальные ПК с Windows Vista или Windows XP), VMware или
VirtualBox в формат Parallels. Parallels Transporter преобразует файлы сторонних
виртуальных машин в формат Parallels с сохранением всех приложений и данных в
исходном виде. Во время миграции создается конфигурационный файл виртуальной
машины (.pvs) и файл виртуального жесткого диска (.hdd). Эти два файла и
составляют готовую для использования виртуальную машину. Я без проблем перенес
свои тестовые машины для анализа подозрительных файлов с VirtualBox'а и VMware,
установленных под виндой. Но учти: есть небольшой нюанс. Каждая из программ
виртуализации предлагает установить в гостевую систему дополнительные утилиты
для большего удобства работы с виртуальной машины (прозрачное перемещение мыши
между гостевой и хостовой системой, простой обмен файлами и т.д.): в VMware -
это VMware Tools, в Microsoft Virtual PC - это Virtual Machine Additions, в
бесплатном VirtualBox - VirtualBox Guest Additions. Так вот перед тем, как
импортировать виртуальную машину, их обязательно необходимо из гостевой системы
удалить.
Помимо простого конвертирования файлов других виртуальных машин, Parallels
Transporter умеет выполнять еще более сложное действие - мигрировать реально
работающую систему в виртуальное окружение. Для других систем виртуализации, для
этого потребовалась бы отдельная программа! Есть несколько вариантов перенести
данные: по локальной сети, по специальному USB-кабелю, через внешний носитель. Я
попробовал первые вариант и удивился простоте процесса. Все, что потребовалось,
- установить на исходном компьютере специальное приложение Parallels Transporter
Agent. Прога собирает необходимые системные данные на исходном компьютере и
передает их Parallels Transporter по сети.
Заключение
Я попробовал установить под Paralles Desktop Windows 7, XP, а также
импортировал несколько виртуальных машин из VMware и VirtualBox. В результате,
все гостевые ОС работают под Mac'ом очень шустро. Интеграция с системой -
чрезвычайно удобная вещь. Наконец-то, можно прямо под Mac'ом комфортно работать
в той же самой Visual Studio, не заморачиваясь с перезагрузкой и даже
переключением между гостевой и хостовой системами. Получается, пропадает
единственная причина отказывать себе в переходе на Mac. И в этом большая заслуга
Parallels Desktop.