Идеи зарабатывать на мобильных приложениях у меня никогда не было. Опыта разработки для мобильной платформы — тоже. Даже телефон на Android оказался у меня совершенно случайно. Но пара вечеров экспериментов и неожиданно удачная идея позволили за 2 месяца заработать более $1000. Это гораздо больше, чем я мог ожидать :)!

Сразу хочу предупредить, что не собирался писать пособие, как заработать миллион. Хотя бы потому, что если бы знал, то ни за что бы не рассказал. А вот чем я готов поделиться, так это подходами и механизмами, которые позволяют разработчикам зарабатывать на приложениях для Android. Но прежде чем рваться в бой, нужно рассказать пару слов о самой платформе.

 

Откуда взялся Android?

Google Andoid — мобильная операционная система, в основе которой лежит ядро Linux. Как и многие другие проекты Google, технология изначально разрабатывалась компанией Android, Inc., которую поисковый гигант купил в 2005 году, наняв всех ведущих разработчиков. В 2008 году состоялся первый релиз платформы. Android сегодня — это зрелая мобильная ОС, для которой уже выпущено несколько серьезных обновлений. К концу этого года будет продаваться уже более 100 моделей телефонов на базе Android от HTC, Motorola, Samsung, Dell, Huawai, Sony Ericsson и других брендов. Если верить Эрику Шмидту, одному из главных лиц в Google, то уже сегодня каждый день продается более чем 60 тысяч Android-устройств по всему миру — короче говоря, налицо тенденция к массовому распространению. Впрочем, что еще ожидать от платформы, которую курирует сам Google?

Наиболее распространённым сейчас является девайс HTC G1 — очень неплохое устройство по соотношению «ценакачество». Именно его я использую для отладки рабочих проектов. Правда, если хочешь покупать устройство сейчас, то я настоятельно рекомендую взглянуть на что-нибудь более современное, вроде HTC Nexus One или Motorola Droid. Обзоров устройств и самой платформы в Сети — миллион, поэтому на этом я останавливаться не буду.

 

Приложения для Android

С популярностью платформы растет и количество приложений. К счастью, давно прошли времена, когда нужно было вручную искать программу в инете, потом закачивать дистрибутив в телефон и только там его устанавливать. Все ведущие производители создают удобные площадки для распространения приложений — каталоги, позволяющие прямо с телефона найти и установить нужную тулзу, прочитать отзывы, а если она платная, то и купить ее. Первопроходцем, поставившим на рельсы подобную схему, стала Apple, начав разработку и доведя до неимоверных масштабов App Store. У Nokia такая площадка называется Nokia Ovi Store, Microsoft после анонса своей новой мобильной ОС Windows Phone представила обновленный Microsoft Market Place. У Android такая площадка тоже есть и называется Android Market.

Виртуальные магазины наполняются продукцией от компаниий-создателей, а также сторонних разработчиков и часто от программистов-одиночек. Для предотвращения распространения фишинговых программ и вирусов, на всех площадках обязательно работает модерация. Правда, политика размещения приложений на площадках различается: на том же App Store’e существует премодерация, и твое приложение может довольно долго проторчать в очереди на модерацию, в то время как в Android Market принята политика постмодерации. К тому же на iPhone существуют очень жесткие правила для приложений как по техническому исполнению, так и функциональному — поэтому нет никакой гарантии, что твоя разработка, будь даже она чрезвычайно полезной и удобной, попадет в каталог. Площадка Android Market в этом плане намного более либеральна. Есть еще одно отличие: легально устанавливать ПО для iPhone предполагается исключительно через AppStore, в то время как Android позволяет грузить программы откуда угодно. В каждом подходе есть и плюсы и минусы, не будем в них углубляться, а примем как должное.

Рынок приложений для Android относительно небольшой, но растет ошеломляющими темпами. Для примера, в Android Market количество приложений удвоилось за три месяца, достигнув значения 30 тысяч. Конечно, еще далеко до показателей App Store, но все еще впереди. Несмотря на слово Market («рынок» в переводе с английского), большая часть распространяемых через систему приложений бесплатна или, по меньшей мере, имеет чуть урезанную бесплатную версию. Тут стоит заметить, что оплата приложений осуществляются через Google Checkout, который так же, как и PayPal, снимает деньги с привязанной к аккаунту пластиковой карты. Но, увы, для нас — жителей ex-USSR пока возможность приобретать приложения официально закрыта. Но если постараться (подробнее — в боковом выносе), то приобрести понравившуюся игрушку и прогу все-таки можно, причем тут есть один интересный момент. Если в течение суток ты удалишь с телефона платное приложение, то деньги с твоего счета не снимутся. Такой вот гарантированный moneyback на 24 часа.

 

Можно ли заработать на продажах?

Раз приложение можно купить, то, стало быть, можно и продать? 🙂 Переходим к самой вкусной части повествования, а именно вопросу: на чем, собственно, можно заработать. Идея разработать приложение и попробовать убедить пользователей в том, что за определенное вознаграждение оно достойно оказаться на их телефонах, напрашивается сама собой. Тем более, всю схему продажи уже давно придумали для тебя — добро пожаловать на другую сторону Android Market, предназначенную для разработчиков.

Напомню, что в магазине от Google используется пост-модерация, это значит, что приложение проверяется на вшивость уже после того, как оно попало на виртуальный прилавок. Но чтобы магазин тут же не заспамили и не засорили бессмысленной и опасной ерундой, компания взымает с каждого разработчика небольшой взнос. Поэтому, чтобы ты мог опубликовать приложение в Android Market (даже бесплатное), необходимо заплатить немного американских долларов, а именно $25. Не то чтобы серьезная помеха на пути к миллионам — платим. Теперь можно начать продавать? Нет! К сожалению, если ты родился не в той стране (а скорее всего так и есть), то продавать приложения ты пока не сможешь. Дело в том, что продавец для работы обязательно должен оформить учетную запись Merchant Account Google Checkout, а граждане бывшего СССР в список тех, кто может это сделать, не входят. Жутко напоминает ситуацию с PayPal, где возможности принимать платежи как нет, так в ближайшем будущем и не предвидится. И это серьезный облом!

Да, можно попробовать работать через посредника. Первый вариант — друзья и родственники за границей, имеющие счета в локальных банках. Другой вариант — специальные компании-посредники, которые при желании легко ищутся через поисковик и предлагают свои услуги за 10-20% от стоимости каждой продажи. Успешного сотрудничества у меня ни с одной из них не было, поэтому конкретные компании я тебе советовать не буду. Если работать через посредников желания нет, а продавать приложения все-таки хочется, то есть еще один вариант — альтернативные магазины. Наиболее популярными считаются:

Модель распространения приложений через эти площадки мало чем отличается от Android Market: пользователь устанавливает специальное приложение и с помощью него ищет нужные ему программы. Увы, аудитория у альтернативных магазинов ничтожно маленькая, но даже здесь можно зарабатывать. В том же SlideME моя первая продажа прошла через день после добавления в каталог. Правда, уже через день, когда счетчик продаж остался на все том же значении, стало ясно, что состояния на этом не сколотишь. Аудитория пользователей Android очень разборчива, причем на данный момент состоит преимущественно из гиков.

Всякая ерунда, которая «на ура» продается для iPhone, может вообще не иметь продаж для Android. Существуют даже целые исследования, в которых подробно анализируется этот вопрос. Если хочешь продать программу для Android, то это должен быть исключительно качественный софт, безупречно написанный и обновляемый. Моя продажа на SlideME стала для меня последней: я сделал приложение бесплатным и вставил в него рекламу.

 

$$$ за показы

Да, именно рекламу. Я решил так: раз я не могу убедить пользователей купить мое приложение, то пусть пользуются им бесплатно, но не обижаются на рекламу. И в том, и другом случае я буду получать деньги. Модель стара как мир и называется AdWare, но появление мобильных приложений буквально вдохнуло в нее новую жизнь. Когда приложение появляется в каталоге, получает высокий рейтинг и хвалебные комментарии пользователей, количество загрузок может в считанные дни достичь нескольких тысяч — и это без какой-либо рекламы и вложений. А если прога хороша, то показы рекламы гарантированы! Вполне реально написать средненькое (возможно, сезонное) приложение, вставить в него рекламу и опубликовать на Android Market, при этом очень скоро начав получать профит.

Для начала нам необходимо выбрать провайдера рекламы. Это специальные сервисы, которые автоматически будут подкачивать рекламу тебе в приложение, удовлетворяющую заданным критериям, избавляя тебя от необходимости самому искать рекламодателей. Поставщиков рекламы, как и баннерных сетей для обычных веб-сайтов, по-настоящему много, но как всегда есть лидеры:

Схема работы у обоих провайдеров примерно одинаковая: ты скачиваешь специальную библиотеку, подключаешь ее к своему проекту и далее на сайте провайдера регистрируешь новую рекламную кампанию. После регистрации тебе дается уникальный код, который ты в свою очередь прописываешь в своем приложении. Процесс подключения рекламных модулей от А до Я расписан на сайтах провайдеров, с подробными примерами и видеороликами — никаких проблем тут возникнуть не должно.

Чаще всего оплачиваются не показы рекламы, а клики по рекламным объявлениям. Причем, чем больше будет соотношение клик/показ (такой показатель называется CTR), тем больше будут стоить те самые клики, поэтому в наших интересах показывать ту рекламу, на которую пользователь может клинуть. Для этого к твоим услугам предлагаются настройки таргетинга: у тебя всегда есть возможность управлять содержанием рекламных объявлений, выбирать категории, фильтровать баннеры по заданным параметрам. Для примера: у меня есть одно приложение, которое могут использовать дети, и им не очень нужно видеть рекламу на adult-контент. Также с помощью управления рекламными кампаниями можно методом научного тыка найти самые оптимальные рекламные категории, и в зависимости от типа приложения постараться подобрать таргетированную рекламную кампанию.

Максимально быстрое распространение может быть достигнуто только, если ты добавишь программу в Android Market. Процесс сабмита в каталог, о котором мы уже говорили в предыдущем разделе, не займет много времени. Тебе понадобится аккаунт на Android Market (market.android.com/publish/Home), где на специальной страничке надо заполнить описание приложения, добавить скриншоты и загрузить само приложение. Через 5 минут его смогут скачать счастливые пользователи — значит, рекламные сообщения показываются и денежки на виртуальный счет капают.

 

Как вывести деньги?

По своему опыту могу сказать, рвет всех по отдаче: буквально за 2 недели с момента публикации приложения на моем внутреннем счету было 200 долларов. А за ноябрь и декабрь 2009 года на одной этой площадке я заработал уже более 1100 долларов. Если быть честным, то на подобную отдачу я даже не надеялся. Приложение было сезонным и очень простым. С помощью Xmas Tree пользователи могли виртуально нарядить Рождественскую елку и установить его в качестве wallpaper'а или отправить картинку другу. Для того чтобы оценить всю простоту, можешь установить приложение и сейчас. Если у тебя нет подходящего телефона, то описание проги и скриншоты можно посмотреть с помощью специального веб-клиента для Android Market'а — www.androlib.com. Ты будешь смеяться, но разработка этой программы заняла 2-3 дня, при условии, что у меня не было опыта ни в Java, ни в разработке под данную платформу. Сейчас оно дает максимум 6 долларов в день, но и это неплохо.

Quattro Wireless посылает деньги раз в 2 месяца и не менее 100 долларов. Admob.com также платит исправно, но отдача от него намного слабее, хотя сама реклама оформлена у них лучше и красивее. Деньги можно выводить разными способами: банковский чек, PayPal, EFT. Получив неплохой бонус на виртуальном счету Quattro Wireless, я запоздало узнал об ограничении PayPal, не позволяющем принять деньги на счет пользователям из стран СНГ. Но со мной связалась служба поддержки и предложила перевести деньги по EFT (это обычный перевод на твой счет в банке). Для этого пришлось сходить в отделение банка и взять необходимые для перевода реквизиты (номер счета, SWIFT код, и еще некоторые данные — они могут разниться от банка к банку). Уже через неделю на мою карту пришли деньги. Комиссия в $30, которую взымает банк за каждый такой перевод, не могла испортить настроение от неожиданного заработка.
Конечно, мне во многом повезло, и далеко не факт, что любой начатый проект также успешно выстрелит. Поэтому я как не рассматривал, так и не рассматриваю этот способ как основной источник дохода. Но то, что на приложениях для Android можно зарабатывать — это я тебе говорю совершенно точно.

 

На чем разрабатываются приложения для Android?

Основным языком для разработки приложений является Java. Для того чтобы начать, нужно две вещи:

  • Android SDK (developer.android.com/sdk);
  • любимая IDE для Java (Eclipse, IntelliJ IDEA, NetBeans — все равно).

Всю документацию и примеры можно найти на официальном сайте developer.android.com. Создать свое первое приложение на Google Android не просто, а очень просто. На том же сайте developer.

android.com есть мануал с картинками для разных IDE, более того, можно создать приложение вообще с помощью одного лишь «Блокнота», но это способ для настоящих джедаев. С появлением Android Native Development Kit для разработки стало возможным использовать еще и Си. Протестировать получившееся приложение можно на любом девайсе с платформой Android, для этого в SDK есть специальный драйвер для подключения через USB. Но если у тебя еще нет девайса — это не беда, в SDK входит полнофункциональный эмулятор (developer.android.com/guide/developing/tools/emulator.html). Именно на таком эмуляторе я отлаживал свои первые приложения, ругаясь на чрезмерную тормознутость. Зато с помощью Android Emulator'а легко симулировать высокоскоростное или, наоборот, медленное соединение, эмулировать входящее SMS или звонок, и т.д. В результате отладка приложения подчас становится еще удобнее, чем на настоящем телефоне.

Напоследок расскажу о маленьком финте ушами, позволяющем буквально за два часа написать готовую игру для Google Android. Алгоритм прост: создаем проект, вставляем на форму компонент WebView, пишем немного кода — и наш мегадвижок для игр готов. Секрет в том, что таким образом мы создаем вполне рабочий браузер, в котором можем открыть любое приложение на JavaScript’е (а в скором и на Flash'е). Причем для конечного пользователя она ни чем не будет отличаться от других игр. Таким образом, можно выпускать по одной игрушке в неделю, не особо заморачиваясь изучением программирования непосредственно под Android.

 

Как работать с разными провайдерами рекламы?

Для более эффективного заработка на рекламе, можно работать с несколькими провайдерами рекламы одновременно. Это позволяет сервис AdWhirl (www.adwhirl.com), позволяющий избавиться от мучительного выбора между Admob или Quattro Wireless. Вместо этого компания предоставляет разработчикам возможность получить доступ к нескольким рекламным сетям одновременно, что позволяет им компенсировать затраты, когда в одной сети не хватает количества просмотров страниц (а это иногда случается). Для работы необходимо интегрировать в приложение библиотеку из Adwhirl SDK, при этом все компоненты распространяются исключительно в открытых исходниках.

 

Info

  • Если решишься продавать приложения на Android Market через посредника, то ищи контакты в Австрии, Франции, Германии, Италии, Японии, Нидер ландах, Испании, Великобритании и Штатах. Граждане этих стран могут завести себе необходимый для продажи Merchant Account Google Checkout.
  • Чтобы снять ограничение на покупку платных приложений, приходится использовать специальные программы, которые эмулируют SIM-карты западных операторов (например, T-Mobile). Это программа MarketEnabler (code.google.com/p/marketenabler) и MarketAccess (amip.org.ru/wiki/android/marketaccess).
 

Links

  • Подпишись на наc в Telegram!

    Только важные новости и лучшие статьи

    Подписаться

  • Подписаться
    Уведомить о
    0 комментариев
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии