Технологии Google известны своим расширенным периодом бета-тестирования –
настолько большим, что когда поисковый гигант на самом деле запускает готовый
продукт, это становится новостью номер один. Но если бета-версия ещё "зелёная",
ее взрослая жизнь может быть значительно короче и жёстче. Давай рассмотрим
судьбу Google Gears. Запущенная всего четыре года назад, система Gears
официально застопорилась на прошлой неделе, и вскоре будет заменена
эквивалентной технологией на основе спецификаций HTML5.
Программное обеспечение
Gears было
представлено в начале 2007 года и вызвало большой энтузиазм среди
веб-разработчиков. Цель технологии заключалась в предоставлении средств для
веб-браузеров для продолжения работы в период между сессиями, в преодолении
разрыва между традиционной настольной вычислительной парадигмой и зарождающимся
миром облачных вычислений. Поддерживая копии важных данных на клиентском
компьютере, Gears позволил веб-приложениям оставаться доступными даже тогда,
когда на ПК отсутствовало Интернет-соединение.
Однако, больше не будет новых релизов. Gears никогда не будет доступным для
последней волны браузеров, в том числе для только что
выпущенного Internet
Explorer 9 и
предстоящего Firefox 4. Даже собственный Chrome от Google, который
поставляется вместе с встроенным Gears с момента создания, будет уменьшать
поддержку технологии начиная с 12 версии, ожидаемый позже в этом году.
Заманчиво интерпретировать кончину Gears как ошибку Google, но это не совсем
правильно. Скорее, решение о прекращении Gears можно рассматривать как победу в
стремлении Google продвигать открытые веб-стандарты как платформу для
приложений, и можно догадаться о продолжении процесса стандартизации HTML.
Лидерство на примере
В ретроспективе, Google не делал секрета из своих планов покончить с Gears.
Он предупреждал разработчиков, что технологии Gears в конечном счёте устареют
уже в декабре 2010 года. Даже когда мы читали новости о Gears на всем протяжении
его жизненного цикла, то быстро становилось ясным, что Gears был обречен уже
почти с момента создания.
В 2008 году, примерно через год после того, как Gears был запущен, в интервью
Дион Альмаэр, который в то время работал в Google Developer Programs, не скрывал
параллельных усилий Google и рабочей группы HTML5 от W3C. "Вы можете взглянуть
на предложение HTML5, которое активно редактируется в этот момент, и вы увидите,
что там есть база данных API, такая же, как и у Gears" - сказал Альмаэр. "Мы
очень хотим, чтобы оно стало частью веб для всех пользователей".
На самом деле, Альмаэр не делал различия между технологией Google Gears и
спецификацией, внедряющейся в W3C. "У нас там есть Gears", - дополняет Альмаэр.
"Мы многому научились, делая эту работу, чтобы перенести работу в оффлайн. Так
что теперь мы можем вернуться к стандартам - мы можем поделиться нашим опытом и
можем работать с ними, чтобы получить те стандарты, которые фактически прошли
боевые испытания".
Для Альмаэра заранее было ясно не только то, что технология Gears будет
представлена W3C, но и тот факт, что технология Gears пройдет испытания, хотя
она и была разработана одним поставщиком. "Если вы посмотрите на стандарты,
которые были успешны и сравнить их с теми, которые нет, то на мой взгляд, успех
зависит больше от того, были ли они на самом деле испытаны или просто в комнате
стояла куча вендоров, пытаясь понять, что делать"- пояснил он.
Теперь становится ясным, что технология Gears всегда задумывался как проект
для будущей спецификации HTML. И Google не была единственным автором W3C,
который применил подход "сначала запустим, а позже стандартизируем". Например,
Mozilla и Opera запустили конкретные особенности CSS, которые также повлияли на
текущие формальные спецификации CSS в новом стандарте.
Что касается Альмаэра, то после того, как он ушёл из Google, он возглавив
Mozilla Foundation Developer Tools Lab, а затем главным по связи с
разработчиками в HTML-ориентированной WebOS от Palm. Все чаще "подавай пример"
становится лозунгом в экосистеме веб-стандартов.
В погоне за стандартами
Пусть голос Google был особенно громок в спецификации HTML5, однако, компания
и должна рекламировать стандарты, чтобы класть деньги себе карман. Google
применила новый стандарт не только в браузере Chrome, но также и в
веб-приложениях. Поисковый гигант удалил поддержку Gears в Google Docs и Google
Reader в мае 2010 года, предваряя выход новых версий продуктов, поддерживающих
HTML5.
Все же подход "сперва внедряй, потом стандартизируй", который в последнее
наблюдается в реализации веб-стандартов, не всегда показывает себя как успешный.
Например, Adobe ранее применял многие возможности ECMAScript 4,
модернизированной версии стандарта, который формирует язык программирования
JavaScript и его производные, включая язык сценариев ActionScript, используемый
в платформе Adobe Flash. Но усилия по внедрению ECMAScript 4 провалились, не
выдержав конкуренции, и в конечном счете был осуществлен отказ от этой
технологии. Если раньше Adobe соответствовал JavaScript, то сегодня в продуктах
компании используется язык ActionScript, который напоминает своего кузена в
большинстве отношений, но достаточно расходится с ним, чтобы быть совместимым с
современными стандартами JavaScript.
Запланированная замена Gears на HTML5 Web Storage API, кажется, тоже не будет
простой. Современные браузеры, которые применяют стандарты, часто делают это
весьма противоречивым образом. Например, Firefox 4 поддерживает веб-хранилище
даже для HTML-документов, загруженных с локального диска, в то время как
Internet Explorer 9 предоставляет веб-хранилище лишь для документов, загруженных
по HTTP. IE9 также обрабатывает событие хранения отлично от других браузеров.
Должен пройти определенный период времени, чтобы веб-приложения воспользовались
преимуществом локального хранилища, одинаково работающем у всех клиентов.
Насколько хорошо Google сможет осуществить переход своих приложений с Gears
на HTML5 будет важной проверкой для самого значительного пересмотра
веб-стандартов с 2001 года. Недавно YouTube – подопечный Google –
экспериментировал с переводом своего потокового видео-сервиса с Flash на HTML5,
но отступил, когда установил, что подход на основе веб-стандартов будет
несовместим с достаточно большим количеством клиентов. Последнее решение W3C
убрать нумерацию версий из спецификации языка HTML и рассматривать HTML как
"активный стандарт" наводит на мысль о том, что в то время как создание
спецификации HTML5 приближается к завершению, самые большие трудности для HTML,
возможно, еще впереди.
Оригинал:
http://www.infoworld.com/