Очевидно, что тут пропущен важный шаг: тех самых неучей кто‑то все же нанял в компанию и поручил им боевые задачи. То есть с тем же успехом можно жаловаться на менеджмент, на рынок труда, на систему образования, правительство, масонов и повелителя Зену. Но напомнить я сейчас хочу о другом моменте, который потихоньку стал стираться из массового сознания. Уметь писать код — это уметь пользоваться компьютером.
В восьмидесятые годы домашние компьютеры вдруг стали массовым явлением, что, кстати, тоже сопровождалось недовольным ворчанием среди публики из вычислительных залов. При этом считалось нормой, что при включении домашняя машина сразу показывает интерпретатор бейсика, а в комплекте идет книжка о том, как писать программы. Самих программ при этом могло не поставляться вовсе. Крутись как хочешь!
info
Другая вещь, которая прилагалась к компьютеру, — это его принципиальная схема. Сейчас такое даже вообразить трудно!
Разницу между поделками на бейсике и коммерческими продуктами в коробках вряд ли нужно было кому‑то объяснять. Собственно, до появления GCC компиляторы и другие инструменты разработки стоили тысячи долларов — очень ощутимый барьер между пользователем, который может накидать программку, и программистом с образованием и зарплатой.
Упоминание GCC тут, кстати, очень в тему — Ричард Столлман и компания не только придумали Emacs и вирусные опенсорсные лицензии, но и популяризовали слово «хакер», которым называли человека, с горящими глазами лезущего внутрь чего угодно. Да‑да, первые хакеры не занимались взломом, а разнузданно кодили на лиспе. Все бунтарство тогда сводилось к игре в прятки с охранниками — чтобы не выгнали на ночь из машинного зала.
С тех пор прошло много времени и было написано много софта на все случаи жизни. Писать код, чтобы сделать что‑то сложное, стало не так необходимо. В крайнем случае можно освоить формулы Excel или еще что‑нибудь в таком духе. Но и начать программировать сейчас как нельзя проще: Visual Studio, Xcode, Android Studio и Qt Designer — самые профессиональные из профессиональных инструментов полностью бесплатны.
И это не говоря уже о скриптовых системах, доступных в каждой современной ОС, и интерпретаторах любых языков, которые, если вдруг не установлены сразу, ставятся парой команд. Просто обпрограммируйся!
info
Даже на «огороженной» iOS есть удобный интерпретатор Python, можно писать шоткаты на JavaScript или поставить карманный Linux.
Кодинг по работе тоже не остался прежним. Python изначально был скорее языком для сисадминов — этаким продвинутым вариантом Bash и менее безумным братом Perl. JavaScript же изначально придумали, чтобы проверять, правильно ли заполнены формы на странице. А в итоге на обоих языках пишут и клиентские, и серверные приложения.
Почему это происходит, догадаться несложно. Эти языки нацелены на то, чтобы писать код быстро, а скорость для бизнеса — критический показатель. Да и ресурсы машины часто дешевле, чем человеческие.
Граница между любительским программированием и индустриальным стала совсем тонкой. Выучил несложный язык, написал пару скриптов, выложил на гитхабе, набрал звездочек — и вот ты и почти готов претендовать на место джуна. А в условиях дикой нехватки кадров еще и сможешь выбирать условия получше. Как бы кто к этому ни относился.
Причина нехватки кадров проста: то, что раньше называли «компьютеризацией», мощно протекло во все аспекты жизни (я подробно писал об этом в прошлый раз). «Софт ест мир», как говорится, причем аппетиты растут со страшной скоростью. А работает эта пищеварительная система как раз на программистах.
Если ты следишь за публикациями в «Хакере», то наверняка уже догадался, что эта колонка связана с нашими статьями «Python с абсолютного нуля», в которых мы взялись с шутками и прибаутками научить любого читателя писать код на Python. Успех первой статьи был феноменальным, и мы решили продолжать — недавно как раз вышла вторая часть. Однако и комменты в духе «хватит плодить плохих программеров» не заставили себя ждать.
Я призываю никого не слушать и учить Python или любой другой язык, который приглянется! Ты обретешь бесценный навык и станешь хакером в изначальном смысле слова. Пытаться ли при этом вкатиться в индустрию — дело твое.