Дарвин произошел от МАКаки…

…но создатели GNU/Darwin с этим не согласны. Дарвин — это клон МакОС, точнее ядра Mach. Гнутый Дарвин стремится быть самым свободным дистрибутивом, основанным на ядре Darwin/Mach. Free Software Foundation и RMS объявили о награде в $3.14159 каждому, кто найдет проприетарный код. То ли они испугались, что Apple на них обидится, как SCO, то ли… и вот тут мысль останавливается…

На пятом небе от счастья!

16 сентября 2003 года стал переломным моментом в жизни всех фанатов SkyOS. Состоялось голосование, которое должно было решить: какой у этой операционки будет пользовательский интерфейс. Каждый разработчик сказал свое веское слово, в результате чего после всех подсчетов победителем был признан Wind UI. Это профессиональное, современное дизайнерское решение ознаменовало собой рассвет новой эры SkyGI 5.0. Вместо того, чтобы копировать Windows, MacOS или что-то еще, решено было действовать творчески и создать новую интерфейсную парадигму, предлагающую новые способы взаимодействия с компьютерами. Ровно через месяц стало известно, что все приложения, предназначенные для настройки графики, звука, тем рабочего стола, сети, устройств и всего остального, были переписаны. Теперь это куча DLL, доступных через единое приложение под названием System manager. Действительно, оригинально…

Аллергическая реакция на БГ

На публичное обозрение выставлен релиз ReactOS. Проект был на неделю заморожен в своем развитии с целью вычищения багов. Результат — версия 0.1.4 с улучшенными GUI и PnP, а также с зачатками OpenGL. Кроме того, изменения коснулись драйверов (мышки, скази) и поддержки сети (все еще неработоспособной, однако). ReactOS — это попытка создать NT-совместимую ГНУтую ОС. В режиме командной строки запускаются некоторые текстовые утилиты, Midnight Commander, а также GCC. Можно компилировать ReactOS под ним же самим, а ведь это уже немало :).

История проекта непроста и занимательна. Когда-то очень давно (году так эдак в 1996) несколько человек организовали группу FreeWin95, которая, как нетрудно догадаться из ее названия, должна была представить миру свободный клон самой великой (на тот момент времени) и ужасной (до сих пор содрогаюсь, вспоминая) операционки от мелкомягких. Как и многие другие амбициозные опенсорсные проекты, он безнадежно застрял еще на стадии разработки дизайна системы. Проще говоря — не было никакого результата, кроме бесконечных споров о том, что делать и кто виноват. Свободная Чикака так и осталась несбыточной мечтой (WINE не в счет — это эмулятор, а не ОС, что нисколько не умаляет его достоинств).

В конце 1997 года появился проект ReactOS, но ничего кроме названия у него не было. Координатором стал Джейсон Филби — запомните это имя! Возможно, когда-нибудь он, как и Линус Торвальдс, удостоится великой чести — его портрет будет использоваться в качестве мишени для игры в дартс в охвисе Билли Гатеса :). Первым делом он призвал всех участников сменить приоритеты — NT вместо 95, реальный код вместо пустопорожней болтовни. Полностью оправдывая свое название (react — реагировать), проект уже в феврале 1998 мог похвастаться первыми строчками исходников. На самом деле это имя символизирует реакцию OpenSource-сообщества на захват рынка операционных систем корпорацией М$, которая стала фактическим монополистом.

Пройдя долгий и трудный путь, ReactOS обладает довольно стабильным ядром и многими готовыми API, что должно многократно ускорить процесс разработки. Количество девелоперов постоянно растет, к тому же помогает взаимовыгодное сотрудничество с командой WINE (Windows Emulator). Возможно, когда-нибудь на ядре ReactOS будут построены подсистемы для работы с приложениями Java, OS/2, DOS, и даже какие-нибудь другие (интересно, какие? может быть, Лынукс?) но пока что об этом рано говорить. Как и о совместимости с более поздними версиями NT — 5.0 (Win2000) и 5.1 (WinXP), хотя несколько графических Win2K-приложений запускаются уже сейчас… В любом случае, желаю этой многообещающей ОС процветания и светлого будущего.

Пингвин на троне…

Какие операционные системы наиболее распространены? Нет, это не разномастные Винды (какое облегчение!) и не многочисленная армия Юникс-клонов (лялих, бздя и все-все-все…), а внедряемые ОСи, под которыми крутяться мобильники, проигрыватели музыки\видео, а также холодильники, стиральные машины, чайники и прочая мелочь пузатая… Здесь уместно вспомнить QNX, VxWorks, Embedded Linux, WinCE, а также DOS, который в силу своей компактности часто используется в этом качестве. Но я расскажу про The Real-time Operating system Nucleus, более известный как TRON. Он должен был стать унифицированной открытой архитектурой, которая позволила бы заменить разнородные компьютерные системы на «общее компьютерное окружение». Началось все это в Японии, в далеком 1984 году…

Так уж исторически сложилось, что каждая японская заибацу писала свой собственный внедряемый код, что приводило к ненужному распылению средств, потерям времени (а значит, и денег), но главное — к появлению множества аналогичных, но несовместимых систем. Первой открытой спецификацией для архитектуры TRON стал Industrial TRON — стандартное ядро реального времени с открытыми исходниками, способное работать в любом внеядряемом окружении. Неудивительно, что практически все японские производители электроники приняли его в качестве фактического стандарта. Сейчас ITRON работает на трех миллиардах процессоров самых разных архитектур. Затем было создано еще несколько спецификаций, наиболее известные из которых — Business TRON (BTRON), обладающий многоязычным программируемым графическим интерфейсом, и Central TRON (CTRON) — дальний родственник Юникса.

В 1989 году одна из самых знаменитых японских заибацу — Мацусита-Котобуки Электроникс Индастриз Лимитед (более известная нам по торговой марке «Панасоник») представила BTRON PC, который имел просто ошеломляющие возможности. Он базировался на процессоре Intel 80286 c частотой 8МГц, комплектовался двумя метрами рамы, но при всем при этом был способен проигрывать (!) цветное (!!) видео (!!!) в отдельном окне… Когда японское правительство пообещало поставить эти машинки в каждой школе, это понравилось всем, кроме американцев, которым всегда и везде чудится попрание их интересов. Может быть, они решили, что этот шаг станет вторым Пирл-Харбором, только экономическим, а не военным? Ведь уже тогда Аммер-Ка снимала почти все сливки с ИТ-рынка, что заметно хотя бы по количеству инсталляций MS-DOS на тот момент времени. Майкрософт была монополистом едва ли не с рождения… Кстати, BTRON PC изначально предполагал двойную загрузку: можно было делать выбор между прогрессивным БиТроном и убогой МС-ДОСей. Несмотря на это, американское правительство объявило инициативу японцев «фактическим и потенциальным захватом рынка» и пообещало устроить им Хиросиму с Нагасакой (в переносном смысле). Позже они отказались от своих слов, но было поздно: большинство компаний свернули все работы, имевшие отношение к проекту TRON.

Тем не менее, TRON выжил, и, судя по всему, будет жить долго и счастливо, доказательством чего могут служить миллионы устройств (гаджеты, бытовые приборы, автомобильная электроника, роботы и даже спутники), работающих на нем. В Китае его используют для автоматизации производства. Японский телекоммуникационный гигант NTT выбрал именно CTRON и сделал его стандартом де-факто для японской индустрии связи. Бонзы хай-тека оценивают ITRON как «номер один на рынках США и Японии». Создан T-Engine Forum, целью которого является создание стандартизированной среды разработки внедряемых приложений, основанных на ITRON. Поставщики проприетарных решений в дикой панике… во всяком случае, должны быть 😉 Все-таки участниками этого форума являются две с половиной сотни компаний, а это огромные ресурсы, причем не только финансовые…

Существуют ли другие открытые RTOS? Лично я могу назвать только RTLinux (Real-Time Linux) и Jaluna, работающую поверх того же линукса (создана бывшими разработчиками ChorusOS). Но линукс — это все же в первую очередь макроядро, предназначенное для обычных десктопов и серверов. Кто бы мог предположить еще несколько лет назад, что Линукс будут запихивать в часы или заставлять работать в реальном времени? Поэтому RTLinux переключается между задачами тысячи раз в секунду (ITRON — миллионы) и требует мегабайты памяти (ITRON — килобайты). Линуксоиды, которые стремятся заполнить абсолютно все рыночные ниши, напоминая мне Майкрософт (в хорошем смысле этого слова :), ведь этому у МС действительно можно и нужно учится), не могли пройти мимо ТРОНа.

В этом году разработчик внедряемых линукс-решений MontaVista Software начал совместно с T-Engine Forum работу над проектом T-Linux. Это будет расширение ядра TRON (точнее, его разновидности под названием T-Kernel), позволяющее выполнять программы для обоих ОС — ITRON и Linux. Доктор Кен Сакамура, профессор Токийского университета, председатель форума T-Engine, отец-основатель проекта TRON, а также его главный идеолог и вдохновитель, заявил: «мы довольны сотрудничеством с MontaVista Software с целью упрощения разработки внедряемых приложений, использующих возможности реального времени T-Kernel, позаимствовав такие достоинства Линукса, как богатая поддержка сети, открытость и соответствие стандартам».

Вы будете очень смеятся, но Майкрософт тоже присоединилась к T-Engine Forum с целью выработки спецификаций, позволяющих использовать единую аппаратную платформу для работы Windows CE и T-Kernel. Это, конечно, вовсе не означает сотрудничества с T-Linux. К сожалению… или к счастью? Я обязательно расскажу об этом, а также о многом другом в следующей своей статье про TRON. Вот, например, интересный вопрос: а на PC будет работать T-Linux? 😉

Оставить мнение

Check Also

Что можно сделать с iPhone, зная пасскод. Как сливают данные, уводят iCloud и блокируют остальные устройства

Последние несколько месяцев мы много писали о нововведениях в iOS 11. «Теперь-то заживем!»…