Человек не может жить без веры: кто-то верит в бога, кто-то в дьявола, особо продвинутые предпочитают на роль своей путеводной звезды выбирать науку или космический разум. Даже тот, кто говорит, что ни во что не верит, всё равно верит - в отсутствие веры и в то, что его убеждения самые правильные. Также мы знаем, что выбор вероисповедания - личное дело каждого, эта свобода является одной из главных в истории всего человечества. Самые жуткие и бесчеловечные периоды эволюции Homo Sapiens связаны с попытками навязать свою веру другим народам. На данный момент в мире существует несколько наиболее развитых вероисповеданий, сторонниками которых являются сотни миллионов людей. Но продолжающаяся эволюция общества рождает и новые направления, пытающиеся синтезировать уже существующие религиозные течения с тем багажом знаний о мире и Вселенной, которые накапливаются с каждым днём. Так образовываются различные секты, движения и религиозные школы. Есть и ещё более нестандартные варианты - так, например, очень часто движение Free Software сравнивают с религиозным учением, называя особо рьяных сторонников "фанатиками", считающими, что только свободное программное обеспечение может "спасти мир" от гнёта монополистического проприетарного софта. Что ж, это так и не так.
Если говорить обобщённо, то христианская религия (которая нам более знакома) базируется на Десяти заповедях, которые должны быть эталоном поведения верующего человека в окружающем мире. Есть свои "заповеди" и в движении Free Software: программное обеспечение должно быть свободным, никто не вправе ограничивать его распространение и т.д. Как и в случае с христианством, выполнять эти заповеди довольно тяжело в условиях современных реалий, и разработчикам удаётся их соблюдать с разной степенью успешности. Наиболее консервативными на данный момент остаются пока авторы дистрибутива Debian, отбор программного обеспечения в который осуществляется с особым пристрастием в целях предотвращения попадания в готовый продукт программ, хоть немного ограничивающих свободу пользования и распространения, другими словами, заставляющих нарушать "заповеди" Free Software движения. Другие, как Red Hat или Mandrake, выстраивают более гибкую политику: выпуская дистрибутивы, включающие и коммерческие компоненты, ограничивающие в той или иной степени распространение операционных систем по законам свободного софта, они не забывают одновременно поддерживать и полностью свободные версии своих программных продуктов. Это - вынужденный компромисс, позволяющий получить дополнительные финансовые средства на развитие того же свободного ПО. Путь этот очень скользкий и чреват различными опасностями: достаточно вспомнить компанию Red Hat, которая, перейдя на выпуск практически коммерческих продуктов, стала быстро терять разработчиков - основную движущую силу всего свободного ПО. Только спешно организованный параллельный свободный проект Fedora спас компанию от исчезновения - если бы все программисты запретили использовать свои свободные программы в коммерческих продуктах Red Hat, то через непродолжительное время американской компании просто нечем было бы наполнить свои дистрибутивы.
Часто упрекают в фанатизме и главного "проповедника" свободной идеологии - Ричарда Столлмэна. Между тем, его твёрдое убеждение в том, что "заповеди" Free Software должны неукоснительно соблюдаться, имеет вполне разумное основание: любое, даже самое малое ограничение свободы распространения открытого ПО служит тормозом для всего процесса создания свободных программ в целом. За те тринадцать лет, что развиваются свободные системы, только соблюдение принципов Open Source и Free Software позволило достичь того уровня, который имеется на сегодняшний день. Стоило бы только Линусу Торвальдсу ограничить распространение ядра Linux в самом начале истории и сегодня не было бы ничего. Абсолютно ничего. Только Windows. Возможно, положение Linux-систем сейчас кажется довольно устойчивым и многие думают, что небольшие послабления в соблюдении "заповедей" не навредят, а даже помогут свободному ПО окрепнуть и завоевать большее число своих сторонников, но это не так. Пусть незаметно на первый взгляд, но подвижки в сторону коммерциализации свободных продуктов неизбежно приведут (и уже приводят) к разрушению всей системы разработки открытого ПО. Уже сейчас можно услышать высказывания самих программистов, недовольных тем, что они не могут использовать свой же свободный продукт, который входит в состав, например, серверной операционной системы от Red Hat. Это - тревожные сигналы и на них нужно обращать пристальное внимание. Нельзя допускать того, чтобы дистрибутивы Linux теряли свою свободную лицензию, при этом на 99% состоя из свободных программных продуктов. Ведь, если разобраться, то все свободные разработчики и создают свои программы с тем прицелом, что смогут потом свободно же пользоваться и операционными системами, включающими в себя их свободные программы. Иначе вся работа теряет смысл: отдельно взятая программа мало что значит без операционной системы, в которой работает.
Рост популярности Linux привёл к тому, что им заинтересовались компании, всегда работавшие по коммерческим принципам. И вот сейчас этот прагматичный монстр под названием "рынок ПО" крутит и вертит в своих лапах странную штуковину Linux, пытаясь пристроить её куда-нибудь с одной вечной целью - получить прибыль с того, что имеет потенциальный спрос. Но принципы разработки свободных систем настолько непривычны для крупных игроков рынка, что у них постоянно возникает желание что-нибудь подправить в Linux, чтобы тот лучше укладывался в привычные товарно-денежные отношения. Отсюда и намёки на "правку" лицензии GPL, изменение "заповедей" и т.д. Если сейчас сообщество сторонников Free Software поддастся на обещания золотых гор и вечного счастья и пойдёт навстречу гигантам индустрии, то через некоторое время уже упоминавшийся монстр выжмет максимальную прибыль из свободного ПО, выбросив то, что останется, на помойку истории. Им не нужна философия, не нужна свобода, не нужна даже религия: всё, что их интересует - это деньги, прибыли и дивиденды. Возможно, если бы движение Free Software не имело идеологической основы, то так бы всё и случилось, причём, гораздо раньше. Но в том то всё и дело, что свободное программирование оказалось не просто новой технологией. Это - новая философия, новые отношения между представителями человеческого общества, новое мировоззрение, если хотите.
Для большей наглядности давайте представим, что программный код - это человеческая мысль, идея. Если искусственно ограничивать её распространение с помощью лицензий или патентов, то в конце концов человечество перестанет придумывать что-то новое - все вновь рождаемые идеи базируются на тех, что появились раньше. Идёт своего рода цепная реакция идей, результатом которой и оказывается новое изобретение, технология или программный продукт. Именно поэтому невозможно отдать предпочтение в авторстве на идею одному конкретному человеку: на пустом месте он не смог бы ничего придумать, его открытие всегда базируется на миллионах идей, появившихся на свет задолго до рождения самого претендента на звание первооткрывателя. Или другая аналогия - язык, на котором мы все общаемся друг с другом. Никто не додумался до того, чтобы патентовать и ограничивать распространение отдельно взятых слов или фраз: мы вольны употреблять их в любое время и в любом месте, причём иногда даже зарабатывая деньги на использовании этого самого словарного запаса. Но при этом мы считаем нормальным явлением ограничение на распространение фраз и предложений, созданных на языке программирования. Более того, даже коммерческие компании, создающие ПО с закрытым кодом, очень часто используют в своих продуктах именно свободные разработки: они скупают интересные проекты, которые раньше и не думали патентовать свои наработки, подгоняют их под свои программные продукты, получают патент на "изобретение" и становятся полноправными хозяевами кода, являющегося результатом наработок многих безвестных программистов. Тем самым они присваивают себе тот багаж знаний, который должен принадлежать всем программистам, вне зависимости от того, в какой компании эти программисты работают.
Что же предлагает движение Free Software? Всё очень просто - код должен распространяться свободно, без каких-либо ограничений. Он является результатом коллективного труда всех программистов и не может принадлежать кому-либо конкретно. Получая в руки исходники программы, написанной одной группой кодеров, другая группа уже не теряет время на разработку аналога, а сразу приступает к усовершенствованию данного продукта. Предоставив свои более новые наработки сообществу, программисты позволяют другим людям сделать ещё более совершенный продукт в ещё более короткие сроки. Это - основной принцип, на котором и держится весь Linux. К тому же программы получаются и более надёжными: пройдя через тысячи конфигураций компьютеров и вариантов комплектации операционных систем, они избавляются от массы ошибок и недочётов, которые коммерческие компании просто не в состоянии самостоятельно обнаружить в своих продуктах. Именно поэтому Microsoft для своей Windows постоянно выпускает
заплатки и сервис-паки, а Linux-сообщество выпускает только новые версии операционных систем, получающие всё лучшие сервисные возможности. Кто-то называет такую философию Free Software коммунистической: мол, "всё вокруг народное, всё вокруг моё". Возможно, доля истины в этом утверждении есть. Но результаты работы свободного сообщества никак не назовёшь очередной утопией: они жизнеспособны и постоянно доказывают это новыми программными продуктами. От коммунистической идеи во Free Software присутствует одно важное свойство: все равны перед кодом и код для всех общедоступен и бесплатен. В итоге, вне зависимости от благосостояния страны проживания, политических, религиозных убеждений и семейного положения, любой желающий может принять посильное участие в разработке программных продуктов любой сложности и получить доступ к использованию ПО других членов сообщества в том объёме, в котором пожелает нужным. Налицо принцип "от каждого по возможностям, каждому по потребностям".
Значит ли это, что в скором времени мы должны ждать краха всей системы, как это совсем недавно произошло в уже бывшем Советском Союзе? Абсолютно нет. Есть очень существенная разница между этими двумя идеологиями. В СССР участие в общем процессе каждого отдельного члена общества поддерживалось жёстким тоталитаризмом, "обязаловкой". Другими словами, человек не имел внутреннего желания что-либо делать, а работа по принуждению, как мы знаем, никогда не даёт хороших результатов. Во Free Software нет и тени тоталитаризма: каждый участник волен по собственному желанию как принимать участие в общем деле, так и свободно отказываться от дальнейшего сотрудничества. Никто его за это не расстреляет и не сошлёт в Сибирь. Лично я вижу лишь одну опасность, которая может угрожать всему сообществу Free Software и может привести к развалу всей системы - это проникновение коммерциализации. Как только между сотнями тысяч разработчиков со всего мира появятся финансовые отношения, на идее можно будет поставить жирный крест и завершить многолетний эксперимент.
Возникает резонный вопрос: на какие же средства должен существовать программист, если весь код делать открытым и свободно распространяемым? На самом деле Free Software позволяет получать прибыль всем участникам движения. Просто надо уметь её находить. Если вы разработчик, то получая в руки исходники от других программистов, вы не тратите деньги и время на покупку лицензии или разработку аналогичного программного продукта, необходимого для реализации ваших идей. Далее, если вы простой пользователь, то посчитайте, сколько своих личных денег вы бы потратили на покупку того программного обеспечения, которым пользуетесь на домашнем компьютере. Если не брать во внимание пиратские копии, то софт выливается как минимум в добрую пару тысяч долларов, которые вы в случае с выбором свободного ПО можете потратить на другие необходимые в быту вещи. Итак, вы идёте тратить эти сэкономленные доллары в магазин. В настоящее время любое более-менее сложное производство немыслимо без применения вычислительной техники, более того, даже кассовые аппараты универсама подключены в локальную сеть и управляются сервером. Каждый производитель, покупая программное обеспечение для производственных нужд (а оно стоит совсем других денег, нежели для частного использования), делает это из вашего кармана, добавляя определённый процент к стоимости своего изделия, которое вы покупаете. Таким образом, выбор производителя в пользу свободного программного обеспечения позволяет снизить ваши затраты на покупку его товара. При этом производитель свою прибыль получает в полном объёме. Есть и более незаметные ресурсы: Министерство образования, например, тратит довольно ощутимые миллионы долларов на закупку программного обеспечения для школ, в которых учатся или будут учиться ваши дети. При этом из экономии закупается устаревшее ПО, не отвечающее современным стандартам. При выборе свободного ПО эти миллионы можно потратить на дотации, позволяющие покупать учебники по значительно более низкой стоимости, при этом на уроках информатики дети будут знакомиться с самыми современными программными продуктами.
Всё вышесказанное относится к разряду экономии средств. А можно ли зарабатывать деньги на Free Software? Да, можно. И в первую очередь это касается предоставления сервисных услуг. Сам программный продукт свободен и бесплатен, но его получение и освоение конечным пользователем связано с определёнными затратами. Если посчитать, во сколько обойдётся загрузка из сети ISO-образов дистрибутивов, поиск в интернете справочной информации по настройке и обслуживанию нового программного продукта, то сумма получится тоже ощутимая. Разработчик дистрибутивов, предлагая коробочный вариант своего продукта, в который входит и дополнительный софт и объёмные справочные материалы, позволяет вам сэкономить своё время и деньги, а сам при этом получает прибыль от продаж. Только одно важное "но": разработчик получает деньги не за продажу программного продукта, который бесплатен по определению, а за предоставление сервисных услуг по записи продукта на носитель, доставки его вам в руки, вашему обучению работы с этим ПО и предоставлении технической поддержки на некоторый срок. Это очень существенный момент, который нужно осознавать. То же самое относится и к варианту, если вы решите тиражировать CD с Linux-системами и продавать их в вашем городе. Идеология Free Software этого абсолютно не запрещает, даже если вы лично не вписали ни строчки кода в этот продукт. Вы занимаетесь его распространением и именно за это и получаете деньги, погашая свои затраты на организацию, тиражирование, распределение по торговым точкам, затраченное время и силы. Сам программный продукт при этом остаётся свободным и никто не может запретить вашему соседу организовать точно такое же дело на базе точно таких же программных продуктов.
Есть и другие способы заработка: например, вы открыли магазин по продаже компьютерной техники. Вы можете предварительно устанавливать на компьютеры свободные операционные системы, при этом ваш товар окажется в более выгодном положении, чем у конкурентов: по умолчанию в Linux-системы входит практически весь необходимый для работы софт, как офисный, так и мультимедийный. Даже компьютер с предустановленной Windows XP будет выглядеть менее выигрышным, при этом стоимость его окажется выше вашего компьютера на 100-200 долларов. Покупатель склонен выбирать более дешёвый товар, обладающий большими возможностями. Следовательно, ваши прибыли будут гораздо выше, чем у конкурентов. Хотите ещё примеров? Пожалуйста. Если вы, например, веб-программист, то никто не запрещает вам создавать на заказ (естественно, за деньги) различные проекты, при этом вы можете пользоваться свободной операционной системой и бесплатным программным инструментарием. В общем, вариантов заработка на Free Software продуктах очень много, всё ограничивается только вашей фантазией.
В заключении хочется сказать, что если и считать Free Software религией - то это очень интересное и необычное учение. Оно впитало в себя все самые прогрессивные черты различных областей человеческого общества. Но от всех существующих религий её отличает одна важная деталь: традиционные культы ставят во главу угла Бога, который всемогущ и благороден, он единолично вершит судьбу каждого верующего в отдельности и всего общества в целом. Любая религия изначально ставит человека в положение закоренелого грешника, обречённого всю жизнь замаливать свои многочисленные грехи. В идеологии Free Software на роль бога выбран сам человек - только его благородство, честность и трудолюбие может изменить мир к лучшему, позволит воспитать общество созидателей и творцов, которые будут тратить свои знания, опыт и силы не на войны и распри, а на сотворение нового общества, в котором свобода и равенство не будут пустыми словами. Доказательством того, что эти идеи разделяют многие люди, может служить число новых пользователей и разработчиков, каждый день вливающихся в ряды сообщества Free Software. И я рад, что могу быть членом этого сообщества свободных людей, создающих и использующих свободное программное обеспечение.