В феврале этого года корпорация Borland заявила о своем намерении продать подразделение, занимающееся созданием средств разработки, вместе с правами на все выпущенные им ранее IDE продукты. Это заявление озвучил David Intersimone – вице президент компании. Среди прочего он сказал, что продается не только BDS, Java Builder и Interbase, но и группа продуктов известная как Turbo (Turbo Pascal, Turbo C, Turbo Basic). 

История продуктов с приставкой Turbo началась еще в 1983 году, тогда Borland выпустила в свет Turbo Pascal. Именно этот продукт стал первой полноценной средой разработки для PC платформ. Он обеспечивал весь цикл разработки приложений и включал в себя среди прочего редактор, поддерживающий подсветку синтаксиса, встроенные средства отладки и оптимизации приложений, и, естественно, компилятор. При этом стоимость продукта была всего лишь $49.95, а стоимость проектов, которые он позволял реализовывать, зачастую была в десятки раз выше. Фактически сочетание невысокой цены и эффективности сделали процесс программирования доступным для всех. 

Впоследствии появились Turbo C и Turbo Basic. Эти продукты завоевали заслуженную популярность и вывели Borland на ведущие позиции в области создания средств разработки программного обеспечения. Однако, с появлением Windows, продукты серии Turbo ушли в небытие, а им на смену пришли новые, более современные решения.

Естественно, что никто не придал особого значения словам David’a
I. о Turbo. Но примерно через полгода, 8-го августа был опубликован пресс-релиз, декларирующий фактическое возрождение брэнда «Turbo» на рынке средств разработки. Конечно, речь шла уже не о Turbo Pascal, а о новой линии Turbo продуктов — Turbo Delphi for Win32, Turbo Delphi for .Net, Turbo C++ и Turbo
C#.

Официально пресс-релиз подписан Developer Tools Group of Borland Software Corporation (группой средств разработки Borland). Во избежание путаницы скажу, что в сообществе разработчиков Borland эту команду уже пол года называют DevCo. В сентябре DevCo должна получить официальное имя и стать самостоятельной компанией. Если не считать нескольких обновлений Delphi Dead Line (стратегии развития продукта на ближайшее время), этот пресс-релиз – первое громкое заявление DevCo о себе. 

Итак, все новые продукты будут представлять собой облегченные версии тех продуктов, которые входят в состав BDS 2006. На них будет распространяться два вида лицензий – бесплатная (Turbo Explorer) и коммерческая (Turbo Professional). Стоимость последней не будет превышать $500. Исходный код, созданный с помощью этих продуктов будет полностью совместим с Borland Developer Studio. Иными словами, если на начальных этапах развития проекта разработчик может довольствоваться возможностями продукта из серии Turbo, то в дальнейшем он может развивать свой проект и на
BDS.

В состав новых продуктов будут входить следующие функциональные компоненты:

  • компилятор;
  • визуальная среда разработки;
  • набор инструментальных средств, обеспечивающих продуктивность разработки, в том числе Live Templates, History Manager, Code Insight, Refactorings, rich Debugging и другие;
  • Database explorer и возможность подключения к MySQL, InterBase, Access, Paradox и
    DBase;
  • встроенные БД– Borland® InterBase®, MSDE;
  • средства, необходимые для создания распределенных приложений, в том числе
    DCOM, ActiveX, .NET Remoting;
  • средства, обеспечивающие разработку Web и Internet приложений;

Кроме того, в коммерческой версии будет реализована возможность разработки собственных компонентов, использования сторонних компонентов и расширений IDE, некоторые из которых будут встроены изначально.

Как коммерческий ход такое решение далеко не оригинально. Многие эксперты назвали его «нашим ответом Microsoft». Действительно, наряду с коммерческим продуктом Visual Studio, софтверный гигант предлагает программистам целый набор бесплатных продуктов, известных как Microsoft’s Express и реализующих лишь базовый функционал. Очевидно, что это оправдывает себя, так как благодаря бесплатным продуктам привлекаются новые пользователи, которые впоследствии могут стать потребителями коммерческих решений. Речь идет, прежде всего, о молодых, начинающих программистах. Учитывая тот факт, что в последние несколько лет Borland не мог похвастаться ростом количества продаж IDE решений, такой шаг – весьма своевременен. Стоит обратить внимание и на наличие студенческой лицензии. Студентам любой из этих продуктов обойдется фактически в пять раз дешевле
(менее $100). Michael Swindell – главный директор по продажам DevCo
— сказал, что новая линия продуктов может стать одинаково востребованной как среди студентов, программистов-любителей, так и среди профессионалов-одиночек.

Как сказал тот же David I в очередном своем интервью, Turbo продукты сейчас все еще находятся на стадии бета тестирования, но их релиз намечен на пятое сентября.
26 дней, 6 часов, 21 минута, 0 секунд до того как Turbo(s) появится здесь. Именно такой таймер с обратным отсчетом я увидел на официальной странице
http://www.turboexplorer.com/,
новой линии IDE продуктов. Заголовок страницы сообщает нам о том, что «Они Возвращаются».
Сайт выполнен в красно-желто-черных тонах – тонах фирменной упаковки Turbo Pascal. Таким образом, дизайнеры рассчитывают вызвать ностальгические чувства у разработчиков со стажем. На момент написания этого обзора материала на сайте было не много – описание новой линии продуктов в целом и каждого из продуктов в отдельности. Однако, в ближайшем будущем там должны появиться видеоролики, примеры кода, ответы на часто задаваемые вопросы, а так же отчеты о продажах.

Если говорить о каждом из продуктов отдельно, то конкретной информации о них не очень много. Анонс всех четырех продуктов на официальном сайте начинается стандартной фразой: «<Название продукта> Professional является гибким и настраиваемым решением, включающем в себя свыше двухсот встроенных компонентов и предоставляющим все необходимое для того, что бы начать практическую разработку уже сегодня». Дальнейшее описание продуктов так же не блещет разнообразием, а скорее повторяет то, что написано на главной странице.

Фактически можно выделить только то, что в .Net решениях (Turbo Delphi for .Net и Turbo C#) будет поддерживаться технология Enterprise Core Objects (ECO) и инструменты UML моделирования. При этом в бесплатных версиях этих продуктов сохранять объекты можно будет только в XML формате, что накладывает достаточно серьезные ограничения. Встроенный UML редактор будет и в Turbo Delphi for Win32.
Тем не менее, немного больше информации о линии Turbo можно получить из
интервью с руководителями DevCo. Так стало известно, что бесплатные версии будут выставляться для скачивания, вероятнее всего в zip формате. Далее достаточно будет просто ввести регистрационный код и бесплатная версия превратиться в Pro. Триальных Turbo Pro продуктов не будет, так как оценить их полные возможности можн, скачав триал BDS Archiect.
Предполагается и дальнейшее развитие линии Turbo, новые версии этих продуктов будут выходить вслед за новыми версиями
BDS.

Еще одной приятной новостью стало то, что даже в бесплатных версиях все же допускается использование сторонних компонентов. Но сделать это можно будет только через код, в IDE и палитры компонентов встраиваться они не смогут. Впрочем, лично мне кажется, что возможность использования сторонних компонентов через код дороже было бы заблокировать, чем оставить. Я имею ввиду, исключительно техническую сторону вопроса.
Так же интересным моментом является то, что даже для установки Turbo Delphi32 потребуется установка .Net Framework. Возможно, это не совсем логично, но не стоит забывать о том, что новые продукты – составные части BDS. Для работы приложений написанных на Turbo Delphi32 и Turbo С .Net не потребуется. Однако, Delphi32 Turbo не сможет компилировать ни .Net код, ни С++ код.
Исходный RTL/VCL код будет поставляться как вместе с Pro версией, так и вместе с бесплатной. Будет так же совместимость с сервиспаками от BDS.

Что меня действительно поразило, так это то, что все крупнейшие IT ориентированные средства массовой информации опубликовали развернутые обзоры, посвященные данному событию буквально в течение суток. В своей статье, посвященной
продаже корпорацией Borland линии IDE продуктов, я приводил мнения экспертов по поводу того, что должна сделать DevCo для достижения успеха. Одним из ключевых моментов здесь является грамотная маркетинговая политика. И, похоже, что DevCo не оставила без внимания подобные замечания. Вероятнее всего, такие авторитетные издания как были заранее проинформированы о данном заявлении. Это позволило весьма сильно подогреть интерес к новым продуктам в сообществе разработчиков. Очевидно, что вплоть до выхода продукта информация о нем будет выдаваться мелкими порциями, что позволит «держать народ в напряжении».

Еще одним интересным моментом, на который можно обратить внимание, является использование вспомогательных средств, в продвижении продукта. Например, вместе с пресс-релизом были выпущена серия комиксов о Турбомене, а в блогах сотрудников DevCo стали появляться фотографии различных рекламных вывесок со словами Delphi и Turbo. Последнее, кстати, мне очень напомнило NoNaMe
:). Очевидно, что таким образом создается новый имидж компании и ее продуктов. 

В заключении, давайте подытожим все выше сказанное и проанализируем некоторые ключевые моменты.

  • DevCo планирует возродить старый добрый брэнд «Turbo». Это позволит компании напомнить о славных традициях и, таким образом подчеркнуть, что новые продукты поддерживают их.
  • DevCo начинает воплощать в жизнь реальную маркетинговую стратегию. Это очень важно в сложившейся ситуации, и появление бесплатных и удешевленных решений – очень важный шаг в этом отношении.
  • DevCo отказывается от политики навязывания потребителю решений «все в одном» за большие деньги и переходит к политике варьирования цены. Многие разработчики действительно вынуждены считать собственные затраты на создание своих продуктов и не готовы платить за то, что им не нужно. Реально вряд ли найдутся программисты, которые будут использовать все, что представлено в BDS 2006.
  • Наряду с платными решениями DevCo предоставляет разработчикам и бесплатные решения. Это должно привлечь определенное количество новых пользователей, которые впоследствии могут стать потребителями коммерческих продуктов.
  • DevCo вводит академическую лицензию. Это важно для приобщения молодых разработчиков, а как следствие – новых потенциальных потребителей.
  • Главное отличие платной и бесплатной версии Turbo продуктов – возможность создания и использования сторонних компонентов. Однако речь не идет о лицензионных ограничениях. Даже бесплатный продукт может быть использован в коммерческих целях. И если это действительно так, то бесплатные Turbo продукты составят весомую конкуренцию продуктам линии Microsoft’s Express. Последние имеют существенные лицензионные ограничения.
  • DevCo продолжает развивать и продвигать свои новые технологии, аналогов которым нет у конкурентов. Это так же очень важно с точки зрения борьбы за рынок.

Лично я считаю, что слухи о безвременной кончине Delphi и других средств разработки от Borland явно преувеличены. И последние события доказывают это.

Оставить мнение

Check Also

Windows 10 против шифровальщиков. Как устроена защита в обновленной Windows 10

Этой осенью Windows 10 обновилась до версии 1709 с кодовым названием Fall Creators Update …