• Партнер

  • Любой мало-мальски сложный проект одному не поднять. Нет, конечно, можно
    постараться и через пару лет выдать полусырой продукт, но зачем? Ведь гораздо
    веселее, быстрее и эффективнее работается в команде. А чтобы делать это умеючи,
    придется выделить время и освоить полезные инструменты.

    Умное слово «collaborate» сейчас популярно как никогда. Поддержка «совместной
    работы», а именно так оно переводится, означает, что сервис предоставляет
    возможность одновременной работы сразу для нескольких пользователей, которые
    трудятся над решением общей задачи. Причем, у каких-то сервисов коллективный
    труд является лишь одной из опций, а у других – непосредственным
    предназначением. К сожалению, «collaborate» реальную возможность работать
    коллективом обозначает далеко не всегда, а среди сервисов, по-настоящему
    поддерживающих совместную работу, бесплатны лишь некоторые. Можно долго хвалить
    всемирно известный инструмент
    Basecamp,
    предназначенный для управления проектами, но весь мед портит ложка дегтя. За
    пользование им придется выкладывать $24 в месяц – и это, замечу, минимум! С
    полгода назад взявшись наладить порядок в делах, я принялся за поиск полезных и
    бесплатных инструментов, которые помогли бы помочь в коллективной работе. И вот
    что у меня получилось.

     

    1. Работа с документами: Google Docs

    Работая в издательстве, имеешь дело с текстами постоянно. Обычный Word,
    установленный практически везде, отлично справляется со всеми задачами, но
    сильно обламывается, когда речь идет о коллективной работе. Система
    рецензирования, хоть и удобна, и позволяет вносить правки разными людьми, но не
    дает самого главного – работать с документом одновременно нескольким
    пользователям. К тому же, возникает серьезная проблема, когда нужно предоставить
    кому-то доступ к документам, находящимся внутри локалки издательства. Так как же
    быть? На помощь приходит Google Docs, о котором не слышал, пожалуй, только
    ленивый. Офисный пакет от Google работает через браузер, документы хранит прямо
    на своих серверах, и при этом (а это самый смак!) он изначально рассчитан на
    коллективную работу. Каждое внесенное в файл изменение отображается в
    специальной базе данных, и любую правку в нужный момент можно отменить. С
    авторами порой вполне удачно получается вместе редактировать текст, уточняя
    некоторые моменты и по ходу дела рецензируя отдельные моменты с указанием
    ошибок. А между редакторами расшарен специальный документ, в котором мы делимся
    друг с другом идеями для статей. Впрочем, подобные возможности удобно
    использовать и вне работы. Прямо сейчас Nikitoz планирует новогодние каникулы,
    оформляя все в виде электронной таблицы с указанием различных расходов, и
    предоставляет доступ к документу всем участникам поездки.

    Чуть меньшими возможностями по коллективной работе обладает аналогичный
    проект - Zoho Writer.
    Зато во всем остальном, включая интерфейс, он максимально приближен к Word’у.

     

    2. Работа в небольшой команде: Teamer

    Как показывает практика, нелегко организовать даже свою собственную работу, а
    если речь идет о команде, пусть и маленькой, то задача усложняется в разы. Без
    помощи специальных средств и программ тут обойтись трудно. Но увлеченному и
    сильно загруженному человеку сложно выделить время (да и зачастую найти в себе
    желание) освоить подходящий инструмент. А ведь это должен сделать каждый
    участник команды…

    Именно поэтому я особенно люблю и всем всячески рекомендую
    Teamer - очень простой
    веб-сервис для организации командной работы над проектом. Чтобы освоиться с
    Teamer’ом, потребуется одна чашка кофе: не успев допить, ты уже успеешь
    разобраться, что к чему.

    Все устроено примерно следующим образом: люди группируются в проекты и дают
    друг другу задания. В проектах бывают управляющие (они видят все задания,
    созданные в рамках проекта) и исполнители (они видят только те задания, которые
    касаются непосредственно их). Все участники могут писать сообщения (комментарии)
    в рамках заданий и прикладывать к ним какие-то файлы. В качестве примера можно
    взять разработку сайта. В ней участвуют менеджер, дизайнер, верстальщик и
    программист. Четыре человека с помощью Teamer могут взаимодействовать между
    собой: дизайнер шлет верстальщику исправленные картинки, программист пинает
    админа, менеджер рулит всеми. Крайние сроки (они же – дедлайны) отображаются на
    красивом календаре, а сообщения от коллег по цеху рассылаются помимо самой
    системы еще и по e-mail, ICQ и Jabber'у. Teamer также используется в редакции ][
    - для управления работой над выпуском DVD-приложения.

     

    3. Совместный брейншторм: Bubbl.us

    Подчас на словах не очень-то и просто объяснить, что нужно сделать команде.
    Проще все нарисовать. В таких случаях просто не обойтись без графического
    сопровождения и, в частности, MindMaps (так называемых «карт разума») – способа
    изложения мыслей с помощью графических схем. Эти схемы крайне удобны и для
    проведения мозговых штурмов, где каждый из участников может не только предложить
    свой вариант, но и прокомментировать чужой, указав на слабые стороны или даже
    внеся необходимые изменения. Благодаря бесплатному сервису
    Bubbl.us, коллективные
    брейнштормы с построением наглядных майндмэпов теперь доступны прямо из
    браузера. Нарисовать свой майндмэп может любой желающий, после чего
    экспортировать его в один из графических форматов или сохранить на сервере для
    просмотра коллегами. Во всей красе оценить сервис получится лишь после
    регистрации: после нее ты сможешь работать над одной и той же схемой
    одновременно с другими пользователями. Надо сказать, что интерфейс написан на
    Adobe Flex’е и поэтому работает очень шустро, без каких-либо глюков, характерных
    для сложных Ajax-приложений.

    Еще одним бесплатным сервисом для создания «карт памяти» является
    www.mind42.com. Он позволяет
    создавать майндмепы, более приближенные к стандарту (en.wikipedia.org/wiki/Mind_map)
    и, помимо прочего, поддерживает горячие клавиши.

     

    4. Проводим встречи онлайн: DabbleBoard и Twiddla

    Тратить время на бесконечные встречи в офисе, да еще вытаскивать из дома
    удаленных сотрудников? Неееее, это не для нас. Уж мы-то знаем, что сейчас вообще
    можно отказаться от совещаний в редакции. Благодаря Skype'у, легко можно
    общаться с фрилансером хоть из Зимбабве – при этом не платя ни копейки, а для
    дополнительных объяснений использовать вспомогательные инструменты. Сразу
    приходит на ум офисная доска, на которой размашисто рисуешь маркером, объясняя
    очередную гениальную идею. Реализация подобной офисной доски есть и в Сети.

    Лично мне удобнее использовать подобные вещи прямо через браузер. Для
    Whiteboarding’а (так называется процесс рисования на онлайн-доске несколькими
    пользователями) есть несколько профильных сервисов. Так,
    DabbleBoard основан на
    технологии Flex и полностью предназначен для рисования от руки. Понятно, что
    нарисовать, скажем, ровный круг не так-то просто, однако сервис распознает
    очертания основных фигур и автоматически преобразует изображение, чтобы фигура
    выглядела «красивой и опрятной». Ты можешь создавать и свои собственные тулкиты
    (наборы объектов рисования). Например, я дважды с ее помощью рисовал эскизы
    интерфейса.

    Twiddla, в отличие от
    DabbleBoard, использует технологию Ajax, но предоставляет куда большие
    возможности для проведения совещаний онлайн. На рабочую область можно помещать
    иллюстрации, текст, различные документы и математические форумы. А по ходу дела
    – просматривать Web-сайты, оставляя на нужной области заметки, быстро
    обмениваться файлами, устраивать голосовые беседы. Мечта!

     

    5. Расшариваем рабочий стол: Vyew

    Vyew – это тоже сервис для
    проведения совещаний онлайн. У него есть одна замечательная опция, за которую
    разработчикам хочется сказать отдельное спасибо. Прямо из браузера с ее помощью
    можно предоставить доступ к своему рабочему столу! Получаем практически полный
    эффект присутствия с участием до 20 человек: использовать whiteboarding – это
    раз, обмениваться файлами – два, показывать презентации – три, совместно править
    файлы – четыре, наглядно показывать что-то и объяснять, передавая изображения со
    своего рабочего стола – пять. Для работы необходимы лишь установленный Flash
    последней версии и Java.

     

    6. Редактирование текста в реальном времени: Etherpad

    Сервис Etherpad – это
    воплощение гениальности и простоты, разработанное группой ex-сотрудников Google.
    Когда требуется что-то придумать, прикинуть и совместными усилиями оформить в
    виде текста, – лучшего инструмента не найти. Все просто: ты создаешь новый
    документ и получаешь ссылку, которую отправляешь остальным участникам
    импровизированного совещания – в итоге, каждый получает доступ к одному
    единственному текстовому редактору. Все строки пронумерованы, можно писать
    текст… А весь фокус в том, что внесенные изменения в реальном времени
    отображаются у каждого из участников, – и отображаются разными цветами. Если
    совместить это с голосовой конференцией, можно быстро набросать нужный текст или
    даже программный код. Для создания промежуточных версий реализована серьезная
    система ревизий.

     

    7. Совместная разработка: Assembla.com

    Рассказывая о Teamer, я акцентировал внимание на том, что это очень простой
    сервис, практически не требующий времени для освоения. Но если речь идет о
    серьезном проекте по разработке ПО, то тут уже сам Бог велел выделить уделить
    время, чтобы разобраться с замечательным сервисом
    Assembla.com. Наш автор –
    Александр Лозовюк, который по долгу службы управляет командой разработчиков и
    ведет крупный проект, объяснил почему оно того стоит.

    Итак, что это такое? Assembla.com – это полноценный сервис для команды
    кодеров, занимающихся разработкой ПО. Для проекта ты получаешь любые нужные
    средства:

    • системы контроля версий (на выбор: SVN, Git, Mercurial, а также
      интеграция с внешним SVN или сервисом Githab);
    • вики для ведения документации (однако, этот компонент самый слабый и
      неудобный из всех, если начистоту);
    • встроенную систему тикетов или совмещенную с популярным пакетом Trac,
      дополненным собственным компонентом просмотра кода (Code Browser);
    • чат для общения всех участников проекта;
    • развитые средства совместной работы над изображениями;
    • графики выполнения ключевых шагов (мейлстоунов) и другое.

    При этом неважно, придерживаешься ли ты популярных сейчас Agile/SCRUMM манер
    ведения проекта или просто разрабатываешь что-то для себя в свободное время -
    всегда можно настроить среду так, как хочется. Все компоненты, включая систему
    контроля версий, доступны с панели управления и устанавливаются простым кликом.
    Для продвинутых пользователей в Assembla.com тоже найдется сюрприз. Если ты
    используешь встроенный модуль тикетов (а не Trac), как я, то рано или поздно
    тебе может надоесть делать скриншоты багов в ПО или на сайте, потом их
    обрабатывать и прикреплять к тикетам как файл. Оказывается, у сервиса есть
    кнопочка «Take screenshot», которая запустит специальную Java-программу для
    автоматического снятия скриншотов. И таких мелочей, в лучшую сторону отличающих
    assembla.com от других средств, наберется много. Например, интеграция с
    микро-блоггингом Twitter.com - теперь все твои друзья будут знать, как
    продвигается проект, и не станут задавать глупых вопросов, когда релиз (это же
    касается и менеджеров или заказчиков). А бекап на сервера Amazon S3 спасет, даже
    если полетят жесткие диски у всех участников команды. Самым крутым разработчикам
    припасли подробно документированный API для работы с сервисом программным
    образом и даже плагин для Eclipse, позволяющий работать с задачами и тикетами
    прямо в IDE.

    Помимо всего прочего, Assembla.com может быть отличным инструментом для
    фрилансеров и стартапов, так как содержит встроенные средства распределения
    задач, ведения своего портофолио, поиска и набора сотрудников для определенных
    работ и учет оплат. За некоторые возможности, кстати, придется платить тебе
    самому. Так, бесплатные Аккаунты могут быть только открытыми (то есть, код и
    внутренняя переписка доступны всем участникам), да и места, выделяемого под
    хранение кода в системе контроля версий и файловое хранилище, не так и много, –
    всего 200 Мб. Но стоит заплатить (исходя из расчета, 2 USD в месяц на участника
    проекта), как и места станет больше (до 5 Гб), и расширенные возможности
    появятся (тот самый бекап на Amazon S3). Если ты не создаешь нечто секретное
    (да-да, не пишешь убийцу Google или новую ОС, которая порвет Windows), то все
    возможности для тебя будут бесплатными!

     

    Сервисы одной строкой

    www.collabedit.com – простой, но
    уникальный сервис, позволяющий одновременно редактировать программный код с
    подсветкой синтаксиса. Неплохой инструмент, чтобы пошагово объяснить что-либо
    коллеге или сокурснику.

    www.mindmeister.com – еще одно
    средство для коллективного брейншторма.

    www.diarised.com – простой сервис,
    который поможет назначить встречу в удобное для всех участников время (крайне
    актуален, чтобы собрать всех редакторов на редколлегию).

    www.google.com/notebook -
    удобный блокнот, разработанный Google, для записи всякой всячины несколькими
    людьми.

    www.best4c.com - похожий на Microsoft
    Visio инструмент для рисования блок-схем прямо в браузере.

    www.box.net – сервис для хранения файлов
    онлайн и совместной работы с ними.



    Полную версию статьи
    читай в декабрьском номере
    Хакера.

    Подписаться
    Уведомить о
    0 комментариев
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии