Содержание статьи
Любой пользователь Android имеет свое представление о том, как должна выглядеть операционная система, какие функции выполнять и какой набор ПО в ней должен быть установлен по умолчанию. Однако далеко не все знают, что создать собственную прошивку не так уж сложно. Для этого совсем не обязательно разбираться в ядре Linux, уметь компилировать исходники Android или понимать, как устроен смартфон.
Введение
Существует три способа создания собственной прошивки для Android-коммуникатора: 1. Допиливание и компиляция операционной системы из исходников, публикуемых компанией Google или командой CyanogenMod. 2. Модификация стоковой прошивки коммуникатора. 3. Модификация сторонней прошивки, созданной с помощью первого или второго способа.
Первый способ является наиболее правильным и гибким, однако он зачастую требует достаточно глубоких знаний об особенностях Android и умения редактировать исходники системы так, чтобы они после этого работали на устройстве. Эта тема выходит за рамки нашей статьи, поэтому сборку исходников Android мы рассматривать не будем, а остановимся на двух других способах, точнее на третьем.
Сторонние прошивки (так называемые моды) существуют практически для любого Android-устройства, с момента выхода которого на рынок прошла хотя бы неделя. Обычно они уже включают в себя все необходимые модификации, необходимые для корректной работы прошивки на коммуникаторе, а потому представляют собой отличную площадку для экспериментов над системой. Их можно модифицировать практически до неузнаваемости, включать в состав ОС любое ПО, изменять ее внешний облик, создавать множество низкоуровневых настроек с помощью простого текстового редактора и файлового менеджера. Эти действия не требуют глубоких знаний ОС и могут быть выполнены любым читателем журнала.
Выбираем подопытного
Итак, предположим, что наш коммуникатор уже зарутован и в загрузочную область записана консоль восстановления ClockworkMod, позволяющая устанавливать на аппарат любые прошивки без всяких ограничений (о том, как это сделать, мы писали в статье «Тотальное подчинение», опубликованной в октябрьском номере ][). Теперь мы хотим установить на устройство другую прошивку, да не абы какую, а с собственными модификациями, настройками и набором ПО. Поэтому нам нужен каркас, а именно чужая прошивка, стабильно работающая на нашем устройстве. Где ее взять?
Главное место обитания всех ромоделов — это, конечно же, форумы xda-developers.com. Там можно найти все что угодно для коммуникаторов, работающих под управлением iOS, Windows Mobile, Windows Phone и Android. Открываем сайт в браузере, жмем на раздел Forums и ищем в списках форумов свой коммуникатор. Далее заходим в соответствующий раздел Android Development и внимательно просматриваем список тем, содержащих в названии слово «[ROM]». Лучше найти какую-нибудь чистую прошивку с названием вроде «Pure Android 2.3 Rom» или порт CyanogenMod, хотя, в сущности, подойдет и любая другая (правда, возможно, придется отменять авторские изменения). Открываем тему, проматываем первый пост, находим где-то в конце ссылку на скачивание и загружаем ROM на свой комп.
Хакер #156. Взлом XML Encryption
Теперь файл прошивки нужно вскрыть. Делается это с помощью самого обычного unzip:
$ mkdir ~/rom; cd ~/rom
$ unzip ../путь/до/прошивки.zip
Общая структура каталогов и важные файлы
Набор файлов и каталогов, образовавшийся в результате выполнения предыдущей команды, и есть, в сущности, операционная система Android, причем ровно в том виде, в каком она будет размещена в NAND-памяти устройства. В зависимости от версии Android и фантазии автора, она может содержать разные наборы каталогов и файлов, однако в ней всегда присутствуют три обязательных объекта: META-INF, файл boot.img и директория system.
Первый каталог содержит метаинформацию о прошивке, включая файлы сертификатов автора, манифест со списком файлов и их контрольными суммами, а также скрипт обновления, который может создавать в NAND-памяти новые файлы, менять права доступа и выводить прогресс-бар, который видят пользователи во время установки прошивки.
Файл boot.img содержит загрузочный образ, который включает в себя ядро Linux и образ initrd. Его можно распаковать, однако для нас он не несет особой пользы, так как почти любые системные параметры можно изменить с помощью файлов настроек и файловой системы /proc. Если же тебе требуется ядро, собранное с особыми параметрами, например с активированным планировщиком BFS или поддержкой NFS, то почти наверняка его можно найти на том же xda-developers и прошить с помощью ClockworkMod.
Наконец, каталог system — это то, ради чего все и затевалось. Содержимое этого каталога и представляет собой операционную систему Android без ядра Linux. Он содержит все, что нужно для работы ОС, а потому знать его структуру просто необходимо. Выглядит она так:
- app — предустановленные приложения: телефон, калькулятор, календарь и т. д.
- bin —аналог каталогов /bin и /usr/bin в Linux. Содержит различные системные компоненты, используемые более высокоуровневыми компонентами системы. Например, именно здесь лежит виртуальная машина dalvikvm.
- etc — файлы настроек. Полный аналог /etc в Linux, используемый, однако, только системными компонентами. Приложения Android хранят настройки в каталоге /data/data.
- fonts — шрифты. По умолчанию содержит только фирменные шрифты Droid (или Roboto в Android 4.0).
- framework — наборы Java-классов, используемые системой и Android-софтом. Тут же лежит файл framework-res.apk, содержащий полное описание интерфейса операционной системы, включая все графические файлы.
- lib — Linux-библиотеки, используемые низкоуровневыми компонентами системы. Аналог каталогов /lib и /usr/lib в Linux, включает такие стандартные библиотеки, как libc (правда, Android использует собственную Bionic вместо Glibc), libz (gzip-шифрование), libssl и другие.
- media — медиафайлы: рингтоны, звуки уведомлений, звуки интерфейса и файлы анимации загрузки ОС.
- tts — файлы, необходимые для работы синтезатора речи.
- usr — необязательный каталог, который обычно содержит файлы, необходимые для работы софтин из каталога bin. По сути, аналог /usr/share.
- vendor — файлы, поставляемые производителем аппарата. Обычно содержит бинарную firmware для различных «железных» компонентов, например модуля Wi-Fi.
- xbin — необязательный каталог, который содержит все, что не вошло в bin. Как правило, используется для хранения полезных утилит, тем не менее необязательных для работы системы (top, текстовый редактор). CyanogenMod использует его для хранения инструментов администрирования: bash, ssh, powertop, busybox и т. д.
- build.prop — файл, содержащий информацию о сборке, а также различные низкоуровневые настройки.
Kоманда setprop
Приведенные в статье настройки build.prop можно применить и в уже работающей системе с помощью команды setprop:
# setprop debug.sf.nobootanimation 1
Собственный набор ПО
Каталог /system/app содержит все предустановленное в прошивку ПО. Удаляя и добавляя пакеты в этот каталог, мы можем изменить набор приложений, доступных «из коробки». Например, ни для кого не секрет, что стандартный ланчер Android (да и ADWLauncher в CyanogenMod) тормозит и имеет многочисленные недостатки. ОK, заменим его на LauncherPro:
$ rm system/app/Launcher.apk
$ wget goo.gl/U9c54 -o system/app/LauncherPro.apk
И это все. Не надо ничего устанавливать, не надо нигде ковыряться, просто закидываем нужное приложение в каталог — и готово. Даже имя не имеет значения, Android сам найдет нужное приложение и установит его в качестве домашнего экрана. Таким же образом можно поместить в прошивку любую другую программу или удалить ее оттуда.
Полезно поместить в прошивку одно из приложений для поиска утерянного смартфона (например, prey), тогда даже в случае сброса до заводских настроек оно останется в ОС и будет работать. Также можно заменить некоторое системное ПО, например добавить Dialer One вместо стандартного Phone.apk или Go SMS вместо sms.apk.
Как насчет системных Linux-приложений, например ssh-сервера или mc? Здесь тоже все просто. Собрать софтину для Android и процессора ARM можно с помощью комплекта NDK от Google, но большинство нужных приложений уже собрано до нас. Например, мы хотим предустановить mc в свою прошивку. Идем на xda-developers и выполняем поиск по запросу Midnight Commander. На первой же странице находим apk-пакет с установщиком и распаковываем его с помощью все того же unzip:
$ cd /tmp; unzip ~/NativnuxInstaller_1.1.apk
Видим в списке распакованных файлов assets/kits/mc-4.7.5.4-arm.tar.jet. Это архив tar.gz, который распаковывается в корень системы после установки apk-пакета (а точнее, после установки apk, запуска приложения и нажатия кнопки Install). Мы можем сразу распаковать его в нашу прошивку и получить предустановленный mc:
$ cd ~/rom
$ tar -xzf /tmp/assets/kits/mc-4.7.5.4-arm.tar.jet
Теперь для запуска файлового менеджера на устройстве достаточно открыть терминал и набрать mc. Другие приложения могут распространяться в zip-архивах для прошивки с помощью ClockworkMod Recovery. Поместить их в свой мод еще проще, для этого достаточно перейти в корень прошивки (в данном случае ~/rom) и распаковать архив с помощью unzip.
Внешний облик
Собственную прошивку чаще всего создают для того, чтобы изменить внешний облик Android по своему вкусу. Проделать эту операцию в Android, опять же, очень просто. Все настройки графического интерфейса Android хранятся в файле framework/framework-res.apk. Его можно распаковать с помощью утилиты apktool:
$ cd ~; wget goo.gl/hxz5l
$ tar -xjf apktool1.4.1.tar.bz2
$ cd ~/rom/system/framework
$ java -jar ~/apktool.jar d framework-res.apk
В результате в текущем каталоге должен появиться каталог framework-res, содержащий все файлы пакета. Наиболее интересные подкаталоги внутри него — это res/drawable-* и res/layout-*. Первый содержит все графические элементы в виде png-файлов для разных разрешений и положений экрана. Например, drawable-land-mdpi — это каталог с графическими ресурсами для экранов среднего разрешения, находящихся в горизонтальном положении (во время поворота экрана ОС переключается на использование других файлов). Разумеется, любой файл можно отредактировать или заменить другим.
Каталоги layout содержат описания графических элементов в формате XML (на самом деле они хранятся в бинарном формате AXML, но apktool преобразовал их в обычный XML). Формат описания достаточно прост и понятен, но с наскоку с ним разобраться трудно, особенно если не знать, где что находится. Поэтому мы снова обратимся к услугам обитателей форума xda-developers, которые уже успели придумать массу различных модификаций для графического интерфейса Android. Их легко найти с помощью поискового запроса «framework-res mod имя_устройства».
Обычно такие моды распространяются в виде готового файла framework-res.apk, который можно просто положить в свою прошивку. Если же ты хочешь найти конкретные отличия в содержимом, то мод можно распаковать и сравнить с твоим framework-res с помощью diff:
$ diff -R ~/framework-res \
~/rom/system/framework/framework-res
К сожалению, в рамках одной статьи мы не можем рассмотреть хотя бы часть внутреннего устройства framework-res, поэтому за более подробной информацией обращайся к соответствующей теме форума 4PDA.
WWW
goo.gl/tlHRo — набор советов по изменению framework-res.apk.
goo.gl/fTvz8 — простая анимация загрузки с логотипом Android.
goo.gl/Ya1fX — анимация загрузки с плазменным кругом.
goo.gl/P6JR — анимация загрузки в стиле IBM PC.
goo.gl/sGXwa — анимация загрузки Android Honeycomb.
После внесения модификаций можно собрать framework-res.apk с помощью все того же apktool. Однако для этой операции требуется утилита aapt из комплекта Android SDK, которую apktool использует для окончательной упаковки apk-файла. Ее можно получить и отдельно:
$ cd ~/bin; wget goo.gl/tC7k8
Теперь можно собрать файл:
$ cd ~/rom/system/framework
$ java -jar ~/apktool.jar b framework-res
$ cp framwork-res/dist/framework-res.apk .
$ rm -rf framework-res
Следующий этап — это изменение анимации загрузки. Она хранится в виде обычных png-файлов, упакованных в архив system/media/bootanimation.zip. Распакуем его:
$ cd /tmp
$ mkdir bootanimation; cd bootanimation
$ unzip ~/rom/system/media/bootanimation.zip
Внутри находится файл desc.txt, описывающий анимацию в следующем формате:
Ширина Высота FPS
p Порядок Пауза Каталог
...
Стандартный вид этого файла:
480 800 30
p 1 0 part0
p 0 0 part1
Это значит, что изображение имеет размер 480 x 800, а скорость смены изображений (FPS) составляет 30 штук/с. Далее идет описание первой части анимации, файлы которой находятся в каталоге part0. Она проигрывается один раз (цифра 1 после p). Следующая часть (part1) проигрывается бесконечное число раз, пока аппарат не загрузится. Обычно каталог part0 содержит изображения, соответствующие первой части анимации, а part0 — все остальные изображения, которые проигрываются в цикле. Сами изображения должны быть одинакового размера, а их названия должны содержать числа в возрастающем порядке, например 0001.png, 0002.png и т. д.
Так как анимация загрузки имеет очень простой формат, ее довольно легко сделать. Достаточно преобразовать видеоролик в png-изображения с помощью mencoder (в desc.txt необходимо выставить значение FPS 24):
$ mplayer -nosound -vo png:z=9 video.avi
Но и это будет лишним. Участники форума xda-developers наделали столько анимаций, что необходимость работы руками отпадает вовсе. Ссылки на интересные анимации приведены в конце статьи.
Низкоуровневые настройки
Последнее, о чем я хотел бы рассказать в статье, — это редактирование низкоуровневых настроек. В Android для этого есть файл system/build.prop, который хранит информацию о сборке прошивки и настройки для конкретных устройств. Добавив в этот файл те или иные строки, можно изменить функционирование Android, ускорить его работу или уменьшить расход батареи. Ниже приведены наиболее интересные настройки.
- Запрет выгрузки рабочего стола из памяти:
ro.HOME_APP_ADJ=1
Опция позволяет сделать работу с устройством более удобной за счет мгновенного доступа к рабочему столу в любое время. Не рекомендуется использовать для устройств с малым объемом памяти.
- Повышение качества сохраняемых JPG-файлов:
ro.media.enc.jpeg.quality=100
Позволяет сделать снимки камеры более четкими, но существенно повышает нагрузку на ЦП.
- Отключение анимации загрузки для ускорения загрузки операционной системы:
debug.sf.nobootanimation=1
- Возложение части работы по отрисовке интерфейса на GPU:
debug.sf.hw=1
Позволяет сделать интерфейс более быстрым и плавным.
- Блокировка извещения об активном режиме отладки (при подключении к компу с помощью USB):
persist.adb.notify=0
- Устранение проблемы с возникновением черного экрана после завершения звонка:
ro.lge.proximity.delay=25 mot.proximity.delay=25
- Включение подсветки клавиш управления сразу после включения экрана:
ro.mot.buttonlight.timeout=0
Помимо всего этого, многие пользователи также рекомендуют применять следующие комбинации флагов:
- Уменьшение времени отклика сенсорного экрана:
debug.performance.tuning=1 video.accelerate.hw=1 windowsmgr.max_events_per_sec=150
- Увеличение времени жизни батареи:
wifi.supplicant_scan_interval=180 pm.sleep_mode=1 ro.ril.disable.power.collapse=0
- Твики 3G-модуля:
ro.ril.hsxpa=2 ro.ril.gprsclass=10 ro.ril.hep=1 ro.ril.enable.dtm=1 ro.ril.hsdpa.category=10 ro.ril.enable.a53=1 ro.ril.enable.3g.prefix=1 ro.ril.htcmaskw1.bitmask=4294967295 ro.ril.htcmaskw1=14449 ro.ril.hsupa.category=5
- Улучшение производительности сети:
net.tcp.buffersize.default=4096,87380,256960,4096,16384,256960 net.tcp.buffersize.wifi=4096,87380,256960,4096,16384,256960 net.tcp.buffersize.umts=4096,87380,256960,4096,16384,256960 net.tcp.buffersize.gprs=4096,87380,256960,4096,16384,256960 net.tcp.buffersize.edge=4096,87380,256960,4096,16384,256960
Все эти строки необходимо просто поместить в файл system/build.prop и сохранить.
Сборка
ОК, мы внесли необходимые изменения, внедрили свои приложения, твикнули систему и теперь должны создать готовый к прошивке образ ОС. В этом нам поможет утилита testsign. Сначала следует запаковать прошивку с помощью zip:
$ cd ~/rom; zip -r my-rom.zip *
Теперь необходимо подписать архив, чтобы Recovery смог его установить:
$ wget goo.gl/OyBBk
$ java -classpath testsign.jar testsign \
my-rom.zip my-rom-signed.zip
После этого закидываем архив my-rom-signed.zip на карту памяти устройства и выключаем аппарат. Чтобы попасть в Recovery, включаем аппарат с зажатой клавишей уменьшения громкости (для некоторых устройств процедура может отличаться).
Далее с помощью клавиш управления громкостью выбираем пункт «Wipe data/factory reset», нажимаем клавишу включения (в Recovery это аналог ), выбираем Yes и снова жмем .
Теперь переходим в пункт «Install zip from sdcard», а затем в «Choose zip from sdcard», находим my-rom-sign.zip на SD-карте и выбираем Yes. После завершения установки выбираем «Reboot system now».
Выводы
Android — гибкая платформа, и в этой статье описаны далеко не все возможности по ее модификации. Более глубокая модификация может включать в себя замещение ядра, изменение экрана блокировки и стандартных приложений, активацию таких возможностей, как автоматическая установка приложений на карту памяти, внедрение механизма загрузочных скриптов (/etc/init.d), и многое другое. Обо всем этом мы поговорим в следующих статьях.