Каждая компания хочет, чтобы в ее штате работали только здоровые сотрудники: от этого зависит производительность труда и прибыль компании, не говоря уже об экономии на медицинской страховке и больничных отпусках. К счастью для бизнесменов, современные технологии вплотную приблизились к тому, чтобы осуществлять скрининг сотрудников по показателям здоровья: принимать на работу только людей в хорошей физической форме и увольнять тех, кто начал толстеть.
Качество рабочей силы — очень важный конкурентный показатель. В какой фирме рабсила физически здоровее, красивее и выносливее — та фирма автоматически получает преимущество в рыночной борьбе с конкурентами. Некоторые нормы законодательства пока что запрещают осуществлять генетический скрининг сотрудников при приеме на работу, отслеживать их здоровье и заменять сотрудников «низкого качества». Впрочем, всегда можно найти лазейку.
Яркий пример тому — новые правила для персонала корпорации CVS Pharmacy. Каждый из почти 200 000 сотрудников американской сети аптек теперь обязан проходить периодический медосмотр с регистрацией веса, процента жира в организме, уровня сахара в крови и других ключевых жизненных показателей — или платить дополнительный ежемесячный взнос $50 к медицинской страховке из своего кармана.
Естественно, сама компания уверяет, что новые правила введены исключительно для блага самих сотрудников: чтобы стимулировать вести их здоровый образ жизни. Компания якобы не имеет доступа к собранной информации о здоровье персонала, всю работу выполняют сторонние подрядчики. Но независимые эксперты говорят, что фундаментально важным показателем для корпорации является здоровье ее сотрудников, так что корпорация сама заинтересована в выявлении слабых и больных работников. «Это технологически продвинутая дискриминация на стероидах», — комментирует ситуацию доктор Дебора Пирс из организации по защите прав пациентов (Patient Privacy Rights).
Если подобная тенденция продолжится и дальше, то можно представить, что информация о показателях здоровья пользователей будет автоматически собираться в постоянном режиме, якобы для их же блага — через браслеты, нательные сенсоры, прочие мобильные устройства «физкультурного» назначения. В то же время эту информацию будут анализировать и медицинские учреждения, и страховые компании, и работодатели, которые относятся к людям как к обезличенному трудовому ресурсу.
Для мониторинга здорового питания людей и отслеживания вредных привычек страховые компании и работодатели могут использовать информацию с дисконтных карт продуктовых магазинов, а также информацию из социальных сетей, где многие пользователи публикуют информацию о своем питании.