Принятые Госдумой поправки к законам "О воинской обязанности и военной службе" и "Об образовании" таят в себе скрытую ловушку для юношей призывного возраста.
Военно-мобилизационная революция, о необходимости которой так долго твердило Министерство образования России, свершилась! Государственная Дума приняла поправки к законам "О воинской обязанности и военной службе" и "Об образовании", предоставляющие отсрочку школьникам и учащимся ПТУ (техникумов), не достигшим двадцатилетнего возраста.
Существо принятых поправок сводится к следующему. Случается так, что юноше уже исполнилось 18 лет, а он все еще пребывает за школьной партой. Тому могут быть разные причины: оставался на второй год по неуспеваемости либо болезни, пропустил год-другой ввиду материального неблагополучия семьи (помогал родителям зарабатывать), семья стала жертвой общего российского неблагополучия (беженцы), поздно пошел в школу и прочее. Несмотря ни на что, военкоматы имели полное право забирать в армию старшеклассников, достигших призывного возраста.
Такие случаи нечасто, но бывали, и порой военкомы, с которых Генштаб требует выполнения мобилизационных планов, буквально отлавливали старшеклассников и отправляли их на сборные пункты, не дожидаясь поры выпускных экзаменов. Принятые к важнейшим российским законам поправки отныне должны защитить учащихся.
Любопытно, однако, что Министерство обороны, категорически восстающее против любых посягательств на свои права, на сей раз не только не разразилось филиппиками в адрес законодателей, но выразило удовлетворение. Заместитель начальника мобилизационно-организационного управления Генштаба даже отметил, что "окончательная версия законопроекта в полной мере соответствует нуждам и чаяниям Министерства обороны".
Дело в том, что в поправках к законам скрыта довольно искусно замаскированная ловушка, сноровисто и умело сооруженная генералами. Сейчас гражданин РФ, достигший призывного возраста, может получить отсрочку от военной службы дважды - сперва для получения среднего специального (техникум/ПТУ), а затем и высшего (институт/университет) образования.
Таким образом, на всем протяжении цепочки "школа-девятилетка - техникум - ВУЗ" военные комиссары фатально вмешаться в судьбу призывника не властны.
В соответствии с новым законопроектом право на отсрочку можно использовать лишь однажды, в школе либо среднем специальном учебном заведении. Последствия для тех студентов, которые пришли в университетские аудитории после техникума, абсолютно ясны.
Союз комитетов солдатских матерей уже заявил о своем намерении апеллировать к Совету Федерации с просьбой не утверждать решения нижней палаты Федерального собрания. Их, равно как и всех прочих родителей, допризывников, просто заинтересованных лиц, пытаются успокоить чиновники Министерства образования.
Замминистра Елена Чепурных выразила совершеннейшую уверенность в том, что военкомы не станут подстерегать юношей, овладевших полезной профессией, на пороге вузовских приемных комиссий.
Отчего это они так не станут делать - не совсем понятно, разве что внемлют звонким и задорным призывам госпожи Чепурных. Разумеется, ни один серьезный человек не поверит бывшему вожаку (или вожачке?) всесоюзной пионерии, для которой лексика, стиль и жизненная позиция "Пионерской зорьки" есть единственно возможная жизненная позиция.
Весенний призыв в разгаре, пора выпускных и вступительных экзаменов настанет через два месяца. У всех нас будет возможность очень скоро убедиться в том, кто прав - солдатские матери или старшая пионервожатая.