В "круглом столе" участвуют:
- Timothee "TTimo" Besset: работник id Software,
отвечающий за перенос игр на Linux, если ты
играл в Кваку на линуксе - значит ты
пользовался плодами его труда. - Chris DiBona: сооснователь Damage Studios,
разрабатывающей MMORPG для Linux. - Ryan "Icculus" Gordon: бывший программер Loki,
работавший с Epix и другими компаниями над
переносом игр на Linux, MacOS. В его обойме Unreal
Tournament 2004, America's Army: Operations, Serious Sam, Medal of Honor и
многие другие игры. - Gavriel "Gav" State: один из главных
менеджеров TransGaming Technologies - это WineX и этим
все сказано. - Joe Valenzuela: бывший программер Loki и нынешний
создатель OpenAL.
Как вам кажется, по каким причинам
игровая индустрия не поддерживает Linux в
настоящее время?
Ryan Gordon: По финансовым конечно. Рынок
маленький, что по определению выбрасывает
из него большинство игроков. Во-вторых те
кто принимают решение все таки не слишком
понимают что такое Linux и то, что им пытаются
по быстрому что то доказать и показать мало
на них влияет. Я получаю множество копий
писем, направляемых линуксоидами в адрес
игровых компаний. Обычно игровые продюсеры
отвечают, что они и не думают об этой ОС из-за
проблем с технической поддержкой. На самом
деле сейчас с этим могут возникнуть
проблемы, но в настоящий момент большинство
пользователей Linux технически подкованные
люди, вот когда пользователи AOL и всякие
бабушки начнут просить о тех-помощи, тогда
можно будет говорить о большом рынке для Linux...
Gavriel State: Все дело в деньгах. Первоклассные
игры требуют годы и миллионы долларов на
разработку, и естественно издатели и
разработчики подсчитывая ресурсы выберут
Windows рынок. И не потому, что денег на Linuxe
поднять вообще нельзя, а потому что
портирование на не слишком популярную
платформу - просто растрата их таланта и
работы.
Timothee Besset: Очевидно, что никто не видит
перспектив заработать на рынке денег по
быстрому. Обычно вопрос "А не выпустить
ли на порт под Linux?" возникает тогда, когда
игра уже выпущена и успешно продается, а в
этот момент разработчики уже обычно
работают над новой игрой и им не до
альтернативных ОС.
Joe Valenzuela: Потому, что рынок "домашнего"
Linuxа мал, а этому есть уже много других
причин. И видимо с Windows дома ему уже не
конкурировать никогда
Chris DiBona: Я думаю, что сам вопрос
неправильно поставлен. Индустрия вполне
поддерживает Linux в серверных частях,
естественно это не касается Microsoft. Легко
найти сервер для Linux наверное любой
многопользовательской игры. Но в клиентах
конечно совсем другая картина. Почему?
Среди множества других причин главная
конечно - малое количество пользователей.
В каком плане Linux уже готов к приходу игр?
Gordon: Ну например, пока я печатаю этот текст
я наблюдаю за UT2004 в Х11, так что в этом плане
вполне готов. Посмотрите на http://gamespy.com/stats
на двадцатку самых популярных онлайновых
игр, примерно половина из них может
работать в Linux. Несколько других
работают на движках, которые без особых
усилий можно портировать в ОС. Большую
помощь в освоении играми Linux дает его
идеальная приспособленность для работы
игровых серверов. К тому же важнейшие
игровые движки (Unreal, Quake) могут идти на Linux
если не клиентами, то по крайней мере серверами
- это позволяет легко переносить игры,
основанные на них.
Проблема как обычно в разработке и менеджменте...
в наличии программистов и управленцев,
которые думают о Linuxе. Это социальная, а не
техническая проблема.
State: В последние годы значительно
продвинулись 3D драйверы, но много и
осталось сделать. Звук с одной стороны
хорош, с другой плох. Множество криво
написанных драйверов лишь портят картину,
мне часто приходилось сталкиваться с
пользователями, которым всего лишь надо
было выбрать правильный драйвер. Ну а самое
главное - практически полное не
заинтересованность производителей Linux в
нормальных десктоп версиях. Ситуация
постепенно меняется, но пользователю нужно
много отваги что бы уйти от Windows.
Besset: Отсутствие некой дружелюбности для
пользователя наверное? Да, новые
дистрибутивы легко устанавливать и
настраивать, но это повод игрокам пересесть
на Linux?
Valenzuela: Я не могу сказать, что Linux не готов
для домашнего применения. Работа,
проделанная Loki, частично компенсировала
незрелость системы в этом плане, ведь игры
на Windows тоже не всегда запускаются с
полпинка. Я снова повторюсь - все дело в
недостатке пользователей. Я говорил с Firaxis
по поводу порта Sid Meier's Gettysburg!, и все там были
рады такой перспективе, но не было никакой
конфетки что бы подсластить мизерные
продажи.
DiBona: Единственное, что беспокоит, так это
пользователи, но я не отказался бы и от
лучших звуковых и видео драйверов.
Подключение руля с обратной связью и 6.1
колонок ведь тоже важно.
Что в Linuxе не готово для игр?
Gordon: 3D драйверы. NVIDIA еще ничего, а вот ATI
пинать надо за такую работы. Я искренне
надеюсь, что ситуация изменится когда-нибудь.
Неплохо было бы получить лучший код и время
компиляции, gcc против Visual Studio откровенно
сосет, надо бы над EAX поработать. Да, и еще glibc
надо навалять по шеям за постоянные сбои в
совместимости.
State: Широкополосное применение Linux на
десктопах - вот ключ к расширению. Если
такие игроки как Sun, Novell и IBM сделают рывок в
этом направлении, то и производители железа
подтянутся. Да и в таком случае рынок станет
более привлекательным и на него все начнут
засматриваться более пристально... Может
тогда они обнаружат хороший спрос на игры и
все пойдет в правильно направлении.
Besset: Я затрудняюсь ответить. Linux
улучшается и расширяет свои владения...
DiBona: Время и люди. Если бы Half-Life 2 вышел бы
только под Linux это бы здорово помогло. Если
бы PS 2 работала бы на Linuxе это бы еще немного
помогло в решении проблемы. Так что вопрос
лишь во времени.
Что может сделать Linuxовое сообщество для
изменения ситуации?
Gordon: Покупать игры. Серьезно. Это весь
ответ. Многие издатели хотят видеть не
менее 50.000 проданных копий, а гранды и того
больше. В краткосрочной перспективе Linuxу
остается исповедовать лишь ту партизанскую
тактику что существует сейчас. За
исключением Loki большинство нормальных игр
является факультативными проектами.
Программеры проводят ночи портируя код из
дневного проекта на Win-32. Некоторым нужен
игровой сервак под ОС и он в добавок к нему
делает клиента, у кого то друзья в игровой
компании и он по знакомству получает
разрешение на порт. Некоторые просто
приходят к разработчику и просят
разрешение перевести игру за бесплатно. Все
это совершенно в порядке вещей и все это
рядовые случаи для десятки самых
продаваемы игр.
(Продолжение следует)