Вот уже три года я не смотрю телевизор, не читаю газет, не слушаю радио. А скоро, наверное, и книги читать перестану. Какой-то невероятно жестокий человек подбросил мне в почтовый ящик очередной шедевр «короля технотриллера» Дэна Брауна под искромётным названием «Цифровая крепость». С пренебрежением отбросив свежий выпуск Спец Х, тут же ухватился за нежданный подарок. Примерно через три страницы после начала чтения я уже несколько пожалел об этом шаге. Ещё пару абзацев привели меня к описанию ножек одного из героев, после чего пришлось заставлять себя читать до самого конца. Хотя бы для того, чтобы узнать секрет невероятного успеха этой книги.
Не буду утомлять вас пересказом отсутствующего сюжета или пытаться делать высокопарную рецензию. Дерьмовая книга – она и есть дерьмовая, и не надо нам никаких эпитафий. Но надо отдать Дэну должное: так ловко шибанул по самым больным местам общественности. И прям король триллера! Запугал такое количество людей такими пустяками! В древние времена людей, подобных Дэну Брауну, называли сказителями, певчими, скоморохами, как угодно. Они странствовали и зарабатывали на жизнь развлечением толпы страхолюдными историями о гномах, вурдалаках, вампирах и прочей нечисти. Дэн воскресил славное дело прошлого и верно подметил изменившиеся тенденции. Ну какой, скажите на милость, Стивен Кинг «король ужасов»? Кинг – прижизненно признанный классик американской литературы, духовный эстет и постмодернистский магический реалист. Отдайте пальму первенства Дэну с сотоварищами (имён не упомнил, но названия их книг относятся к жанру «интеллектуальный детектив»). Оборотни, призрак и Тварь На Дне Колодца больше никого не пугают. То ли дело современные технологии и методы их использования. В эпоху гиперпрогрессивности человек не успевает привыкать к новым достижениям науки и техники, что ведёт к технической неграмотности и, как следствие, суеверности.
Человек 21 века в плане понимания информационных процессов едва ли далеко ушел от человека средневековья. Миллионы пользуются сотовыми телефонами, компьютерными сетями, микроволновыми печами, чёрт, калькуляторами, и неизмеримо меньшее количество понимают почему, как и, самое главное, зачем работают вышеперечисленные устройства, а так же тысячи их братьев и сестёр. Возможность стать на ступенечку выше в наш век непросвещённости реальна как никогда. Чем отличается интеллектуальность первой четверти двадцать первого века от интеллектуальности последней четверти века девятнадцатого? Современные специалисты узко специализированы. Понимание, идеальное понимание своей области стало нормой, а некоторыми странами и активно культивируется. Если раньше интеллектуал был обязан разбираться во всём, то сейчас ведущий программист корпорации может забыть как работает кофеварка. Сравним показатели интеллекта среднестатистического жителя Европы (и западной и восточной) за последние сто лет: он значительно упал. Не смотря на колоссальные знания, накопленные человечеством, на индивидуальном уровне мы глупеем. Происходит обратное скатывание, очередной виток эволюции, когда всё возвращается к исходной точке.
Становится понятно, что обвести цивилизацию вокруг пальца легче, чем могло бы представиться. Зайдите в несколько московских школ и опросите учащихся: вы увидите, что большинство прекрасно разбираются в компьютерах, но при этом запутываются в истории собственной страны. Другие же представители общества так же далёки от стандартов шифрования как я от премии «Лучший журналист года». На них то и рассчитывал Дэн Браун, на интеллектуальную ересь специализированного общества. Вот на этом, мифическом компьютером джихаде, остановимся поподробнее. Вампиры и нечисть из заброшенной бани уступили места хакерам, спецслужбам и искусственному интеллекту. Почему это так пугает? Почему это так завораживает? И можно ли сохранить здравость рассудка будучи узкоспециализированным квалифицированным рабочим гигантского муравейника под названием корпорация? На последний вопрос отвечу сразу: если вы не знаете как работает кофеварка, паранойя уже наступила.
1. Всесильность власти (теория заговора).
Довольно старый, но при этом наиболее живучий миф о властных структурах, использующих свои полномочия в корыстных целях. А каких – это уже не важно. Даже в сговоре с пришельцами могут обвинить. Лидеры Заговора обычно утаивают от населения Информацию и тогда те, Кто Хотят Знать зовут на помощь Настоящих Хакеров, которые в данный момент в глазах общественности выглядят героями. Смысл сопротивления Добыть Информацию (какой бы она не была) и распространить среди общественности. Подобное явление наблюдалось сразу после терактов 11 сентября, когда правительство США, спецслужбы и лично Джорж Буш обвинялись в связях с террористами. Мол, и Бен Ладена потому поймать не могут, что его Джорж у себя на ранчо прячет. Впрочем, чего это мы за океан смотрим. У нас в стране как очередной теракт произойдёт, так сразу начинается разговор о том, что «спецслужбы всё знали» и «всё было подстроено» и «преступники – в Кремле». Одни сайты, рассказывающие «правду о Норд-Осте» чего стоят.
Теория Заговора имеет под собой вечный страх слабого перед сильным. У государства две задачи: внутренняя и внешняя. С внешней стороны – обезопасить от вторжения, с внутренний – обеспечить наиболее благоприятные условия для развития. Тоесть изначально думается, что люди – это звери, которые не могут нормально существовать, поэтому их надо организовывать и защищать друг от друга. Ну не важно. Интересно то, что мы подсознательно боимся как бы защита не переросла в диктатуру. Случится это может в нескольких случаях, но наиболее вероятен тот, при котором организованная преступность срастется с властью и становится неуязвимой. Пелевин об этом писал много и красиво. Тоже ещё один сказочник. Теперь несколькими предложениями развеем этот миф: да, система коррумпирована, преступна и порочна. Ну и что? При этом она жутко инертна и ленива. Сначала её следует жутко достать, прежде чем она начнёт шевелиться. Не следует бороться с этой системой. Лучше просто на неё насрать.
2. Всесильность спецслужб (теория тотального контроля).
Этот миф вырос из холодной войны и научно-фантастических фильмов. Не спорю, у специальных организаций есть самые широкие полномочия и самые современные технологии их реализации. Что не очень согласуется с демократическими правами и свободами каждого гражданина (следует заметить, что это в очередной раз подтверждает постулат «демократия - миф»). О какой личной жизни может идти речи, когда ваши городские звонки аккуратно прослушиваются на АТС, звонки с мобильного сканируют незримые операторы сотовых служб, электронная почта просматривается, вас самих непрестанно снимают видеокамеры в метро, на работе, и просто когда вы заглянули в привокзальный туалет, вдохнуть «снежка». Спутниковое слежение. Жучки, передатчики, радары, спайдеры, сканеры, излучатели, поглотители, ретрансляторы, считыватели, декодировщики. Миллиардные инвестиции и всё для того, чтобы кто-то узнал, как вы в четверг утром совершили инцест, купили травы, перевели бабушку через улицу и незаметно вытащили её кошелёк, забрали мелочь у слепого, перепрыгнули турникет в метро итд. Что же, вы обратили внимание на список преступлений – он не случаен. Боится лишь тот, кто что-то нарушил. И когда на тысячи маленьких кухонек тысячи незнакомых друг другу людей обсуждают опасность спецслужб, делают они это не из любви к демократическим свободам.
Что касается России, то каждый её житель потенциально боится, как бы ему не помешали воровать, а точнее обкрадывать любимое государство. На кой черт я буду плотить в метро, когда оно и так на мои деньги строилось на случай ядерной войны? При этом само государство и спецслужбы в его лице думают примерно также. И никто не хочет ни за кем охотится. Делать больше власти нечего, чем выискивать людей. Я вот раньше шифровался, на украденном трафике сидел, а сейчас ничего, привык. И сейчас в сети можно найти не только моё настоящие имя, но и адрес с телефоном (фистинг, анал, выезд, апартаменты). Потому что контролировать вас начнут только тогда, когда у вас появятся деньги: чтобы вы не смогли украсть больше чем надо, и чтобы позволили другим красть столько сколько установлено. В этом плане Россию можно считать самой духовной страной: здесь думать и делать свободно могут только те, у кого ничего нет. Есть такой сайт в интернете оборона орг, активисты которого активно выступает против Владимир Владимировича лично. И никто же их не закроет. Или вот даже всем известный удафф ком. Да они просто на фиг никому не нужны. Вот Ходорковский – это другое дело. Так что можете спать спокойно, никто вами интересоваться не будет. У нас в стране наоборот люди из кожи вон лезут, чтобы ими заинтересовались. Это пока денег нет. А уж затем воруйте трафик, покупайте спутниковый телефон и прячьтесь, прячьтесь, прячьтесь кулхацкеры вы мои.
3. Всесильность технологий (теория сингулярности).
Тут уж наши информационные агентства на славу постарались: и клонированием нас пугали (начнут клонировать Гитлера, Иисуса Христа, динозавров, пришельцев, Деймоса, Растишку от данон на пару с Весёлым Молочником и прочих героев садо-мазо фронта); и новыми неизлечимыми заболеваниями (помимо атипичной пневмонии нас ожидает атипичный насморк, атипичный кожный грибок, атипичный СПИД, мутировавший симбиоз птичьего гриппа с коровьим бешенством); и искусственным интеллектом, так наверное больше всего; и новыми страшными кваказябрами, выросшими из информационных технологий. Тут уж страхи буйными цветами разрослись на могиле интеллектуальности, и вылечить их не представляется возможным. Во-первых, мы боимся ошибки, из-за которой технологии выйдут из под контроля, потому что людям свойственно ошибаться; во-вторых мы боимся, что люди не ошибутся и создадут то, что будет просто идеальным. По началу. Но так как людям свойственно ошибаться, то всё, что они создадут потенциально содержит ошибку (глядя на наших программистов, в это почему-то начинаешь верить) и обязательно выйдет из-под контроля. Короче, все умрём. Выглядит это примерно так: вскоре киберпанк обязательно станет нормой жизни. Чипы-имплантаны, вирусы в человеческом мозгу, матрица и прочий хай-тек. А затем наши технологии нас же и погубят, потому что мы начнём меняться вслед за ними, после чего сольёмся в единый гиперкомпьютер длиной в миллиард миль и растворимся в сиянии эйдоса и наступит рагнарек и пиво станет бесплатным, но оно нам уже не понадобится.
Да и вообще, человечество существует с единственной целью уничтожить само себя, планету и всю вселенную в придачу. Такая заблаговременная задумка эволюции для зачатия новой жизни. По этой логике, любой технологический аппарат должен приближать конец света. Ух, сам устал от этого бреда! Не будет никакого конца света – о чём вы?! Достаточно обратится к прошлому, чтобы понять: точки сингулярности мы уже неоднократно пересекали. Каменный век, железный, индустриальный, информационный. Теперь приближается следующий. Ну и что? Если заглянуть в глубь веков то становится понятно: человек за миллион лет эволюции слабо изменился. Мы всё так же хотим потрахаться, поразвлекаться, покормится, поспать. Всегда мы хотим лишь удовлетворения первичных потребностей, а уж затем задумываемся о судьбах галактик. И не будет такого времени, когда человек на первое место поставит, скажем, создание ИИ для познания вечной божественности цветка ромашки. Вот создать ИИ, чтобы с ним повоевать, или там в заключить в оболочку и потрахаться (лишь девственности искусственный сверхинтеллект – каково вам?) это по-нашему, по-человечески. А если и настанет такое время, то это уже будет период не человеческой цивилизации и рассуждать о нём так же бессмысленно как о том, что находится за пределами вселенной. Это вопрос веры.
4. Всесильность информации (теория разумности мыслящих существ).
В глаза бы мне плюнуть тому человеку, который сказал: «кто владеет информацией, тот владеет миром». Да фигня это всё. Выдвигаю встречный постулат: тот, кто не владеет информацией, владеет собой. Если ты ничего не знаешь, ты счастливый. Чем больше думаешь, тем больше приходишь к мыслям об ущербности и никчёмности собственного существования. И тебя со всех сторон пугают: надо получить информацию, надо получить информацию. Не надо! Надо жить как все, в счастливом стаде. И фильм «Матрица» - глупейший фильм на свете. Зачем людям выбираться из уютного, практически идеального (хотя бы по физическим параметрам) мира на планету, которая выглядит как ад в сознании параноика? Есть синтетического дерьмо. Трахать уродин под сводами пещер. Гоу ту палеолит? И Чак Паланник тоже фигню неимоверную привнёс. Кому к чёртовой матери надо на оленей охотиться, когда можно в квейк четвёртый поиграть? Включить ящик и подрочить на Ксюшу Собчак? И популярная музыка – это же не так страшно. Про любовь люди поют, правильно делают, любовь – это наше всё. Мы же живём чтобы траха.. тьфу, любить. И фастфуд – это очень умно. Быстро поел и ты снова на коне. А в фильмах главное, чтобы картинки быстро шевелились. И зачем мне знать об окружающем мире, когда вот он я у себя единственный и неповторимый. И эгоизм это хорошо. И быть как все – это значит быть среди своих. Большая дружная семья, боже, это такая хорошая мысль, что мне обязательно кто-нибудь даст. Зачем мне разбираться в этих приложениях? Я умею нажимать по клавишам и мне хватает. Мне по кайфу. Господи, доступ к удалённому компьютеру, зачем он мне, мне своего хватает. И никто мной не управляет, потому что я такой же как он, и он такой же как я, и мы такие же как все. Я хочу быть похожим на того, у кого есть деньги, и как бы он не пытался нами управлять, мы все – это он. Нет никакой системы, потому что все мы – это я. Читаю книги, которые нравятся всем. Потому что они хорошие и в них всё заканчивается хорошо. И этот мир хороший. Мне ничего не надо, потому что у меня есть всё, и всё – это я. Я маленький бог внутри большого бога, кан теки в кан таках.
Тогда почему, почему, почему появляются люди, которые этого не признают, которые не знают, что властвовать над информацией в нашем мире бессмысленно? Править ложью – вот истинная сила. Почему люди отрицают очевидное, популярное, понятно, доступное, приятное и боятся стать такими как все, боятся потерять собственную индивидуальность? Этот страх есть не у всех, но те, кто им заражён, до конца своих дней будут настороже. Будут мыслить. Хех, потому что таково человеческая природа. Те, кто хотят спастись – спасутся. Здесь страх – это не иррациональное чувство, основанное на суеверии, а то, что оно есть в природе своей – защитный элемент, призванный обеспечить выживание человеческого существа. Ибо всё, что назвал я вам, действительно может быть опасно. Лучше бояться. Лучше быть параноиком. Лучше быть психом, которого все считают психом. Лучше это всё.
Чем не быть совсем.