Ушедший год для мобильных девелоперов, аналитиков и прочих стартаперов получился сверхнасыщенным. Еще бы — перевернулись концепции дизайна, разработка стала быстрее, в индустрию пришли по-настоящему большие деньги, да и в целом наметилось немало интересных трендов. Многие из них являются логичным продолжением прошлогодних, но некоторые стали очевидны совсем недавно. В любом случае, если ты вдруг профукал мобильную разработку в 2013-м — здесь мы собрали все самое важное и интересное.

Mobile Backend-as-a-Service становится повсеместным

Мобильные SaaS-бэкенды (MBaaS) получили в этом году большое распространение. Одним из поводов стала громкая покупка фейсбуком сервиса Parse и программное выступление Цукерберга, который призвал всех мобильных разработчиков переходить в облачные мобильные бэкенды. Главная мантра, которая позволила развиться многочисленным MBaaS-провайдерам, звучит так: «Не думайте о бэкенде, просто храните данные и управляйте ими».

Для обычного разработчика мобильного приложения на любой платформе это означает, что пользоваться масштабируемым, надежным и относительно дешевым сервером API можно даже не имея в команде бэкенд-разработчика. Более того, почти все провайдеры PaaS для мобильных сервисов предоставляют фичи, самостоятельная разработка просто нецелесообразна — например, навороченная админка для данных, аналитика производительности, хранение статики, клиентский SDK для прямого обращения с данными из приложения, авторизация через соцсети и много чего еще.

В промо-туториалах таких сервисов можно встретить заголовки типа «Как закодить Airbnb за один день» от Stackmob или «Сделаем свой Instagram в одиночку» от Parse. И эти ребята не врут — строить сервер на таких платформах одно удовольствие, особенно если тебе хочется использовать несколько мобильных ОС. Платить за первые 5–10 тысяч пользователей тебе почти не придется, а с переходом на платную модель ты будешь получать чеки за количество вызовов API, что опять-таки позволит наращивать затраты пропорционально росту аудитории.

Согласно прогнозам Forrester, рынок MBaaS вырос в 2013-м в пять раз по сравнению с прошлым годом и вырастет еще в семь раз за следующие пару-тройку лет.

Parse предоставляет не только готовую платформу для бэкенда, но и прекрасную админку из коробки
Parse предоставляет не только готовую платформу для бэкенда, но и прекрасную админку из коробки

Плоский дизайн во всем

Apple все переделала, поэтому теперь даже «позднее большинство» мобильной индустрии думает плоско. Можно сколько угодно говорить об определяющей роли Metro UI и плоскости Android, но пока самая влиятельная компания мира призывала к объемным интерфейсам, все это было просто модным увлечением. Сейчас пал последний бастион и не делать флэт стало просто невозможно.

В Metro UI и других плоских интерфейсах непонятно, что является кнопкой, а что нет
В Metro UI и других плоских интерфейсах непонятно, что является кнопкой, а что нет

Скевоморфизм вместе с кожаными переплетами и бумажными паттернами задвинут на дальнюю полку, на смену ему пришли чистые экраны с минимумом элементов, отсутствием градиентов, заблюренными картинками и большой ролью текста как управляющего элемента. В 2014 году дизайном правят не декорации, а контент. Плоскими стали не только экраны, но и иконки приложений — теперь хоумскрины iOS-девайсов заполняют квадратики с равномерной заливкой вместо псевдообъемных образов.

Псевдоплоский интерфейс Gmail не отказался от состояния нажатой кнопки и ховера
Псевдоплоский интерфейс Gmail не отказался от состояния нажатой кнопки и ховера

Для разработчиков и дизайнеров новая мода на плоскость оборачивается тем, что непродуманный интерфейс больше не скрыть за красивыми картинками, а сделать очевидную глупость стало еще проще. Если строго придерживаться канонов флэт, можно кнопки сделать неотличимыми от статусных элементов, а метафоры одноцветных иконок — непонятными, чем окончательно запутать юзера. С другой стороны, несогласованный дизайн вроде тоже плохо, хотя сама iOS 7 демонстрирует элементы с градиентом и без, минималистичные и перегруженные деталями, чем вызывает бурю критики. Если смотреть в правильную сторону, UX-инженеры выделяют дизайн Gmail как удачно сочетающиф флэт и тени, за счет чего он получается чистым, но при этом понятным.

Если с дизайном все стало сложнее, то с точки зрения реализации приложения становятся легче и быстрее в реализации, так как теперь интерфейс во многом строится программно, а не графически. Кроме того, свежесть парадигмы еще позволяет делать «модные» интерфейсы, пользуясь только нативными элементами и не изобретая велосипед. Хотя наверняка уже через полгода-год дефолтная плоскость iOS 7 всем надоест и придется придумывать что-то новое.

Якобы плоские минималистичные иконки iOS 7 иногда выглядят совсем не так
Якобы плоские минималистичные иконки iOS 7 иногда выглядят совсем не так

За приложения больше не хотят платить

2013 год продемонстрировал исторический минимум количества платных приложений в App Store, согласно данным Flurry. Более 90% всех выложенных в магазин приложений не стоили пользователям при скачивании ровным счетом ничего, а средняя стоимость платного приложения составила всего 19 центов. Конечно, это не означает, что паблишеры приложений перестали зарабатывать, — просто на первый план вышли разнообразные модели постпродажного заработка, будь то покупки внутри приложения, реклама, продажа данных о пользователях и другие. Однако факт остается фактом — и обратно заставить пользователей платить сразу при установке будет очень сложно.

Итогом года стал переход на модель free-to-play многих монстров мобильного геймдева, например Plants vs. Zombies от Popcap, Real Racing от EA и даже дряхлеющих Angry Birds от Rovio. Как следствие, появилась армия недовольных пользователей-ретроградов, желающих возвращения долларовых приложений.

image02

Рост open source и UI-фреймворков для Objective-C

Самый простой способ набрать очки репутации на Stack Overflow в комьюнити iOS-разработчиков — это разработать мало-мальски полезный контрол на Objective-C, выложить под открытой лицензией и отвечать на все более-менее релевантные вопросы ссылкой на свое творение :). И это неспроста, ведь несмотря на достойное третье место в списке самых популярных языков после C и Java, Objective-C остается вотчиной скупых девелоперов, крайне неохотно делящихся собственным кодом. Еще пару лет назад найти готовый красивый компонент для задач, вроде обрезания фотографии или выезжающего бокового меню, было сложнее, чем написать его самому.

Сейчас ситуация кардинально изменилась благодаря массовому приходу разработчиков в платформу и сайтам-агрегаторам, вроде Code4app и Cocoa Controls. Кроме небольших сниппетов, в Сети стали появляться целые готовые каркасы UI для приложений, которые хотят быть похожими на лучшие образцы интерфейсостроения. Поэтому если ты вдруг задумал делать приложение, внешне похожее на Clear с его жестовым управлением или Path с анимированным круглым меню, то благодаря опенсорсу в нынешнем году сможешь сэкономить себе пару месяцев разработки.

Алерты, нотификации, раскрывающиеся меню — все многообразие элементов с Cocoa Controls
Алерты, нотификации, раскрывающиеся меню — все многообразие элементов с Cocoa Controls

Мобильные UI-фреймворки взрослеют

Если ты хотел сделать зарабатывающее мобильное приложение в 2010 году, то, в принципе, мог ограничиться iOS-платформой и забыть про Android, так как он был ущербно мал с точки зрения доли пользователей и вообще не существовал с точки зрения оборота внутренних покупок. Сейчас же игнорировать Android-платформу может только заядлый яблокофил, в связи с чем кросс-платформенные фреймворки становятся объектом пристального внимания.

За год в этой области произошло много интересного. Google в Android KitKat наконец сделала оптимизацию исполняемого кода и рендеринга веб-страниц внутри приложений. А Microsoft в октябре объявила о всесторонней поддержке Xamarin. Но самый крутой показатель роста интереса к фреймворкам можно наблюдать в вакансиях мобильных разработчиков, где появились места с названиями в духе «Xamarin-разработчик».

Фреймворки облегчают твою девелоперскую жизнь примерно так же, как и MBaaS, только на клиентской стороне. UI можно писать на чистом HTML5/CSS/JavaScript, чтобы потом показать в приложении в виде WebView-компонента (так делают Adobe PhoneGap и Sencha), можно писать на нестандартном JavaScript и CSS, чтобы потом скомпилировать в нативный код для каждой платформы (как в Appcelerator Titanium), а можно вообще отказаться от общего интерфейсного кода и шарить только бизнес-логику, написанную на C# (как в Xamarin). Плюсы и минусы каждого подхода понятны — JS-код в веб-компонентах исполняется обычно медленно, а UI, сделанный на PhoneGap без плагинов, будет выглядеть как в другой планеты. С другой стороны, супернативность, продвигаемая Xamarin, потребует от тебя умения писать на всех платформах и, кроме того, знания самого Xamarin. А в случае Titanium ты останешься на промежуточном решении.

PhoneGap-интерфейсы выглядят пристойно, но совсем не нативно и все еще медленно работают
PhoneGap-интерфейсы выглядят пристойно, но совсем не нативно и все еще медленно работают

Фрагментации iOS больше нет, Android фрагментирован как никогда

Важный вопрос для разработчика мобильных программ заключается в том, какие версии ОС поддерживать. Еще в прошлом году даже на iOS значительные усилия программистов уходили на то, чтобы обеспечить совместимость с 5-й и 6-й версиями. С нынешним апдейтом Apple внесла настолько значительные изменения в SDK и дизайн, что поддерживать старые версии больше невозможно. Этим сразу воспользовались многие крупные разработчики, дропнув поддержку iOS6 уже через пару недель после выхода iOS 7. И никто не обиделся, что какой-нибудь Mailbox не работает у «жалких» 10% пользователей. На ближайший год вопрос кросс-версионности, очевидно, снят.

Дикая фрагментация Android-устройств в 2013 году
Дикая фрагментация Android-устройств в 2013 году

На противоположной стороне баррикад Android продолжает порождать фрагментацию, которая достигла пика в этом году. Почти половина всех пользователей до сих пор сидит на древних версиях ниже 2.3.7, при этом современная 4-я серия ОС тоже фрагментирована аж на четыре примерно равные доли.
В 2014 году тестирование под iOS станет еще проще, а для Android останется столь же неприятным.

Состояние фрагментации версий Android в декабре 2013 года
Состояние фрагментации версий Android в декабре 2013 года

Play Market становится лучше, App Store застрял в истории

В то время как Google активно внедряет инновации в главный магазин приложений на планете, Apple почти не трогает свой App Store уже который год подряд. Play Market обзавелся настоящей аналитикой, работающей на основе Google Analytics и позволяющей узнать важные вещи вроде источников трафика на страницу приложения, конверсии в установки и общего количества просмотров. Все, что понравится твоим маркетологам :).

Кроме того, Play Market получил отличный редизайн веб-версии и стал щеголять большими скриншотами, удобным списком приложений категории и много чем еще. Добавь все это к уже имеющемуся набору из встроенного режима тестирования (TestFlight в магазине), возможности отвечать на комментарии и размещать промовидео и получишь систему, идеальную для разработки и дистрибуции, не в пример App Store. А самое главное — выкладывая приложение в Play Market, разработчик получает первых пользователей уже через два-три часа, тогда как после выкладывания в App Store период ревью может растягиваться до пары недель. После чего разработчик рискует получить отказ в размещении в магазине по причине того, что ревьюеру не понравилось что-то в приложении или оно не соответствует представлению Apple о прекрасном. В общем, если ты хочешь быстро сделать приложение и проверить идею на «живых» людях, Play Market — отличное место для этого.

Справедливости ради, в App Store версии 2013 все же появилась очень крутая штука, которая сделала жизнь обычных покупателей приятнее, — моментальная покупка приложений по отпечатку пальца с Touch ID. Теперь у всех сознательных владельцев iPhone 5S, использующих 20-значные пароли, сохранится несколько свободных секунд на покупке каждой программы.

Воронка переходов и установок приложения из Google Play в Google Analytics
Воронка переходов и установок приложения из Google Play в Google Analytics

Фокус индустрии смещается в сторону корпоративной разработки

Компания Appcelerator ежегодно проводит опрос среди мобильных разработчиков, в котором спрашивает, чем они сейчас занимаются. В 2013 году доля девелоперов, работающих над приложениями для бизнеса (B2B) или приложениями для сотрудников корпораций (B2E), выросла почти в два раза до 43%. Очевидно, что этот тренд будет только нарастать благодаря всем подогревающим факторам — высоким ценам на пользователя, высоким зарплатам разработчиков и интересу компаний к мобильным штучкам. Разработать консьюмерское приложение и зарабатывать на нем в нынешней ситуации очень непросто. Чтобы сделать его масштабируемым, ты должен понимать, сколько стоит пользователь и сколько он будет способен в среднем тебе заплатить. При нынешней стоимости привлечения в 30–40 рублей и конверсии в платежи 5%, тебе нужно добиться огромного среднего чека в 600 рублей.

С каждым годом развития App Store становится понятнее, что эта площадка — поле битвы небольшого числа паблишеров-гладиаторов за несколько сотен мест в топе. Все остальные миллионы приложений — это кладбище без трафика и прибыли.

То ли дело разработка для корпораций. Малейшая оптимизация бизнес-процесса с помощью мобильных девайсов принесет миллионный профит. Под заказную разработку для компаний можно спокойно нанимать разработчиков с высокой зарплатой, тратиться на офис и радоваться тому, что индустрия мобильной разработки — крайне прибыльная штука.

Все больше разработчиков ориентируются на энтерпрайз
Все больше разработчиков ориентируются на энтерпрайз

  • Подпишись на наc в Telegram!

    Только важные новости и лучшие статьи

    Подписаться

  • Подписаться
    Уведомить о
    0 комментариев
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии