Для того, чтобы
глубже понять сущность виртуальной
реальности, придется избавиться от парочки
предрассудков. Все мы знаем – расхожие
мнения, плодящиеся в массовом сознании,
часто мешают нам осознать себя и свое место
в мире. И, зная это, мы по-прежнему
руководствуемся предрассудками.

Представим себе
следующую картинку.

Группа друзей
сидит, где-нибудь, за столиком. Едят хакер-бургеры
и запивают их хакер-колой. Вдруг один из них
оборачивается; его лицо озаряет
приветливая улыбка, он машет рукой и
восклицает: “Эй, Гном, иди сюда!”. Один из
собравшихся придвигает еще стул; остальные
раздвигаются, чтобы освободить Гному место
за столиком. Это было бы нормальным
поведением, если перекусывающая компания и
вправду узрела своего приятеля – парня по
прозвищу Гном. Или даже девушку – прозвища
странные бывают. Но предположим, что
никакого Гнома поблизости нет. А наши
любители хакер-колы по-прежнему ведут себя
так, словно к ним подсел друг – спрашивают
его о чем-то, выслушивают несуществующие
ответы, заказывают у официантки порцию для
него.

Сидят и активно
общаются с пустым стулом.

Что – сдвинулись
ребята?

Не надо было
водку с пивом мешать, да еще и под коньячок?
Действительно, такое поведение не может не
показаться странным. Но только со стороны.
Ибо в действительности каждый из нас –
ежедневно! – общается с тем, чего нет. И
Гномы, которых никто не видит, господствуют
в нашей жизни. По всей видимости, читатель
здесь скептически улыбнется. Уж кто-кто, а
он или она не станет разговаривать с пустым
стулом! А смешать водку с коньячком – это,
считай, все равно что боржоми выпить.

Значит, не верите?

Хорошо… А ведь
виртуальная реальность именно это
предполагает – убедить человека в
реальности чего-то. Например, Гнома,
которого на самом-то деле и нет.

Возможно ли это?

Разложим теперь
виртуальную реальность по полочкам.
Обнаружим в ней выдуманного Гнома – если он
там есть.

В ВР можно
выделить три уровня погружения.

Конечно,
выделить достаточно условно, так как
границы между ними могут быть подвижны –
все зависит от условий. Прежде всего,
машинного обеспечения, а также
особенностей самого реципиента.

Вот первый
уровень. Самый простой и самый, казалось бы,
невинненький. Сидит себе человек за компом
да и играет. И вот в чем вся закавыка. Он-то
понимает, чем монитор отличается от окошка
на улицу. Сознание четко разделяет игру и
реальность. Однако без погружения в игру –
играть нельзя. В какой-то степени мы
позволяем игрушечному миру притвориться
реальным. И это маленькое притворство уже
есть шаг к виртуальной реальности.

Столь же “реальны”
могут быть герои книг, события в кинофильме.
В самом деле, персонаж телесериала может
значить для человека больше, чем “всамделишный”
сосед по лестничной клетке. И, тем не менее,
это еще не полная ВР – ибо при любых
обстоятельствах мы знаем, что при нажатии
кнопки “Quit” игра закончится.

Второй уровень
предлагает возможности пошире. Это мир
виртуальных шлемов и перчаток. Стереоочки
закрывают человека от окружающего мира,
предлагая мир объемных иллюзий. И, наконец,
третья ступень – когда ощущения подаются
не только на основные рецепторы (глаза –
уши – пальцы), но и на все тело.
Действительно, сложно полностью ощутить
себя крутым спецназовцем, бегущим по
хвойному лесу – когда твои ноги неподвижны,
а пятая точки плотно приклеилась к стулу.

Наиболее
привычный для нас с вами пример,
иллюстрирующий третью ступень виртуальной
реальности – это авиатренажер. Летчик
садится в настоящую кабину самолета – но
сама кабина установлена в помещении, как
карусельная лошадка. И непогода, и тьма, с
которыми предстоит бороться пилоту,
смоделированы на компьютере.

Где, на каком из
трех уровней, прячется настоящая
виртуальная реальность? Не такая, что, сняв
стереоочки, мы вспоминаем об испытанном
лишь как о развлечении. Нет, мы ищем
истинную ВР, которая могла бы полностью нас
обмануть, заменить собой действительность.

Окидывая
мысленным взором то, что мы перечислили,
нельзя не признать – игра всегда останется
игрой, а обман – обманом. Как бы глубоко
человек не был увлечен виртуальной забавой,
он никогда не спутает живого человека и
циклопа, что грозит ему камнем из монитора.

Что же это
получается, братцы? Выходит, то, что мы привыкли
называть виртуальной реальностью,
никакой реальностью не является. Всего лишь
способ обхитрить себя, вырваться из
надоевших будней, но только в своих
фантазиях.

С тем же успехом
можно “назвать” ВР театр времен Шекспира.
Он был лишен декораций; их заменяла
табличка, пояснявшая, куда занесло действие
на этот раз. Например, “Лес”. Куда уж
нагляднее!

Да, для зрителей
этого хватало. Хватало настолько, что они
глубоко сопереживали героям пьес, смеясь и
плача вместе с ними. Волшебная сила
искусства… Но это ли виртуальная
реальность?

Конечно, можно
ответить утвердительно. Вот, мол, она и есть,
мы ее нашли, и хотя реального в ней ничего
нет – только выдуманное – но никакой
другой нам не надо. ВР – это шлем, перчатки
да капля фантазии, а с тем же успехом можно
водку да с коньячком, и чего только не
привидится.

Мы оказываемся в
положении героев Метерлинка. Искали синюю
птицу – а нашли, так…. Жирного голубя. Вот
мы и столкнулись с тем, что расхожее мнение
никак не вяжется с логикой. Мы начинали с
того, что ВР – это нечто, что человек может
посчитать реальным. А оказалось – рассудок
никогда не позволит нам смешать выдумку и
действительность.

Есть, конечно,
люди, для которых игра дороже жизни, но так и
место им в соответствующих заведениях, о
чем и пишут в инструкциях к большинству
видеоигр.

Значит ли это,
что виртуальной реальности вовсе не
существует? А есть она только в досужих
выдумках фантастов, да страшилках
футурологов-псевдоученых?

Может ли быть,
что мы поверим в Гнома, которого нет, и
станем, как одержимые бесом, на полном
серъезе разговаривать с пустыми стульями?

Может, да еще как.

Check Also

Операция BrainfuckPC. Как я построил самый безумный релейный компьютер и не стал на этом останавливаться

Спаяв десять лет назад свою первую схему на электромагнитных реле, способную сложить два ч…

Оставить мнение