Написать эту статью меня заставила небольшая статья кино обозревателя одной крупной желтой газеты, с восторгом описывающего восхищение зрительного зала при просмотре фильма "Гарри Поттер и философский камень". Лично просмотрев фильм, прочитав литературный первоисточник, я пришел к одной крайне неприятной для себя параллели.
На данный момент рискну сравнить такое направление как кибер-панк с книгами "а-ля-Гарри Поттер". Вы можете открыть подавляющее большинство книг в стиле киберпанка Б. Стерлинга, У. Гибсона, В. Васильева, Ф. Дика, некоторых других "классиков", посмотреть фильмы "Нирвана", "Бегущий по лезвию бритвы", "Терминатор", "Газонокосильщик", "Гарри Поттер", при этом можно обнаружить следующее.
В первую очередь в этих произведениях превалирует ФОРМА! Форма, но не содержание. Воспримем пока это как гипотезу, теорему, которую еще надо доказать, этому и будет посвящен текст ниже.
Начну я, пожалуй, с того самого кибер панка. Исходя из самой этимологии этого термина, можно определить это направление как бунт против действительности, замешанный на виртуальной реальности. Практически во всех произведениях, перечисленных выше, речь идет о различных вариациях отображения будущего, людях создающих новый мир, чаще же - люди, втиснутые, вброшенные в некую враждебную реальность, вынужденные в ней существовать. Знаменитый "Нейроманти" Гибсона красочно описывает процесс работы кибер-ковбоев, смакуя подробности вирусов-ледорубов, но как максимум, его вещи можно определить как анти-утопии и "предупреждения" человечеству. К антиутопии мы еще вернемся, а пока разберемся с "преупреждениями".
Насколько глубок и страшен в этой области С. Лем со своим "Футурологическим конгрессом", настолько неглубоки и недостоверны такого рода предупреждения. С маниакальным упорством авторы рисуют нам до предела механизированное будущее человечества, виртуальную реальность, таящуюся в каждом клочке нового мира.
Громады трансатлантических и мафиозных корпораций, воюющих за власть над миром, вот то, что они предлагают читателям. Мрачно, как и положено панку, но и не более того. Большинство авторов не вдаются в объяснения, - как и почему, предпочитают "живописать".
"Власть на планете вяли роботы", - почему, отчего, неизвестно никому кроме авторов. То, что спокойно воспринимается в рассказах, где это может фигурировать как фон чему-то более существенному, здесь выступает первоосновой. К. Воннегут, Р. Брэдбери не претендуя на мрачность кибер-панковой стилистики, описывают картины потенциально много страшнее, пишут "действительные" предупреждения. Анти-утопия на грани мрачной сказки, - это несколько странно и мелковато (так, по крайней мере, кажется автору).
На мой взгляд, одним из наиболее страшным элементом анти-утопии (как и предупреждений) может явиться возможность описываемого кошмара, то есть когда читатель готов принять, "что такое в принципе очень даже возможно". Все остальное вряд ли может органично существовать без этого элемента. Без такого ощущения мы ударяемся в область сказок и преданий.
Теперь несколько слов о протесте. Герои подавляющего большинства произведений этого направления искусства существуют в системе, приспосабливаются и борются за жизнь. Часто
- неудачно. Главные герои иногда осуществляют локальные протесты против системы, причем, чаще всего слишком локальные. Примеров того, как можно "взломать систему "раз-два и обчелся.
И вроде характер, способности, все присутствует, но нет, система все равно сильнее. Можно возразить, что это неотъемлемая суть кибер панка - глобальные системы, тотальный контроль и т.д.
Однако, мне кажется, что это направление, заданное когда-то, не то что бы неверно, странно, что оно настолько абсолютно. В той же российской литературе можно навскидку вспомнить двух писателей, произведений которых можно позиционировать как литературу кибер-панка, - В. Васильев и С. Лукьяненко.
Насколько известен "Лабиринт" Лукьяненко и насколько - "Горячий старт" Васильева читателям? А ведь во втором произведении много больше реального "кибера", все плотнее привязано к компьютерным технологиям, чувствуется и идейное дыхание мэтра - У. Гибсона, а вот именно книга Лукьяненко позиционируется на сайтах соответствующей тематике как "культовая книга Рунета".
Судя по всему не зря читатель выбрал именно С. Лукьяненко. Мне кажется потому, что его герои - много человечнее, они выписаны людьми, со всеми недостатками, присущими человеческой плоти, а не выписаны тенями в виртуальной реальности. Я перечитывал эту серию романов С. Лукьяненков много больше чем два раза, каждый раз приятно удивляясь все более глубокой человечности и жизненной силе персонажей. Да, там есть монологи истинного
фанатика виртуальности, но даже они крайне человечны и до краев пропитаны жизненным соком. Не стоит думать, что эту статью пишет фанатичный поклонник С. Лукьяненко.
Я считаю, что и у него есть неудачные, крайне схематичные, выхолощенные вещи, но об этом в другой раз.
Суть в том, что глубина, такая осязаемая человеческим существом в романах Лукьяненко предстает в книгах Васильева холодной пустышкой, с которой вынужденно сталкиваются герои его дилогии. Более того, после прочтения книг С. Лукьяненко часто приходит некий внутренний позыв к действию, после многих других вещей та закрываешь книгу достаточно холодно, иногда восторгаясь стилистикой, закрученным сюжетом, удачным монологом или сценой.
Форма берет вверх.
Теперь о "Гарри Поттере". Скажите, Вы поняли о каком же зле идет речь, просмотрев фильм или прочитав книгу?
О том, почему же это зло, чего хочет, откуда взялось и к чему стремится? Я - нет.
То, что началось трогательной сказкой о сироте внезапно замахнулось на проблему противостояния добра и зла, и…. Лопнуло, как мыльный пузырь, не оправдав надежд. Все скатилось обратно в сказку о том самом удачливом и талантливом мальчике-сироте.
Судя по всему, эта книга действительно подкупила детей своей "волшебностью", но странно, если под спудом этой самой волшебности найдется что-то еще. Опять пресловутая форма довлеет над содержанием…
Подводя краткие итоги, хочется сказать, что автор не ставил себе целью неопровержимо доказать сой тезис, но будет рад, если кто-то посмотрит на рассмотренную проблему с его стороны и в своей голове подыщет более полное и развернутое доказательство.
Со всеми комментариями и замечаниями смело обращайтесь по адресам, указанным выше.