Эй, перец. Ты уже наверняка посетил этот фильм, который сотни людей называют «отстоем» и «грандиознейшим провалом». Не смотря на «провал», продолжение величайшего фильма 1999 года собрало 3 миллиона зелени в России – для оплота пиратства
это рекорд, результат более чем впечатляющий. Если принять среднюю цену билета в 3 доллара (100 рублей), то получается, что фильм посмотрело 1 миллион человек. Не слишком много для «отстоя»?
Таким ли провалом является вторая Матрица? Давайте поразмыслим реально – мы же нормальные пацаны и не полагаемся на чужое мнение. Особенно, когда это мнение строится лишь на поверхностном просмотре. Братья Ваховски создали шедевр. Споры о сюжете первого фильма были недолгими. Это было обусловлено логической завершенностью первой части. Завершенность сценария была лишь подстраховкой польских братков – они не думали, что фильм десять раз окупит себя. И потом, получив на создание продолжения много-много грязных зеленых бумажек, они смогли развернуться во всю ширь. И получился очень большой фильм, состоящий из двух частей. Фильм, главное отличие которого заключалось в том, что сюжетная линия стала очень тонкой – в фильме важно каждое слово, каждый взгляд. А когда в кинотеатре рядом с тобой сидит бычара со своей кобылой, оба жрут попкорн, запивают кока-колой и постоянно выходят «типа пописать» - ни о каком восприятии философской ткани фильма не может идти и речи.
Многие критики и рецензенты, посмотрев фильм, написали: «фильм состоит из трех эффектных сцен, связанных нудными монологами». Не знаю как кому, а для меня главная ценность фильма заключалась именно в этих «нудных» монологах. В них раскрывается весь сюжет, история Матрицы и человечества. Для тех, кто весь сеанс проржал над бородатыми анекдотами соседей, постараюсь восстановить канву фильма и дать несколько советов к просмотру.
Действие фильма начинается практически сразу после окончания первой части. Есть город «вне Матрицы» - Зеон. Там проживают папуасы. Есть Морфей со своей командой и 20 еще таких же команд. Есть совет старейшин. Который решает, каким курсом лежит дорога к светлому будущему. К городу прорывается 250,000 машин-убийц. Цель которых – уничтожить город. Единственное спасение города – в Нео. Очень важный сюжет – двое борцов пытаются сбежать из Матрицы, но удается это только одному. Во второго копирует самого себя агент Смит. И таким образом проникает в реальный мир. Цель агента Смита – уничтожить Нео. Если вы помните, то в первом фильме Смит убил Нео, но тот воскрес и убил Смита. Так вот, Смит тоже воскрес. Причем так же как и Нео он стал «выше» Матрицы. Обрел новые способности и больше не агент системы. Далее происходит убогая (во всех отношениях) сцена всеобщего собрания, выступление Морфея и дискотека. Секс Нео и Тринити не впечатляет. Сцена ужасно затянута (единственный косяк всего фильма). Далее Морфей и его команда отправляется к Оракулу. Зритель узнает новые подробности – пророк и прочие ключевые герои являются программами. Программы, вышедшие из под контроля системы, начинают жить в матрице по своим законам. Так вот, перетерев с Оракулом и узнав, что надо срочно искать кента по кличке Ключник, Нео встречается со Смитом. Начинается битва, причем Смитов – больше сотни, а Нео один. Махач оканчивается ничем, и Нео попросту сбегает (и правильно делает). Далее команда отправляется к кенту, у которого в застенках ключник сидит. Кент тоже является программой, как и Оракул. Только вот его женушка, Персефона, сдает сокровище муженька в отместку за измены мужа. Далее начинается самая длинная сцена (драки, погони, шоссе, призраки-близнецы-альбиносы и т.д.), которая заканчивается победой «наших». Ключника допрашивают и понимают – развязка близка. Этот кент отводит команду в здание, где находится «сердце» Матрицы. Однако и тут происходит не без накладок. Опять месиво, но самое главное то, что Нео попадает к создателю Матрицы. И начинается самый главный диалог фильма. Раскрывается сущность Матрицы. Здесь остановимся подробнее.
Все что я сейчас выскажу – лишь мои логические выкладки, построенные на основе просмотра трех вариантов переводов на русский язык этой сцены. Итак, первое и самое главное. Матрица – это лишь вторичность. Программа отладки, которая проходит эдакое тестирование. И смысл этой игры прост – есть избранный, он в конце концов попадает к создателю и система идет на перезагрузку. Но. Тут самое главное ухватить суть. Создатель не прямо, но косвенно говорит о вторичности Матрицы. А значит, реальность – есть первичная Матрица. То есть получилось вложение миров. Помните старинный фильм «13 этаж»? Посмотрите – там это гораздо проще расписано. Вкратце. Есть реальность. Ее никто в фильме не показывает. Далее есть Матрица. Это то, что Морфей и остальные считают реальностью. А вторая, вложенная Матрица – это Матрица для Морфея. Понятен смысл? На вторичность Матрицы указывает сцена, когда Нео останавливает рукой машины. Как пули в Матрице.
Нео отводится в фильме ключевая роль. Он не просто избранный. Он – единственный. Единственный, кто потихоньку осознает вторичность Матрицы и понимает, что борьба – бесцельна. Тут идут перекликания с Кастанедой и множеством мифов. Однако, фильм обрывается не посреди действия, как утверждают в рецензиях журналисты, а после вполне интересного эпизода. Город папуасов разрушен. Спаслись лишь капитаны кораблей. И один человек. Тот самый, в которого скопировал свою сущность агент Смит (помните эпизод в начале фильма?).
Таким образом путаница среди этих вложенных матриц, реальностью и виртуальностью вынуждает тех, кого интересует «чиста эффекты и махач» курить в сторонке. А тем, кому интересна подоплека и канва повествования закупать копии для домашнего просмотра. Ибо в кинотеатр надо идти уже «просвещенным», зная что да как и только для того, чтобы посмотреть фильм на большом экране. Не напрягаясь и не шипя на соседей, чтобы те чавкали поменьше, целовались потише и сексом дома занимались, а не в последнем ряду.
Последнее наставление. Братья, товарищи, господа и просто перцы! Когда приходите в кино – отключите мобилы, пожалуйста. Я понимаю, это шик, когда на экране та же мобила, что и у вас в руке. Но вы мешаете людям смотреть фильм. И если вас сюжет не интересует, то это не означает, что другим тоже пофигу. Давайте уважать друг друга.
PS. У кого какие предположения – что будет в третьей части?