Содержание статьи
Видел ли ты когда-нибудь сетевые ресурсы с заголовками вроде «Отличная диета Ксении Бородиной»? Или всевозможные тестирования, где после полсотни вопросов предлагается отправить SMS, чтобы получить результат? Как устроены эти разводки и почему они работают?
INFO
Существуют партнерские программы, обманывающие самих нечестных веб-мастеров. Впрочем, долго такие партнерки не живут.
Немного про СМС
Еще десяток лет назад ты и представить себе не мог, что покупки в интернете и различные услуги можно будет оплачивать с помощью обычных эсэмэсок. Потенциальный покупатель заходит на определенный сайт и, заинтересовавшись каким-либо товаром, расплачивается за него посредством обычной эсэмэски с определенным текстом, отправляя ее на указанный короткий номер (например, 1234). После того как покупатель отправил SMS, с его счета снимается определенная сумма, установленная владельцем сайта. В итоге все довольны и прыгают от счастья, ведь юзер быстро и удобно оплатил товар, а продавец так же быстро получил свои деньги. Эта современная система приема SMS-платежей называется SMS-биллингом.
Хотя оплата услуг и покупок в интернете с помощью кредитных карт практикуется всё чаще, этот способ пока не слишком популярен среди большей части населения и даже вызывает подозрения. Преимущества SMS-биллинга перед «стандартными» способами оплаты через электронные платежные системы (такие как WebMoney или Яндекс.Деньги) очевидны: покупателю не надо заморачиваться с предоставлением своих персональных данных (паспорт, почта и ответы на всякие каверзные вопросы) третьей стороне, а также возиться со всевозможными программами оплаты или их онлайн-аналогами. Оплата посредством SMS в этом плане сильно выигрывает. Но, конечно же, здесь присутствуют и свои недостатки, а именно бешеная комиссия, которую забирает компания, предоставляющая SMS-биллинг. Такая комиссия может достигать 50 % от стоимости товара или услуги, что, разумеется, многовато. Понятно, что продавцы вынуждены закладывать ее в конечную стоимость услуги (другими словами, комиссию всё равно оплачиваем мы).
SMS-биллинг подключают к всевозможными сайтам и сервисам, поэтому выбор услуг и товаров, которые сейчас можно оплатить простой эсэмэской, достаточно широк. Это могут быть как материальные товары (майки, кружки, ложки и т. д.), так и виртуальные товары и/или услуги (рингтоны, доступ к файлу, голоса на сайтах, консультации по каким-либо вопросам и т. д.). Установка биллинга также не представляет никаких сложностей для продавца товаров или услуг. Он должен выбрать компанию, которая предоставляет услуги SMS-биллинга, зарегистрировать свой ресурс и через web-интерфейс выбрать желаемые настройки биллинга. Впоследствии продавец будет только управлять своим счетом, не особо заботясь о технической стороне вопроса.
Хакер #158. Взломать Wi-Fi за 10 часов
Почему обманщиков трудно привлечь к ответственности?
Как ни странно, но тех, кто занимается разводом по СМС, очень трудно привлечь к ответственности. Почему, спросишь ты? Всё дело в тех самых примечаниях, которые маленькими буковками написаны на мошеннических сайтах. Ведь если эти примечания внимательно прочесть, можно увидеть, что в них черным по белому написано, сколько стоит СМС (на большинстве сайтов об этом пишут, да-да!) и как отказаться от надоедливой подписки, а также приведена полная информация о порядке предоставления услуг конечному пользователю. А раз информация приведена, значит, организаторы развода не виноваты. Ты же не подаешь в суд на изготовителей пищевых продуктов? А ведь на упаковках многих из них такими же маленькими буковками столько всего написано, что, если всё это прочитать, невольно окажешься в шоке.
Также стоит отметить, что многие такие сайты в принципе предоставляют пользователю конечный товар. Просто качество этого товара оставляет желать лучшего (например, если ты хочешь скачать фильм, то после оплаты через СМС тебе дадут ссылку на торренты, которую ты бы мог найти и сам, приложив определенные старания), но это уже дело десятое.
Всё это во многих случаях позволяет мошенникам избежать ответственности. Впрочем, вышесказанное не распространяется на сайты с псевдоподписками, являющимися обманом чистой воды, поскольку в обмен на них конечному пользователю абсолютно ничего не предоставляется.
«Темная» сторона оплаты
Любая монета имеет две стороны. То же самое касается и SMS-биллинга. Описанная выше схема оплаты является «светлой», ведь, используя ее, мы никоим образом не обманываем конечного пользователя. Но, помимо описанной выше схемы, есть и «темная» версия. Сразу скажу, что мы не являемся ее сторонниками и не советуем тебе прибегать к ней. В SMS-биллинге кроются определенные хитрости (которые, естественно, разрабатывались исключительно из соображений удобства для потребителя), что позволяет применить некоторые уловки. Если конкретнее, то они связаны с подписками и псевдоподписками.
Подписка представляет собой метод оплаты, схожий с обычной подпиской на что-либо в реальном мире (например, на твой любимый журнал). При этом ты оплачиваешь какой-то определенный срок (например, три дня) использования конкретной услуги, то есть заходишь на сайт, который предоставляет, например, консультации в какой-либо сфере, и вводишь там свой номер мобильного телефона. Далее на этот номер приходит SMS-сообщение с кодом, который ты вводишь на сайте. После этого со счета твоего мобильного телефона списываются средства (то есть происходит так называемый ребилл). Ребилл обычно происходит через 24 часа после того, как ты ввел тот самый код на сайте, предоставляющем услугу (также выделяют мгновенный ребилл, при котором средства списываются сразу же).
В чем тут подвох? Прежде всего в том, что ребилл может происходить каждый день до бесконечности, независимо от того, на какой срок ты изначально оформил подписку. Крайне неприятно терять рублей по 50 каждый день, не правда ли? Впрочем, чтобы отказаться от подписки, обычно необходимо отправить СМС с кодом на определенный номер (это СМС обычно также оказывается платным). На сайте, предоставляющем услугу, об этом написано маленькими буковками, которые без лупы так просто не разглядишь.
Псевдоподписка очень похожа на подписку. Разница в том, что в случае псевдоподписки тебе на телефон придет не код, а какой-нибудь вопрос, например, «голубое ли небо?». Если ты, считая себя суперумным, отправишь ответную SMS, то с твоего счета автоматически спишутся деньги, ведь такая эсэмэска будет означать только лишь то, что ты согласен получать мошеннические услуги. Таким образом, серия сообщений «„Голубое ли небо?“ — „Да“» равнозначна серии «„Не желаете ли оформить подписку?“ — „Да“». Как правило, человек замечает подвох лишь после того, как баланс счета его телефона становится отрицательным.
Приманка
Конечно, вышеописанная схема крайне наивна и корява, но что заставляет людей вестись на нее? Почему они готовы расстаться со своими кровными? Я опишу тебе две вполне жизненных ситуации, и ты сразу всё поймешь.
Итак, ситуация № 1. Ваня сидел за компьютером, и ему на секунду показалось, что он стал немного хуже видеть (такое бывает, если долго пялиться в одну точку, например, в монитор). Испугавшись таких изменений со зрением, он тут же завалился в поисковик и набрал там «проверить зрение онлайн». Почему «онлайн»? Потому, что Ваню «прижало»: ему хотелось быстро узнать результат, а не ждать приема у квалифицированного специалиста. Конечно, Ваня испугался, а у страха, как известно, глаза велики. Ваня ткнул первую же ссылку, которую выплюнул поисковик, и — о чудо! — это оказалось именно то, что нужно: сайт «Проверка зрения через интернет».
Он, естественно, был очень хорошо оформлен и, что самое главное, предлагал проверить зрение уже сейчас! Ваня быстро нажал «Пройти проверку» и ответил на вопросы анкеты, которые якобы должны были выявить, что же всё-таки случилось с его глазами. Когда Ваня ответил на все вопросы, сайт сообщил ему, что постановка диагноза, вообще-то, платная, но стоит недорого и что для его получения необходимо ввести свой номер мобильного телефона в специальную формочку. На этот номер придет СМС с кодом, который Ваня должен ввести в другую формочку, после чего — вуаля! — диагноз окажется у него на руках (welcome back, подписки!). Ваня проделал эти нехитрые действия и получил советы типа «всё OK, поешь морковки, и всё пройдет». При этом со счета мобильного телефона Вани начали ежедневно списываться средства.
Ситуация №2. Алена бродила по просторам интернета в поисках новой модной музыки и на одном музыкальном сайте наткнулась на объявление о том, что ведущие диетологи страны раскрыли тайную диету Ксении Бородиной, позволяющую есть сколько угодно и вообще не толстеть.
Позабыв об элементарных законах обмена веществ, Алена решила перейти по объявлению и посмотреть, что же там за диета такая? Тем более она давно хотела похудеть, поскольку, как и большинство девушек, считала себя невероятно толстой. А тут такой шанс — диета самой Ксюши Бородиной! После перехода по объявлению Алена попала на сайт, весь усыпанный фотографиями Ксюхи и заманчивыми обещаниями типа «благодаря этой диете вы похудеете за два дня, лежа на диване». Алена нашла большую кнопку «Получить диету» и нажала на нее. Сайт сообщил, что ей надо ответить на простой вопрос с помощью СМС.
Алена ввела свой номер в специальную формочку и получила сообщение типа: «Хочешь ли ты похудеть? Ответ на это СМС будет стоить 100 рублей». Конечно же, Алена ответила «да», после чего с ее мобильника списались средства, но никакой мегаубойной диеты она не получила.
Рассмотрев эти две ситуации, можно понять, что пользователей разводят прежде всего на желании получить какой-то товар или услугу как можно быстрее, а также на страхе, любопытстве (что там за супердиета?) и других человеческих слабостях. Дело во многом и в психологии — если человеку предложить что-то привлекательное, нужное и заслуживающее внимания, то он может заинтересоваться этим, несмотря на то что подвох практически очевиден. Примерно по таким же принципам работают и некоторые продавцы в реале, которые предлагают купить обычные пустышки, выдавая их за реликвии.
Бородина реально похудела?
Я не случайно упомянул про лохотрон «Отличная диета Ксении Бородиной» и ее многочисленные клоны, тянущие деньги с наивных пользователей. С ним связана одна небольшая история.
Однажды Ксюша то ли всё-таки сама увидела в интернете сайты про собственную диету, которую она якобы хранит в яйце у зайца, то ли от кого-то узнала про них. Суть в том, что она решила подать в суд на многочисленных злоумышленников. Адвокаты подсчитали ущерб, который нанесло Ксении всё это безобразие (правда, не огласили сумму), а впоследствии установили IP-адреса злоумышленников и направили запрос в отдел «К», чтобы нещадно покарать всех организаторов подобных махинаций.
В этом случае у Ксюхи были все основания завести иск — ведь ее имя использовалось для обмана конечных пользователей, которые велись на раскрученность ведущей. Чем всё это закончилось, история, к сожалению, умалчивает, но, думаю, хотя бы несколько «диетологов» уже испытывают эти диеты в местах не столь отдаленных, поэтому не вздумай повторять их ошибок!
Взгляд изнутри
Провернуть такую аферу один человек зачастую просто не в состоянии. Всё дело в раскрутке мошеннического ресурса, ведь нужно, чтобы о нем узнали широкие массы. Именно поэтому в случаях, подобных описанным, зачастую используется одна и та же схема.
Итак, существуют платники — уже разработанные мошеннические сайты определенной тематики (та же диета). Платники можно найти через партнерские программы. Они предлагают SEO-мастерам определенный процент с прибыли. SEO-мастер раскручивает определенный платник и получает свой процент с каждой отправленной эсэмэски. Всё просто! Мастер находит партнерскую программу, выбирает платник, который он будет продвигать, устанавливает цены подписок и псевдоподписок и начинает его продвигать. Обычно реферальная ссылка на платник выглядит примерно следующим образом: http://loh.ru/?pid=15991&subid=25483.
Мастер сам решает, как продвигать платник. Зачастую в ход идут обычные дорвеи, то есть сайты, которые не несут какой-либо ценности для пользователя, а всего лишь перенаправляют его на мошеннический сайт. В этом случае мастер ищет ключевые слова, которыми можно напичкать дорвей, ищет текст, генерирует дорвей с помощью доргена (этот процесс более подробно описывался в одном из прошлых номеров ][), продвигает дорвей и получает свой процент.
Top-3 партнерских программ для лохотронщиков
- Jinconvert.ru - одна из самых распространенных партнерских программ. Каких платников тут только нет: и всевозможные гадания, и диеты, и даже платники, которые рассказывают о том, как правильно общаться с представителями закона. В общем, гуляй — не хочу! Принимается как наш трафик, так и зарубежный, есть реферальная система, предлагающая 5 % от доходов привлеченного веб-мастера.
- Loadpays.ru — также распространенная партнерская программа, которая специализируется на подтасовывании сайтов, предлагающих скачать что-либо. Обычно конечному пользователю в результате дается ссылка на паблик-торрент или на файлообменник. Файловый трафик пользуется большим спросом, так как полно народа хочет на халяву разжиться свежим фильмом или программой.
- Convert-plus.ru (ныне info-center.cc) — партнерка, которая также специализируется на всевозможных гаданиях, тестах совместимости и прочих подобных вещах. Принимает преимущественно русский трафик.
Что в итоге?
Теперь ты знаешь, как разные недобросовестные личности разводят не очень дальновидных пользователей на СМС. Самый банальный совет — не ведись на сладкие предложения на очередном ярко раскрашенном сайте. Помни, что всевозможные тесты, диеты, фильмы, гадания и т. п. при большом желании вполне можно найти и в паблике. И уж тем более не рекомендую тебе заниматься продвижением таких мошеннических сайтов (к чему это может привести, читай на соответствующей врезке). Помни, что любой обман может вернуться к тебе бумерангом!