Содержание статьи
Большинство программистов, разрабатывающих для Android, хотя бы слышали о системе автоматической сборки Gradle. При этом, по моим наблюдениям, лишь немногие из использующих эту систему кодеров уделяют достаточно времени, чтобы как следует изучить ее возможности :). Самая частая причина звучит так: «Да ладно, это ж просто скрипт сборки, у меня есть задачи поважнее».
А ведь на самом деле Gradle может быть очень полезен как для простой настройки сборки, так и для решения весьма нестандартных задач! Об этом и пойдет речь сегодня.
Android Gradle plugin
Gradle сам по себе ничего не знает о том, как билдить Android-проект, в этом ему помогает плагин, который разрабатывается вместе с Android SDK. Если ты только недавно начал осваивать программирование под Android, то мог и не заметить, что в главном сборочном скрипте build.gradle
студия самостоятельно добавляет зависимость от этого плагина.
buildscript {
repositories {
jcenter()
}
dependencies {
// Android Gradle plugin добавляется здесь
classpath 'com.android.tools.build:gradle:2.1.3'
}
}
А в скрипте твоего основного модуля этот плагин автоматически подключается строчкой apply plugin: 'com.android.application'
. Именно поэтому у тебя в скрипте есть секция android { ... }
, в которой ты указываешь версию Build Tools, версии SDK для сборки и прочее.
Перед тем как мы попытаемся глубже разобраться в работе самого Gradle, я покажу тебе несколько полезных вещей, которые умеет делать этот плагин и о которых ты мог не знать.
Добавляем свои поля в BuildConfig
BuildConfig — это автоматически генерируемый при сборке класс, который содержит только константы. Этот класс генерируется отдельно для каждого модуля в твоем проекте и по умолчанию включает в себя информацию об ID приложения, версии, типе сборки.
// Типичный BuildConfig
public final class BuildConfig {
public static final boolean DEBUG = Boolean.parseBoolean("true");
public static final String APPLICATION_ID = "ru.ingos.ingosview";
public static final int VERSION_CODE = 37;
public static final String VERSION_NAME = "2.9-offline";
}
Редактирование вручную этого файла бесполезно, так как он все равно перезатрется новыми данными при сборке. Зато Android-плагин может добавлять в него те поля, которые ты скажешь.
android {
defaultConfig {
applicationId "example.myawesomeapp"
minSdkVersion 16
targetSdkVersion 24
versionCode 1
versionName "MyApp-v1.0"
buildConfigField "String", "SERVER", '"https://my-server.example"'
buildConfigField "long", "TIMEOUT ", "${1000 * 60 * 5}" // 5 минут
}
// Прочее
}
Первый параметр — тип константы, второй — имя, третий — значение, все просто. Заметь, что значение поля TIMEOUT
вычисляется на этапе сборки и в BuildConfig попадет уже как число 300 000. Теперь ты можешь конфигурировать свой любимый HTTP-клиент, просто ссылаясь на константы в BuildConfig.
// Пример использования BuildConfig
OkHttpClient okHttpClient = new OkHttpClient();
okHttpClient.setConnectTimeout(BuildConfig.TIMEOUT, TimeUnit.MILLISECONDS);
okHttpClient.newCall(new Request.Builder().url(BuildConfig.SERVER).build());
Добавляем свои данные в ресурсы
Принцип точно такой же, что и с BuildConfig, но позволяет добавлять значения в файл ресурсов. Но зачем добавлять ресурс из конфига, если проще это сделать, как обычно, в XML-файле? Просто потому, что в скрипте, так же как и в случае с BuildConfig.TIMEOUT, значение ресурса можно вычислить. Например, сохранить дату сборки:
resValue "string", "BUILD_TIME", "${System.currentTimeSeconds()}"
Gradle создаст специальный файл generated.xml примерно такого содержания (только, разумеется, с правильными угловыми скобочками):
[?xml version="1.0" encoding="utf-8"?]
[resources]
[!-- Automatically generated file. DO NOT MODIFY --]
[!-- Values from default config. --]
[string name="BUILD_TIME" translatable="false"]1471574224[/string]
[/resources]
И пусть тебя не смущает, что мы храним время в формате String. К сожалению, Android SDK не умеет хранить в ресурсах long, а в 32-битный integer время не влезет.
Создаем разные варианты сборки
Пожалуй, уже все Android-программисты знают о существовании встроенных типов сборок debug
и release
. Чуть меньше — о том, что можно создавать свои типы сборок. Еще меньше тех, кто дополнительно применяет productFlavors
. Но давай по порядку.
...Все Android-программисты знают о существовании встроенных типов сборок
debug
и release
. Чуть меньше — о том, что можно создавать свои типы сборок. Еще меньше тех, кто дополнительно применяет productFlavors
Мы используем build types, чтобы иметь возможность собирать приложение с существенными отличиями. Эти отличия обычно связаны с тем, как мы собираем приложение: для отладки или для релиза, с обфускацией кода или без, каким сертификатом оно будет подписано.
buildTypes {
release {
minifyEnabled true // Включаем обфускацию
proguardFiles getDefaultProguardFile('proguard-android.txt'), 'proguard-all.txt'
signingConfig signingConfigs.release // Указываем релизный конфиг для подписывания
}
debug {
minifyEnabled false // Отключаем обфускацию
signingConfig signingConfigs.debug // Указываем отладочный конфиг для подписывания
}
qa {
minifyEnabled false // Отключаем обфускацию
signingConfig signingConfigs.debug // Указываем отладочный конфиг для подписывания
testCoverageEnabled true // Включаем анализ покрытия тестами
}
}
Чтобы собрать нужный тип, выполняем команду gradle assemble<ИмяТипаСборки>
, например gradle assembleDebug
или gradle assembleQa
.
INFO
Есть два пути настройки Gradle. Ты можешь установить его на машину самостоятельно или использовать Gradle Wrapper внутри проекта. В первом случае Gradle будет доступен тебе глобально через команду gradle из консоли. Во втором случае сборку можно запускать через специальную программу-обертку — gradlew. Второй способ предпочтительнее, так как может работать с любой версией Gradle без переустановки. Тем более что при создании проекта в Android Studio этот способ работает по умолчанию. Подробнее о Gradle Wrapper ты можешь почитать по ссылке.
Product flavors дополняют build types и вносят еще один уровень гибкости в настройку сборки. Используй их, когда нужно, скажем так, не глобально изменить приложение, — это могут быть брендинг (иконки, цвета, тексты), окружение (адрес сервера, платформа, trial- или pro-версии).
productFlavors {
trial {
versionName "MyAwesomeApp-trial"
buildConfigField "String", "SERVER", '"https://trial.my-server.example"'
}
pro {
versionName "MyAwesomeApp-pro"
buildConfigField "String", "SERVER", '"https://pro.my-server.example"'
}
}
Build type и product flavor в сумме дают так называемый итоговый Build Variant, собрать который можно по схеме gradle assemble<ИмяПродукта><ИмяТипаСборки>
. Если ты хочешь запустить эти сборки не из консоли, а из студии, открой вкладку Build Variants и выбери то, что тебе нужно, из списка, как на рис. 1.
gradlew assembleTrialRelease
gradlew assembleProDebug
gradlew assembleProQa
Каждая из секций buildTypes
и productFlavors {...}
может иметь свои buildConfigField {...}
, resValue
, versionName
и другие параметры, которые будут приоритетнее, чем те, что объявлены в defaultConfig {...}
.
Настраиваем информацию о приложении
Имея несколько вариантов сборок, ты точно захочешь их идентифицировать или различать после установки. Как раз для этого у Android-плагина есть парочка параметров — applicationIdSuffix
и versionNameSuffix
, которые добавляют к существующему ID приложения и к существующей версии то, что ты пожелаешь.
android {
defaultConfig {
versionName "MyAwesomeApp"
applicationId "example.myawesomeapp"
}
buildTypes {
release {
applicationIdSuffix ".release"
}
debug {
applicationIdSuffix ".debug"
}
}
productFlavors {
trial {
versionNameSuffix "-trial"
}
pro {
versionNameSuffix "-pro"
}
}
}
С таким конфигом команда gradle assembleTrialRelease
соберет тебе приложение с applicationId="example.myawesomeapp.release" и названием версии MyAwesomeApp-trial.
Заканчивая тему с Android-плагином для Gradle, нужно сказать, что это только часть его возможностей. Плагин постоянно развивается и приобретает новые фичи. На сайте tools.android.com есть подробный гайд по его использованию.
Gradle DSL
А теперь давай попробуем разобраться, почему конфигурация сборки в Gradle называется скриптом, из чего состоит этот скрипт и почему он выглядит так, как выглядит. Gradle часто называют объединением систем сборки Ant и Maven.
С одной стороны, Gradle, как и Maven, обеспечивает декларативный подход к сборке, когда программист лишь объявляет нужные значения и параметры, а система сама знает, как сделать всю остальную работу самостоятельно. Именно этим мы занимались в предыдущей части.
С другой стороны, Gradle, как и Ant, умеет выполнять команды, но пишутся они не в XML-файле, а уже с помощью Gradle DSL (domain-specific programming language), написанном на Groovy. В мире Gradle эти команды называются Tasks (задачи). Задачи можно делать зависимыми от других задач и таким образом строить граф их выполнения. По сути, цепочка задач и установленные параметры и есть скрипт сборки приложения.
В прошлой части статьи, когда мы выполняли команды вроде gradle assembleRelease
, на самом деле мы запускали уже готовую одноименную задачу. Она не взялась из ниоткуда, ее нам подготовил Android-плагин. Ты всегда можешь посмотреть список доступных команд, выполнив gradle tasks
. Попробуй, и ты увидишь, как много задач тебе уже предоставлено.
Стандартные команды ты можешь изучить, запуская их с помощью gradle help
или gradle install
. А как насчет собственных задач? Легко — давай же скорее напишем Hello Gradle!
task hello {
doLast {
println 'Hello world!'
}
}
Добавь эту задачу в свой build-скрипт, и ты сможешь запустить ее gradle hello
. Она появится также в списке задач (gradle tasks
) в разделе Other tasks. Если ты знаком с Groovy, ты сразу заметишь, что тело задачи — это просто замыкание (closure) с кодом, печатающим слова. Вся мощь Gradle и заключается в том, что в теле задачи можно писать Groovy-код, а значит, можно создавать задачи, делающие что угодно, если это можно уложить в программный код.
Прежде чем мы напишем что-то действительно полезное, давай я тебе покажу еще пару примеров манипулирования задачами.
Пример 1: добавляем зависимости к задаче
task hello << {
println 'Hello '
}
task world << {
println 'world'
}
task greetings (dependsOn: [hello, world])
Мы написали две задачи, печатающие отдельно слова Hello и world. Операция << эквивалентна вызову doLast{...}
и используется для краткости записи. Последняя задача greetings принимает в качестве зависимости массив других задач. Если запустить ее, то она самостоятельно запустит все задачи, от которых зависит.
gradle greetings
:app:hello
Hello
:app:world
world
:app:greetings
Есть еще один вариант установки зависимостей:
greetings.dependsOn(hello)
greetings.dependsOn(world)
Этот способ работает, потому что задачи в Gradle — это объекты, у них есть методы, их можно передавать в качестве параметра в функции.
Пример 2: динамическое создание задач
Подобно тому, как Android-плагин автоматически генерирует задачи под твои build types и product flavors, ты сам можешь генерировать свои задачи.
5.times { counter ->
task "task$counter" << {
println "I'm task number $counter"
}
}
Такой скрипт создаст тебе пять задач с именами task0, tasl1 и так далее.
Практика
ОK, ближе к делу, давай напишем что-нибудь полезное. Многие проекты состоят не только из одного основного модуля app, но и из нескольких вспомогательных, каждый из которых имеет свой скрипт build.gradle со своими настройками. При обновлении Android SDK становится утомительно обновлять каждый из скриптов отдельно и редактировать в них compileSdkVersion, buildToolsVersion, targetSdkVersion... Зато можно написать задачу, которая сделает это самостоятельно. Открой скрипт build.gradle в корне своего проекта, найди в нем секцию allprojects {...}
и добавь такой код:
allprojects {
subprojects { subproject ->
afterEvaluate {
if ((subproject.plugins.hasPlugin('android') || subproject.plugins.hasPlugin('android-library'))) {
android {
compileSdkVersion 24
buildToolsVersion '23.0.3'
defaultConfig {
targetSdkVersion 24
}
}
}
}
}
// Прочее
}
У Gradle API есть метод subprojects
, который принимает на вход замыкание и вызывает его для каждого подмодуля в проекте. В теле функции-замыкания мы проверяем, относится ли модуль к Android, и, если да, заменяем все, что относится к версии Build Tools и версии SDK.
Следующая задача посложнее: автоматизировать подстановку версии приложения (versionCode и versionName). Давай представим, что в проекте используется Git, каждый релиз помечается соответствующим тегом в формате release2.3.4. Тогда в качестве versionName можно будет брать имя самого свежего тега, а versionCode будет равняться количеству этих тегов. В качестве бонуса сгенерируем файл с историей релизов.
Для начала нужно написать функцию, вытаскивающую с Git всю нужную информацию.
def getGitTags(){
ByteArrayOutputStream stdOut = new ByteArrayOutputStream()
exec {
commandLine 'git', 'for-each-ref', '--sort=authordate', '--format', '%(refname:short)-%(contents:subject)', 'refs/tags/release*'
standardOutput = stdOut
}
return stdOut.toString().trim().split("\n")
}
Суть функции в том, что она выполняет консольную команду git for-each-ref
, доставая все теги, начинающиеся с release, в формате ИмяТега-СообщениеТега и возвращает их списком строк. Получается что-то вроде:
release2.1.2-Improvements
release2.2.45-New features
release2.3.4-Hot fix
Реальное значение зависит, конечно, от того, что на самом деле лежит в Git проекта. Эту функцию мы можем использовать в секции android, чтобы заполнить значения versionCode и versionName:
android {
def gitTags = getGitTags()
defaultConfig {
versionCode gitTags.size() // Номер версии = количество релизов
versionName gitTags.last().split('-')[0] // Название версии — первая часть до дефиса в названии тега
}
}
Автоподстановку версии мы настроили. Осталось записать список релизов в файл. Сделаем для этого новую задачу:
task printVersions << {
def list = getGitTags().join("\n")
new File("history.txt").withWriter{ it << list}
}
Так как Groovy — это дополнение к Java, у тебя в распоряжении весь стандартный Java API. Здесь, например, нам пригодился стандартный Java-класс File. Чтобы генерировать этот файл не вручную, а вместе с билдом, подцепим нашу задачу к какой-нибудь из уже имеющихся, например к preBuild:
preBuild.dependsOn('printVersions')
Итого
Мы посмотрели на штатные возможности Android-плагина для Gradle, немного поковыряли Gradle API, поучились писать свои задачи. Разумеется, все это только верхушка айсберга. Вокруг Gradle уже сформировалось большое комьюнити, и оно развивает и создает свои плагины: для деплоя, для тестирования, для статистики и кучу других, которые могут сделать твою жизнь лучше. А если ты не найдешь то, что тебе нужно, то ты сможешь написать свой плагин или задачу. Успехов!
WWW
Несколько ресурсов с подборкой полезных Gradle-плагинов:
Android Arsenal
Best gradle plugins for Android dev
Essential Gradle Plugins for Android Development
Видео доклада о внутреннем устройстве Gradle (на английском):
Gradle under the hood (Dawid Kublik)