В Fuchsia все приложения написаны на языке Dart, разработанном в недрах Google в качестве современной и высокопроизводительной замены JavaScript. Google развивает Dart с 2011 года и неустанно ищет ему применение, в том числе в рамках браузера Dartium (специальной сборки Chromium с поддержкой Dart), компилятора Dart в JavaScript. С недавнего времени компания предлагает использовать Dart для мобильной разработки с помощью фреймворка Flutter, позволяющего собрать приложение с интерфейсом в стиле Material Design, одновременно для Android и iOS.
Именно при помощи Flutter в Fuchsia создан пользовательский интерфейс Armadillo. И это на 100% телефонный интерфейс, с оптимизацией под вертикальные экраны, панелью быстрых настроек и вертикальным скроллингом рабочего стола. А так как Armadillo написан на Dart и Flutter, то и запустить его можно уже сегодня. Энтузиасты подготовили сборку Armadillo в виде APK, который можно установить на любой гуглофон.
Просто запусти приложение, и тебе откроется будущее мобильных интерфейсов, каким его видят разработчики Fuchsia. В центре находится юзерпик текущего пользователя, время, местоположение и иконка батареи. Если нажать на юзерпик, откроется окно быстрых настроек, знакомое любому юзеру Android. Кнопки работают, ползунки двигаются, но ни на что не влияют. Пункты Log out и More не работают вообще.
Рабочий стол и панель быстрых настроек Armadillo |
Интереснее становится, если промотать экран вниз: там ты увидишь большое количество карточек-заглушек. Каждая из них при тапе разворачивается на полный экран. Обрати внимание, что в этот момент внизу появляется точка, а также информация о времени и состоянии батареи. Другими словами, интерфейс динамический, и привычных строки состояния и панели навигации в нем нет. Когда надо, они появляются, когда нет — исчезают. Сама точка — это, разумеется, кнопка «Домой», она же, при удержании, открывает панель быстрых настроек.
Необычно, интересно, но пока довольно стандартно. Настоящие чудеса начинают происходить, если попытаться объединить карточки, положив одну на другую. В этом случае у тебя появится два варианта: либо разделить окно на два, либо открыть два окна на полный экран, но с созданием строки табов в верхней части экрана. Причем добавлять приложения и дробить экран можно практически неограниченное количество (пока Armadillo не упадет).
Открытое на полный экран окно и режим разделения экрана |
В нижней части главного экрана находится нечто вроде окна Google Now, с помощью которого можно выполнять поиск, тап по карточке откроет окно на полный экран.
Местный Google Now и клавиатура |
Судя по всему, задача интерфейса Armadillo — унифицировать все информационные потоки, такие как уведомления, виджеты, карточки Google Now, окна приложений и переключатель между окнами, в рамках единой концепции (и устранить сегодняшний разброд).
Легко заметить, что весь интерфейс Armadillo, по сути, построен вокруг двух элементов: карточки и окна. Скорее всего, уведомления будут появляться на экране в виде таких карточек, а сами карточки будут одновременно играть роль уведомлений, виджетов и миниатюр запущенного приложения.
Например, запускаешь Telegram, сворачиваешь его в карточку (которая отображает пару последних сообщений, например). Постепенно, когда приходят уведомления от других приложений, пользователь открывает новые приложения и совершает другие действия, карточка «Телеграма» смещается вверх, но, как только в Telegram приходит уведомление, она вновь становится первой (или последней, как посмотреть) и обновляет свое содержимое. Смахиваешь карточку, чтобы закрыть Telegram, или ничего не делаешь, она сама уйдет вверх.
Это, конечно, только мои домыслы, но идея выглядит более чем здравой, а ее правильная реализация действительно будет очень удобна. Идея сворачивающихся в виджет приложений уже была успешно опробована и доказала свое удобство в BlackBerry 10 и Sailfish OS. А если ее объединить с уведомлениями, то будет совсем красота — единый интерфейс управления всем.
Для чего это все?
Окей, Google действительно разрабатывает новую операционку для смартфонов и настольных ПК (да, Armadillo может масштабироваться на большой экран, формируя интерфейс в стиле фреймового менеджера окон). Даже в виде концепта все это выглядит круто. Но зачем?
Неужели Google действительно собирается отказаться от Android, огромной базы юзеров и вендоров ради операционки, будущее которой туманно? На этот вопрос есть два ответа.
Первый. В недрах Google постоянно появляется и исчезает огромное количество экспериментальных проектов, из них некоторые успешно внедряются (недавний пример: движок Google Translate на базе нейронной сети), а другие так и не выходят из стадии альфы. Существование Fuchsia вполне вписывается в эту модель: найдем применение в телефонах — отлично, не найдем — попробуем в другом месте. Не зря же Fuchsia может масштабироваться от крохотной системы для микроконтроллеров до мощных рабочих станций.
Второй. Google смотрит в будущее на многие годы вперед. Fuchsia может стать системой, которая не заменит Android в одночасье, а будет постепенно вытеснять его с рынка.
Включив фантазию, можно придумать примерно такой сценарий: Google развивает Fuchsia, заканчивает графический интерфейс, создает базовый набор приложений и выкидывает дешевые смартфоны на ее основе куда-нибудь в Индию по цене 50 долларов за штуку.
Постепенно выходят новые смартфоны с новой версией Fuchsia. База приложений пополняется благодаря Flutter, разработчики уже начали использовать его для создания кросс-платформенного софта для Android и iOS.
В Fuchsia появляется режим совместимости с приложениями Android (перенести среду исполнения Android, как известно, можно даже в BlackBerry 10, которая ни разу не на ядре Linux), а значит, огромное количество готового софта.
Независимые разработчики начинают присматриваться к новой операционке и писать для нее софт с целью состричь купонов, если операционка выстрелит. Google проводит конкурсы на звание лучшего приложения в той или иной области с крупными денежными призами.
Fuchsia матереет, набирается функциональности, компании начинают осторожно выпускать смартфоны на ее основе. Количество нативных приложений растет. Появляются функции для корпоративных пользователей.
Новую операционку уже не критикуют, а хвалят. С ее помощью Google решила многие проблемы Android: обновления приходят от самой Google своевременно, дыр в системе совсем немного, Fuchsia работает невероятно плавно (графический стек Fuchsia основан на Vulcan, а Flutter может рендерить картинку со скоростью 120 кадров в секунду).
Все больше вендоров выпускают смартфоны на базе Fuchsia, включая флагманские модели. Магазин нативных приложений уже насчитывает 100 тысяч тайтлов, рубрика Coding в журнале «Хакер» на треть состоит из статей про написание приложений для Fuchsia.
Компания Samsung сообщает, что ее Galaxy S16 будет основан на Fuchsia. Android объявляется мертвым.
Звучит бредово? Возможно, но примерно такой путь прошел Android, перед тем как стал самой популярной ОС в мире.