Содержание статьи
- Физиологическая подоплека
- Зрительные иллюзии
- Почему так происходит?
- Слуховые иллюзии
- Когнитивные (психологические) иллюзии
- Поведенческие
- Основанные на вере и вероятностях
- Иллюзии памяти
- Временные
- Плацебо и ноцебо
- Психогенная пурпура
- Религиозные стигматы
- Фантомная боль
- Вариации на тему чувствительности
- Стокгольмский синдром
- Внушение. Эксперименты Подъяпольского
- Заканчиваем галлюцинировать
- Синестезия, или как увидеть оранжево-треугольную музыку
- Тест Люшера
- Фрейд об иллюзиях
Зачастую все не так, как кажется… или ностальгия по статьям Криса Касперски.
Даже будучи самым трезвым и проницательным циником с невероятно высоким IQ, ты никогда не сможешь воспринимать реальность на 100% объективно. Хочешь знать, почему?
Что мы знаем об иллюзиях, кроме того, что они являются субъективными и вставляют чуть меньше, чем галлюцинации? Да практически ничего. А что мы будем считать иллюзией? Нечто, что не соответствует реальному положению вещей, частично или полностью.
И в этом разрезе почти все можно считать иллюзией, так как даже трехмерные объекты воспринимаются только со своего угла зрения, и то, что шар — это шар, а не плоский круг, мы домысливаем уже сами, исходя из опыта осязания и расположения теней.
Физиологическая подоплека
В одной из прошлых статей мы говорили о том, что наш мозг работает не на 100%, а где-то на 7-10%, чтобы не переистощаться. Иллюзии — это как раз адаптационная функция мозга, реализуемая через органы чувств, которые воспринимают не все подряд, а только то, что нужно для выживания. Причем «выживать» нам приходится во многих направлениях, о которых сейчас поговорим подробнее.
Зрительные иллюзии
Наши глаза подобно сканерам совершают считывающие движения и передают информацию в мозг. Мозг на основе этих данных строит целостную картинку, исходя из уже имеющегося опыта. Не всегда можно разглядеть все подробности видимого изображения, поэтому мозг сам дорисовывает недостающие детали, а иногда и вообще дополняет такими, которых нет в помине, но очень хочется увидеть.
Классический пример — «Дельфины или…», где взрослый человек увидит обнаженных людей, а маленький ребенок — дельфинчиков, ведь другого опыта у него нет, так что его мозг сведет изображение к знакомому образу. Зрительные иллюзии вызваны механизмами, которые отвечают за постоянство видимых форм и размеров. Существуют различные виды иллюзий:
- физиологические — например, распространение возбуждения по сетчатке, которая отвечает за восприятие светлых предметов на темном фоне как более крупных, чем таких же черных на светлом фоне;
- вертикальные линии кажутся длиннее, чем горизонтальные такой же длины;
- иллюзия контраста (иллюзия Эббингауза), при которой один и тот же предмет воспринимается как более крупный среди маленьких фоновых предметов и как более мелкий — среди больших;
- иллюзия Мюллера-Лайера, когда одинаковые по размеру фигуры воспринимаются как различные в зависимости от их завершения;
- иллюзия Цельнера — хитрый вид штриховки, когда параллельные линии кажутся не параллельными;
- автокинетическая иллюзия (см. рисунок) — наши любимые кружочки и полосочки, которые якобы вращаются, куда-то едут или вибрируют (если понаблюдать, то иллюзия чаще всего достигается за счет затемнения и высвечивания мелких частиц рисунка, причем «движение» происходит в затемненную сторону);
- иллюзию движения неподвижных объектов, находящихся в разных точках пространства, используют при создании мультфильмов.
Почему так происходит?
Органы восприятия и мозг не могут одновременно принять, обработать и запомнить все признаки воспринимаемого объекта, поэтому довольствуются только самыми ключевыми, на основе которых строят целостную картину.
И она отличается от реальной именно разницей тех самых недовоспринятых деталей. Более того, в разных контекстах набор воспринятых сигналов может интерпретироваться также по-разному.
Слуховые иллюзии
Практически любой звук, поступающий извне и улавливаемый слуховыми рецепторами, мы стараемся соотнести с каким-либо источником, причем чаще всего используем для этого уже полученный ранее опыт. Более того, первичным в этом соотношении является предполагаемое расстояние, на котором находится источник. В итоге неконкретный шум часто воспринимается как разговор или музыка где-то вдали, а, наоборот, сильный шум на далеком расстоянии может казаться шорохом вблизи. Интересную слуховую иллюзию описывает давно гуляющий по Сети «баян» — рассказ ученого Вильяма Джемса о том, как он перепутал храп своей комнатной собачки с шагами на чердаке: близкий тихий звук воспринимается как отдаленный громкий, а ассоциации и опыт помогают дорисовать воображаемую картину.
И, наверное, наиболее известная и популярная с самого детства слуховая иллюзия — раковина возле уха: трансформированный звук окружающей среды (грохот машин, разговоры людей, порывы ветра) после обработки ракушкой звучат как шум морского прибоя.
Еще одна особенность наших ушей: мы легко можем различить, слева или справа, снизу или сверху поступает звук, но испытываем большие трудности в локализации, если он прозвучит спереди или сзади. Почему так происходит, догадаться нетрудно.
Эту ошибку восприятия исправил Хьюго Зукарелли — создатель холофонической звуковой технологии (goo.gl/iuzQL). Ты пропустил многое, если до сих пор не слышал такие записи (обычно они слушаются в хороших наушниках и с закрытыми глазами). Звук поступает таким образом, что ты чувствуешь его передвижение в разных направлениях: у тебя над головой шелестит газета, парикмахер чикает ножницами, вокруг головы летает тарахтящий коробок со спичками…
Когнитивные (психологические) иллюзии
Этот вид иллюзий строится на шаблонах и ошибках мышления, которые часто случаются при участии эффекта заражения (мы о нем когда-то говорили), а иногда играют адаптивную функцию — человеку не приходится долго думать, взвешивать и принимать решения, все происходит быстро и на автомате: глюкануло, и готово. А порой срабатывает аналогия — если конкретное поведение было эффективным при одних условиях, то жертва иллюзий считает, что оно будет таким же и при других. И, кажется, никто из нас от этого не застрахован. Итак, какими бывают когнитивные иллюзии?
Поведенческие
- Эффект повального увлечения — стадный эффект, о нем ты уже знаешь.
- Систематическая ошибка подтверждения — все факты интерпретируются так, чтобы подтвердить имеющееся ранее мнение («все мужики — козлы!», при этом внимание обращается именно на такой тип мужчин).
- Эффект вклада — человек хочет продать что-то дороже, чем сам готов заплатить за такой же товар.
- Переоценка воздействия – «Ой, я точно не переживу этот экзамен!».
Принцип «У страха глаза велики»: пугает не сам экзамен, а неизвестность, которая ждет впереди — даже если бы ты заранее знал, что экзамен закончится провалом, уровень страха был бы в разы ниже. Поэтому психологи рекомендуют перед каким-нибудь «неизвестно страшным» событием наперед проиграть все возможные варианты (кстати, этим способом не гнушались великие полководцы).
- Эффект знакомства — человек выражает необоснованную благосклонность к другому только потому, что он с ним знаком. Кто бы мог подумать, что это иллюзия? 🙂
- Отвращение к потере — чтобы сильно не загружать тебя научными терминами, приведем народную мудрость: «Что имеем – не храним, потерявши — плачем».
- Эффект сопротивления – «назло кондуктору куплю билет и пойду пешком».
Основанные на вере и вероятностях
- Хоторнский эффект — другими словами, при наблюдении со стороны начальника эффективность работы почему-то возрастает.
- Иллюзия корреляции — призрачная связь между определенными действиями и результатами.
На этой иллюзии основаны почти все народные приметы: черная кошка перешла дорогу – к несчастью, надо плюнуть три раза через левое плечо; идешь на экзамен – положи 5 копеек под пятку. Будь уверен, если проигнорируешь напутствие приметы, самолет на голову не упадет, но в яму провалишься или подвернешь ногу точно (см. «Систематическая ошибка подтверждения»). Это как раз тот случай, когда незнание закона освобождает от ответственности, потому что на незнающих примету (или не верящих в нее) — не действует, проверено.
Иллюзии памяти
- Криптомнезия — вид ложных воспоминаний, когда не отличают чужого, прочитанного или слышанного в воспоминаниях от своих собственных данных.
- Ретроспективное искажение — при воспоминаниях о прошлых событиях тебе может казаться, что ты их предвидел.
Временные
- «Длительность минуты зависит от того, по какую сторону двери туалета вы находитесь»: хорошо проведенное время пролетает быстро и незаметно, но такой же отрезок времени, проведенный в мучениях или ожидании, кажется намного длиннее. Допустим, приятное времяпрепровождение с девушкой пролетает очень быстро, а ожидание перед объявлением результата экзамена или собеседования длится чуть ли не вечность. Объясняется тем, что когда ты занят, внимание сосредоточено на действии и мыслях, а не на ожидании и напряжении, которые растягивают ощущение времени.
- Часто бывает, что заснув на 5-10 минут, после пробуждения кажется, будто проспал несколько часов. Психосоматические «фокусы»
Плацебо и ноцебо
Плацебо — фокус нашего восприятия, когда ты ешь кусок мела в виде таблетки, думая, что это супермощное лекарство, и выздо равливаешь на самом деле. Эксперименты ученых подтверждают высокую действенность этого эффекта. И поверь, бабкицелительницы очень успешно использовали это «открытие» еще до того, как его признали официальным.
Ноцебо — наоборот, когда увидев нарисованный на двери крест или иголку с черной ниткой, ты сам себя можешь довести до тяжелого состояния, вообразив, что на тебя навели порчу. Наше подсознание запоминает ощущения и связывает их с определением. Допустим, симптомы — головокружение, тяжесть в животе, реакция регургитации, значит как следствие выводится определение — отравление. Так же и от обратного: если внушить человеку, что он отравлен — он выдаст все эти симптомы. В психиатрической практике широко известен случай, когда здоровая женщина умерла от воображаемого СПИДа, начитавшись соответствующей литературы.
Зацепившись за один незначительный симптом, благодаря своей высокой мнительности она спровоцировала внутрипсихически и все остальные, перестала выходить на улицу, вести активный образ жизни, что привело к ухудшению здоровья, а дальше – по нарастающей. На таком же механизме внушения строятся анальгезия (подавление боли с сохранением ощущений в теле) и анестезия (максимальное снижение чувствительности тела).
Психогенная пурпура
Ее еще называют синдромом Мюнхгаузена. Кто бы мог подумать: чтобы обратить на себя внимание врача, невротик-истеричка режет себя, щипает до посинения, пьет лекарства, вызывающие симптомы, похожие на серьезную болезнь. Конечно, в сообразительности им не откажешь — нужно хорошо изучить литературу, выучить симптомы, найти лекарства или вещества, вызывающие такие же реакции, придумать, как сымитировать настоящую болезнь.
А бедные врачи голову ломают — почему лечение не дает никаких результатов… Опытный врач, знающий о воспалении хитрости, идет на такую уловку: «Хм, я бы диагностировал у вас волчанку, если бы не отсутствие одного симптома, который не описан в справочниках, но встречается на практике». Дальше он называет какой-нибудь симптом, абсолютно от балды, и потом ждет и наблюдает, как больной пытается дополнить «недостающий» признак болезни. После чего ему окончательно ставится диагноз «психогенная пурпура», и оформляется перевод в психиатрическое отделение.
Религиозные стигматы
Особо продвинутые имитаторы не просто режут себя, а силой мысли и веры вызывают кровоточащие раны. Этот феномен встречается реже, чем пурпура, но он достоин удивления, ведь иногда появляются не только раны, но и капли крови из неповрежденной кожи. Здесь решает не хитрость, а глубокая, фанатичная вера и чувствительность, причем психологическая. Говорят, Гоголь мог прочитать, как избивали человека, и настолько проникнуться его ощущениями, что через полчаса у него появлялись синяки и кровоподтеки, а один раз даже отказали почки.
Фантомная боль
Первое время после потери конечности люди часто чувствуют покалывание или боль на ее месте, причем ощущения могут появляться даже через 5-7 лет после ампутации и носить очень сильный характер. Физиологи считают, что боль обусловлена центрами мозга, отвечающими за схему тела; психологи списывают все на телесную память; а эзотерики утверждают, что энергетическое эфирное тело существует еще какое-то время после потери физического, выдавая подобные ощущения. Одно можно сказать точно: окончательно механизмы фантомной боли пока не изучены.
Вариации на тему чувствительности
Наверное, ты слышал о пороге чувствительности, от силы которого зависит то, насколько чутко человек воспринимает улавливаемые органами чувств сигналы, поступающие извне. Этот порог есть у всех, но существуют «перегибы» как в одну, так и в другую сторону.
Гиперестезия – повышенная восприимчивость к раздражениям извне, когда незначительный звук может восприниматься болезненно оглушительным, а тусклый свет – ослепительно ярким. Ситуативно тебе знакомо это ощущение, когда в темноте резко включается дисплей ноутбука или экран мобильного. То же самое чувствует гиперестетик, только всегда. Гипостезия – чрезмерно низкая чувствительность к раздражениям, в том числе и болевым. В этом случае человек почти не реагирует, к примеру, на ползающую по лицу муху.
Стокгольмский синдром
Существует ряд случаев, когда жертва и злодей начинают испытывать друг к другу симпатию, причем у жертвы это списывается на защитную реакцию при сильном травматическом стрессе. Впрочем, другие исследователи выдвинули гипотезу, что пленный надеется на милость со стороны агрессора и для этого показывает свою симпатию ему. Вторая гипотеза — чушь, так как фальшивая «влюбленность» при таких обстоятельствах почувствуется и осознается довольно быстро. Что касается защитной реакции — да, что-то в этом есть, по схожему принципу часто формируется личность мазохиста в садо-мазо парах: чтобы избежать страданий, действия агрессора сексуализируются (погугли информацию про защитный механизм психики — инстинктуализация или сексуализация) и тем самым приобретают приятную подоплеку.
Внушение. Эксперименты Подъяпольского
Петр Павлович Подъяпольский — первый гипнотерапевт на территории бывшего СССР, который еще во времена первой мировой войны оперировал солдат, анестезировав их «дозой» внушения, причем операции были достаточно сложными: удаление пули из пяточной кости, иссечение венозных узлов ног, резекция носовой перегородки. Кроме того, он проводил эксперименты, которые можно озаглавить как «На что способно внушение?».
Один из шокирующих опытов — внушение ожогов: после воздействия словом у подопытных появлялись волдыри, свойственные ожогам второй степени. Объяснить это можно тем, что каждый участок тела, каждый орган через спинной мозг и подкорку связан нервами с корой головного мозга, которая хранит память о реакциях организма на что-либо (например, ожог), а при внушении и прикосновении предметом, даже необязательно горячим, выдает такую же реакцию.
Эта гипотеза подтверждается еще и тем, что не получилось вызвать ожог у людей, которые никогда его не переживали и не знают, как он ощущается. Так же, как невозможно передать вкус лимона, если ты никогда его не пробовал.
Заканчиваем галлюцинировать
Иллюзии нельзя назвать однозначно хорошим или однозначно плохим явлением — впрочем, как и все в этом призрачном мире. Но если знать их особенности, то иллюзии можно использовать в своих целях (или просто не пасть жертвой очередного глюка).
Итак:
- как ты уже успел понять, иллюзии часто возникают там, где недостаточно знаний или осознания происходящего. Соответственно, чем больше будешь знать и чем лучше осознавать свои стереотипные реакции восприятия, тем меньше шансов, что какая-нибудь иллюзия застигнет тебя врасплох;
- однако, зная, чем вызываются иллюзии, ты можешь спокойно воспользоваться этим при достижении своих целей (о, коварный манипулятор!): да-да, вертикальные полосы в одежде действительно визуально сделают тебя стройнее и выше, а какая-нибудь «тяжелая» по тембру музыка как рукой снимет излишнюю жизнерадостность твоего оппонента (впрочем, возможно и твою тоже);
- если глубже изучить иллюзии какого-нибудь конкретного человека, можно логически вычислить особенности его психики, характера, установок, «карты мира» и тому подобное.
Ну и самое главное: помни, что ты должен управлять иллюзиями, а не они тобой :).
Синестезия, или как увидеть оранжево-треугольную музыку
Синестезия — это производная картины восприятия, комбинация разных органов чувств: зрение (фотизмы), слух (фонизмы), пространство, фигуры, тактильные, вкусовые, температурные ощущения. Если ты смотришь на картину и слышишь пение лесных птиц — это синестезия, если ты слушаешь музыку и непроизвольно представляешь накрывающие тебя фиолетовые волны или падающую сверху синюю звездную пыль — это тоже синестезия.
Соленый привкус во рту от шума прибоя или цифра 5, видимая всегда в определенном цвете, — это тоже она.
Вообще говоря, «мурашки по коже» от увиденного, услышанного или прочитанного тоже можно отнести к ней же.
Правда, здесь речь идет скорее о психологической синестезии, которую можно назвать воображением или образным мышлением (иногда — это нервная иррадиация), но есть и физиологическая — когда залипания между продуктами разных органов чувств возникают очень четко, почти всегда и при этом не контролируются, что очень напрягает обладателей такого «чувственного» таланта.
Анатомы объясняют это физиологическими соединениями (мостами) между зрительными и слуховыми нервами.
Многие творцы художественных ценностей выражали и выражают синестетические комбинации в своих работах. Наиболее яркие примеры: Василий Кандинский, картины которого вызывают ощущение тембра; Александр Скрябин, Николай Андреевич Римский-Корсаков, Клод Дебюсси, чья музыка вызывает цветовые ассоциации и ощущение размера, для них даже ввели специальный термин – «цветной слух». Если тебя заинтересовала эта тема, полистай книжку «Психология музыки и музыкальных способностей». Современники тоже не спят: светомузыка и аудионаркотики намного сильнее вызывают соощущение чувств, чем перечисленные выше способы.
Не говоря уже об ЛСД, мескалине и великом и ужасном Aphex Twin’е…
На самом деле, в легкой своей вариации синестезия буквально пронизывает метафорами нашу жизнь: тоска зеленая, леденящий душу взгляд, теплая встреча, кричащая внешность, сладкий сон, тяжело на душе, малиновый звон… В немецком языке даже существует слово «Klangfarbe», которое в переводе на русский означает «цвет звука».
Тест Люшера
На досуге попробуй пройти цветовой тест Люшера (lushertest.ru), в большинстве случаев он достаточно точно «угадывает» твое текущее состояние и эмоциональный фон, исходя из того, какие цвета тебе наиболее симпатичны в данный момент. Значит, все-таки взаимосвязь между цветом и эмоциями существует. Например, мало у кого черный цвет ассоциируется с легкомысленностью и беззаботностью, а оранжевый — с трауром или тяжестью.
Фрейд об иллюзиях
«Иллюзии привлекают нас тем, что избавляют от боли, а в качестве замены приносят удовольствие. За это мы должны без сетований принимать, когда, вступая в противоречие с частью реальности, иллюзии разбиваются вдребезги».