Бытует мнение, что для Linux полно видеоредакторов, но нормальных среди них нет, а потому эта система не подходит для обработки видео. Спорить можно долго, но следует помнить, что все профессиональные решения имеют свою, и немалую, цену, абсолютному же большинству пользователей обычно нужен понятный в применении инструмент для обработки «видео для YouTube». Некоторое время назад мы делали обзор видеоредакторов под Linux. А сегодня остановимся на одном из самых простых, но в то же время функциональном их представителе — OpenShot.

 

Проект OpenShot

Видеоредактор OpenShot особо представлять пользователям Linux не нужно. Начат в августе 2008-го как проект одного человека — Джонатана Томаса (Jonathan Thomas), решившего с нуля создать инструмент для работы с видео высокой четкости. Благодаря тому что Томас прислушивался к советам пользователей, в OpenShot достигнут удачный баланс между возможностями и простотой в применении. Поэтому буквально за два года он превратился в решение, включаемое по умолчанию во многие дистрибутивы Linux, потеснив старичков Kdenlive, Cinelerra и Kino. И несмотря на то, что он изначально рассчитан на персональное использование, OpenShot нередко применяется при создании видеоклипов в полупрофессиональной среде.

Интерфейс локализован, не перегружен настройками и интуитивно понятен. Имея представление о сути процесса, очень легко найти то, что нужно. Этот минимализм, кстати, и сбивает с толку новичков, которые считают его слишком простым, а значит, малофункциональным. Хотя тут есть все необходимые функции для редактирования видео (и даже больше): неограниченное количество треков/слоев, клип (изменение размеров, масштабирование, зум, обрезка, вращение, изменение скорости), видеоэффекты (яркость, гамма, цветовой тон, оттенки серого), Key Frame анимация, наложение титров, субтитров и водяных знаков, видеопереходы, композиция, Telecine (уменьшение и увеличение частоты кадров) и многое другое.

Временная линия поддерживает drag and drop, прокрутку, панорамирование, масштабирование и так далее. Есть модуль анализа аудио (форма сигнала; спектральный анализ разрабатывается). Возможен экспорт и импорт видео всех форматов, обеспечиваемых FFmpeg (AVI, MPEG, DV, MOV, FLV, MP3 и других). OpenShot понимает и графические файлы, с последовательности которых можно генерировать видео и вставлять в проект. Видео можно загружать на онлайн-видеосервисы вроде YouTube и Vimeo. При использовании Cheese OpenShot может работать и с веб-камерой, сохраняя и обрабатывая потоковое видео.

Установки OpenShot, проект, эффекты, субтитры, шаблоны экспорта, профили описываются в XML/JSON/TXT-файлах, то есть их можно легко копировать и модифицировать под свои нужды, создавая новые настройки. Большинство 3D-эффектов и анимаций сделаны в Blender. В качестве основы для заголовков и субтитров используются SVG-файлы. Для редактирования эффектов и субтитров OpenShot интегрируется с Inkscape и Blender. Если имеющиеся шаблоны не совсем подходят, то, чтобы их не править постоянно, лучше создать свой, просто скопировав и подправив старый шаблон в соответствующем каталоге. Файлы можно создать самому или скачать с сервисов вроде OpenClipart.

Написан OpenShot на Python и PyQt5, бэкенд libopenshot — на C++ с использованием FFmpeg. Чтобы придать интерактивность timeline, использовались HTML5, JavaScript и AngularJS.

 

Установка OpenShot

Сегодня стабильная версия — 1.4, вышедшая ровно пять лет назад, она доступна в основных репозиториях дистрибутивов. В Ubuntu ставится просто:

$ sudo apt install openshot

Но уже более пяти лет идет разработка версии 2.0, в которой используется новый движок на C++, обеспечивающий лучшую производительность. На данный момент на сайте доступна версия 2.0.7 (Beta 4), пока она считается в нестабильном статусе, но тем не менее работает уже достаточно хорошо. Во всяком случае, проблем с бетой не было. Установить 2.0 можно из исходных текстов, также доступна в виде AppImage, плюс есть репозиторий для Ubuntu.

$ sudo add-apt-repository ppa:openshot.developers/ppa
$ sudo apt update

По умолчанию Blender и Inkscape не устанавливаются, но они потребуются при работе с титрами. Поэтому добавим и их:

$ sudo apt install openshot-qt inkscape blender

Запускаем из меню или в командной строке:

$ openshot-qt

Пользовательские установки и бэкап OpenShot хранит в ~./.openshot-qt, файлы шаблонов, профилей, субтитров и прочие настройки — в каталоге /usr/lib/python3/dist-packages/openshot_qt. При переносе настроек на другой ПК следует обязательно скопировать эти каталоги. Чтобы добавить свой вариант оформления субтитров, достаточно положить SVG-файл в каталог titles. Если нужны новые профили, то редактируем файлы в profiles, установки для экспорта проекта — в preset, эффекты — в effect и так далее. Дефолтные настройки проекта находятся в JSON-файлах в /usr/lib/python3/dist-packages/openshot_qt/setting. В версии 1.4 OpenShot есть графический редактор профилей, позволяющий на основе имеющихся настроек создать свой, в 2.0 его убрали. Совсем или временно — неясно. Поэтому пока единственный путь — редактировать файлы напрямую.

Настройки в OpenShot — это обычные XML/JSON-файлы
Настройки в OpenShot — это обычные XML/JSON-файлы
 

Интерфейс OpenShot

Интерфейс второй версии и принцип работы по сравнению с 1.4 практически не изменился. Да и вообще, те, кто раньше работал с любым видеоредактором, быстро найдут все, что нужно. Команд немного, большинство также выполняются при помощи горячих клавиш. Пропорции окон меняются при помощи мышки, рабочая область подгоняется под любое разрешение монитора, отдельные блоки разворачиваются или убираются. Из меню «Вид» вызывается полноэкранный режим и устанавливается тип интерфейса (Simple или Advanced). Во втором варианте на панель добавляются значки вызова эффектов и переходов (в Simple они спрятаны за вкладками).

Основные действия (такие как сохранение и вызов проекта, экспорт и импорт, отмена действий) производятся из основного меню и кнопок на панели. Кнопки не подписаны, но, чтобы узнать назначение, достаточно навести мышку. Так как эти команды используются редко, панель можно сразу убрать (Вид → Показать панель инструментов), освободив дополнительную рабочую область.

На вкладке «Файлы проекта» показываются все добавленные в него видео, аудио, графические файлы и созданные титры. В правой части — окно предпросмотра видео, внизу — треки временной линейки. Между ними — панель инструментов, из которой выполняются все основные операции в timeline. Для некоторых элементов также доступно контекстное меню, из него можно вызвать нужную настройку и задать параметры.

Настройки самого OpenShot находятся в меню «Правка → Параметры». Их немного, и они понятны. Следует в Autosave установить по своим требованиям интервал автосохранения проекта (по умолчанию три минуты). В Profiles задается профиль по умолчанию для всех проектов — чтобы не менять постоянно настройки, лучше сразу установить наиболее подходящий. В General выбирается тема оформления по умолчанию и время (по умолчанию), в течение которого будут отображаться импортированные в проект субтитры, эффекты и изображения. Их в проекте можно задать затем индивидуально. По умолчанию здесь десять секунд, это много, и приходится постоянно править. Лучше установить в пределах двух-трех секунд. Хотя в 2.0, чтобы его изменить, уже не нужно лезть в меню.

 

Начинаем работу

После запуска программы создается безымянный проект, настройки которого будут сохраняться в ~./.openshot-qt/backup. Лучше сразу сохранить проект под нужным именем в отдельный каталог. Проект состоит из JSON-файла с расширением .osp и подкаталога thumbnail (может быть общим для нескольких проектов). Добавляем файлы в проект перетаскиванием или через меню «Файл → Импортировать файлы» (Ctrl + F), после чего в окне появятся эскизы. В версии 1.4 картинки добавлялись через специальное меню, теперь весь импорт находится в одном месте. Когда файлов много и выбрать нужный тяжело, можно переключаться по фильтрам (видео, звук, изображение). В контекстном меню доступны пункты «Details View» (Ctrl + D) и «Миниатюры» (Ctrl + I), позволяющие изменить представление файлов проекта.

Продолжение статьи доступно только подписчикам

Вариант 1. Оформи подписку на «Хакер», чтобы читать все статьи на сайте

Подписка позволит тебе в течение указанного срока читать ВСЕ платные материалы сайта, включая эту статью. Мы принимаем оплату банковскими картами, электронными деньгами и переводами со счетов мобильных операторов. Подробнее о подписке

Вариант 2. Купи одну статью

Заинтересовала статья, но нет возможности оплатить подписку? Тогда этот вариант для тебя! Обрати внимание: этот способ покупки доступен только для статей, опубликованных более двух месяцев назад.


1 комментарий

Подпишитесь на ][, чтобы участвовать в обсуждении

Обсуждение этой статьи доступно только нашим подписчикам. Вы можете войти в свой аккаунт или зарегистрироваться и оплатить подписку, чтобы свободно участвовать в обсуждении.

Check Also

Конкурс хаков: пишем на PowerShell скрипт, который уведомляет о днях рождения пользователей Active Directory

В компаниях часто встречается задача уведомлять сотрудников о приближающихся днях рождения…