В нашей лаборатории собрался полный комплект умных колонок, включая множество устройств с Amazon Alexa и Google Assistant, а также колонки с Apple Siri и Microsoft Cortana. В этой статье мы сравним «интеллект» помощников и расскажем о том, что такое умные ассистенты, как они работают, какие данные передают производителю и как они там хранятся. Наконец, мы попробуем извлечь собранную умным помощником информацию с сайта производителя на примере самой популярной линейки устройств Amazon Echo.

Прогресс в распознавании и синтезе речи, помноженный на быстро развивающийся искусственный интеллект, привел к созданию голосовых помощников. Сперва голосовые помощники появились на телефонах и планшетах. Потом — несколько потеряв в функциональности — перекочевали в телевизоры. Примерно в то же время стали выпускать и отдельные стационарные устройства, в которых «живут» помощники, — умные колонки. В свежем поколении устройств — новинка: умные колонки оборудовали экраном и камерой (что не превращает, впрочем, такое устройство в планшет без батарейки — все-таки начинка там скорее от колонок, чем от планшетов). Недалек тот момент, когда голосовой ассистент будет вещать из каждого утюга: холодильник и микроволновка с Alexa на рынке уже есть, на очереди стиральные машины.

Производители предлагают все более широкий модельный ряд, соревнуясь друг с другом по ключевым характеристикам и постоянно работая над снижением цены устройств. Доходит до того, что качественная колонка с голосовым помощником может стоить раза в два, а то и в три дешевле аналогичной колонки без умного ассистента, а умная микроволновка от Amazon стоит дешевле самых доступных моделей от конкурентов. Зачем это нужно производителям? Почему они так стараются поместить своих умных помощников если не в каждую кухню, то уж в каждую спальню? Попробуем разобраться.

 

Злодейский искусственный интеллект

Умные колонки известны своим дурным характером и жадностью до пользовательских данных. Злодейский смех Алексы в тихом помещении доставил немало «приятных» минут владельцам, а устроенная ей ночная дискотека стоила хозяину визита полиции и вполне ощутимого штрафа (который, впрочем, оплатил «Амазон» в попытке замять скандал). А помнишь ли ты забавный случай, когда Алекса случайно записала не предназначенный для чужих ушей разговор и отправила его случайному контакту из адресной книги?

Не отстает и Сири: колонка, которую понюхал любопытный кот, до полусмерти испугала животное, а о саморазрушении деревянных поверхностей, на которых стоит HomePod, не писал лишь ленивый. Отличилась и Google: в первой ревизии Google Home Mini устройство подслушивало владельцев 24 часа в сутки, передавая всю информацию в штаб-квартиру.

Разумеется, не могли не отметиться и разработчики Facebook. Буквально на днях был анонсирован очередной умный гаджет для дома — Facebook Portal. Основные фишки устройства — интеграция с Amazon Alexa для выполнения голосовых запросов, большой экран и бесплатные видеозвонки между «порталом» пользователя и другими аналогичными устройствами, а также приложением Facebook Messenger на смартфонах. На фоне недавних скандалов во время презентации устройства представители Facebook особое внимание обратили на защиту приватности. Утверждалось, что в новых устройствах не будет рекламы, а данные, которые станет собирать устройство, компания не намерена использовать для целевой рекламы.

В итоге все вышло с точностью до наоборот. То есть рекламы (пока?) нет, но вот с данными неудобно получилось.

Portal voice calling is built on the Messenger infrastructure, so when you make a video call on Portal, we collect the same types of information (i. e. usage data such as length of calls, frequency of calls) that we collect on other Messenger-enabled devices. We may use this information to inform the ads we show you across our platforms. Other general usage data, such as aggregate usage of apps, etc., may also feed into the information that we use to serve ads

Собственно, комментарии излишни. Процитируем лишь автора alexmak.net: «Пока что оправдание из серии „мои коллеги имели в виду, что мы не собираемся использовать эти данные для рекламы, но мы можем их использовать“. НУ ТАК, КОНЕЧНО, ГОРАЗДО ЛУЧШЕ. Надо быть совершенно упоротым, конечно, чтобы добровольно этот сборщик данных рекламного агентства поставить себе дома».

 

Зачем это нужно тебе

В чем смысл использовать умную колонку дома? Действительно ли от них больше пользы, чем вреда, и стоит ли игра свеч?

В течение полутора лет мы собрали полную коллекцию голосовых ассистентов и активно пользовались каждым из них. Практика показала, что чаще всего мы использовали следующие виды активности:

  1. Музыка. Это действительно удобно! Да, по качеству звучания цифровые колонки (за исключением, пожалуй, Sonos и Apple HomePod) звезд с неба не хватают, но для фонового прослушивания они приспособлены просто идеально. «Siri, play rock music», «Alexa, play metal from the 80’s» — и оно играет, причем хорошо играет!
  2. Управление освещением. «Alexa, turn off the lights» — удобно! Особенно с учетом того, что колонки «знают», в какой комнате находятся, и способны реагировать соответственно.
  3. Будильник. Приятно просыпаться под музыку, которую сам выбрал, а цифровые ассистенты позволяют это сделать самым простым из возможных способов.
  4. Развлечение для ребенка. Ты удивишься, какими задачами способны нагружать цифровых ассистентов дети. Звуки животных, ответы на простые и каверзные вопросы, музыка, короткие истории — это даже не начало.

Да, многие вещи можно сделать с помощью костыля в виде смартфона или планшета. Однако для этого телефон нужно как минимум взять в руку (или докричаться до него через всю комнату), и при этом все равно не будет настолько качественного звука и уверенного распознавания (шесть направленных микрофонов, расположенных в свежих версиях умных колонок по кругу, — это действительно хорошо).

Недостатки тоже очевидны. Для нас это в первую очередь отсутствие поддержки русского языка (а в телефонах есть!), отсутствие поддержки местных новостей, информации из русскоязычных источников. У Google и Apple все это, включая русский язык, уже довольно давно реализовано в смартфонах, а в случае с Google Assistant и в телевизорах, но на умных колонках включить поддержку русского языка не судьба. Тем не менее даже в текущем виде пользоваться цифровыми помощниками удобно.

 

Зачем это нужно производителям

Если умные помощники — благо, то почему умные устройства частенько продают дешевле аналогов, не обремененных излишним интеллектом? Есть ли в них какой-то профит для производителей?

Конечно же, есть! Например, Google собирает о тебе подробнейшую информацию, и цифровые колонки лишь еще один способ это делать. Вот здесь описано подробно.

Вот что Google будет о тебе собирать:

If you have opted to share information with Google, Google uses that information, along with your Google history, to better assist you with customizations like your name and interests. You can delete your history, which will limit the personalized experience for features like the Google Assistant. You can view your history with the Google Assistant in My Activity, which is accessible through the setup app and online at myactivity.google.com. You have control over your data and the power to delete history at any time.

А вот — зачем:

What does Google do with the data it collects?

First and foremost, we use data to make our services faster, smarter, and more useful to you, such as by providing better search results and timely traffic updates. Data also helps protect you from malware, phishing, and other suspicious activity. For example, we warn you when you try to visit dangerous websites. Also, on surfaces where we show ads, we use data to show you ads that are relevant and useful, and to keep our services free for everyone. Google Home learns over time to provide better and more personalized suggestions and answers. For more information, visit Google’s Privacy Policy.

Как видишь, все до банального просто: чем больше ты пользуешься сервисами Google, тем более релевантную рекламу компания сможет тебе показать на всех твоих устройствах и тем больше денег от рекламодателей заработает.

А для чего это все Amazon? Официально — чтобы сделать Алексу еще умнее, лучше и полезнее для тебя, дорогой пользователь.


Неофициальная, но очевидная цель Amazon — продать тебе… что-нибудь. Это может быть как товар из обширного каталога самого магазина или его торговой площадки, так и чисто цифровой контент: подписка на Amazon Prime, покупка фильмов и музыки, электронных книг Kindle, аудиокниг. Наконец — подписка на стриминговый сервис Amazon Music Unlimited, который начинает приносить компании все более существенный доход.

Что насчет Apple? Здесь — очевидно: расширение закрытой экосистемы Apple очередным устройством и продажа подписки на Apple Music. Все равно никакие другие стриминговые сервисы колонка HomePod не поддерживает, а доход от подписки на цифровой контент — один из важнейших для Apple.

А Microsoft с цифровым ассистентом Cortana? Здесь, к сожалению, сложилась ситуация «мы тоже!», очень похожая на то, что происходило с системой Windows Phone, а затем — с Windows 10 Mobile. Да, Microsoft хотелось бы, чтобы Cortana была в доме у каждого пользователя. Но на десктопах и ноутбуках голосовым помощником пользуется исчезающе малый процент, а телефонов с собственной мобильной ОС, в которой Cortana была бы ассистентом по умолчанию, у компании больше нет. Вот и приходится Microsoft скрепя сердце пускаться в эксперименты, стараясь потратить на них как можно меньше денег… с соответствующим результатом.

 

Какой ассистент лучше?

Уверен, заметная часть читателей открыла эту статью исключительно ради сравнительного обзора цифровых ассистентов. В нашей лаборатории собрался целый парк устройств, на каждом из которых работает тот или иной цифровой ассистент. В этом разделе мы рассмотрим как сами устройства, так и возможности их цифровых ассистентов.

К сожалению, единственный русскоязычный помощник Алиса компании Яндекс к нам на тестирование не попал, так что в обзоре будут участвовать только англоговорящие устройства.

Продолжение доступно только подписчикам

Материалы из последних выпусков можно покупать отдельно только через два месяца после публикации. Чтобы продолжить чтение, необходимо купить подписку.

Подпишись на «Хакер» по выгодной цене!

Подписка позволит тебе в течение указанного срока читать ВСЕ платные материалы сайта. Мы принимаем оплату банковскими картами, электронными деньгами и переводами со счетов мобильных операторов. Подробнее о подписке

3 комментария

  1. Kadist

    30.10.2018 at 16:14

    Спасибо за статью. Поправьте «сделает тебе отвыкнуть»

  2. Читатель2017

    07.11.2018 at 13:03

    Самый лучший ассистент — это секретарша. С ней можно не только поговорить…

Оставить мнение

Check Also

Каждый пятый магазин, пострадавший от MageCart, заражают повторно через несколько дней

Независимый ИБ-эксперт Виллем де Грот (Willem de Groot) предупреждает, что сайты, подвергш…