Метод Корнелла
Разделите страницу на две колонки. Левая (ей может служить и изнанка
предыдущей страницы) чуть поуже, в ней будут темы, планы, основные мысли, новые
слова. В правую записывайте все, что сможете, рисуйте схемы, таблицы – обычный
конспект, но не забывайте отмечать эти вопросы слева. Время от времени
закрывайте правую колонку и вспоминайте, о чем шла речь. Можете ли вы рассказать
это своими словами? Попробуйте, а потом проверьте себя.
В некоторых вариантах этой системы оставляют место внизу страницы для
краткого содержания написанного, но это не всегда эффективно, хоть и может
помочь вам в повторении большого количества материала.
Используйте цветовые "маячки"
Забудьте о статус-кво и принесите с собой цветные ручки, фломастеры,
карандаши. Раскрашивайте ваши конспекты, рисуйте схемы, выделяйте заголовки –
все это поможет вам сосредоточиться на главном и ничего не забыть, а в процессе
работы с информацией вы запомните её естественным образом, без зубрежки.
Другие средства
Если есть возможность, работайте с ноутбуком. Существует множество
специальных программ, которые позволяют быстро набирать текст, сразу же
организовывать информацию и т.д. Кроме того, вы сможете одновременно обсуждать
лекцию со своими одноклассниками.
Если вы уже пользуетесь им, попробуйте снова вернуться к тетрадям и ручкам.
Вероятно, такая кардинальная перемена сделает лекции интереснее, а их запись –
проще и эффективнее. Кроме того, на бумаге некоторые вещи делаются легче, чем на
компьютере (например, схемы или цветовые "маячки").
Сокращения и условные обозначения
В конспектах можно пользоваться чем угодно – компьютерным сленгом,
стенографией, хоть азбукой Морзе – они для вашего удобства. Есть много методов
сокращать слова – можно, например, некоторые буквы убирать, некоторые писать
по-другому, проще; использовать вместо самых употребительных слов другие,
покороче – или специальные значки. Если вы работаете на компьютере, попробуйте
программы вроде Texter (для Windows) или TextExpander (для Macintosh) – они
помогут вам набирать быстрее, предлагая варианты слов, которые уже встречались в
текстах.
Не пишите
Никогда не помешает просто расслабиться и послушать вместо того, чтобы
конспектировать каждое слово. У вас будет возможность следить за мыслью лектора
и задавать вопросы. Если можете записать лекции на аудио, еще лучше – послушаете
потом в спокойной обстановке уже знакомый текст и запишете основные моменты.