Судебные разбирательства вокруг Android всегда были наполнены глупостью и совершенно диким сюрреализмом. То Oracle начинает предъявлять абсурдные претензии к API, то Microsoft устроит поборы с производителей смартфонов на основании каких-то нелепых и очевидных патентов, то Apple засудит Samsung за скругленные углы смартфона. Все мы уже привыкли к этим несуразным разборкам, но совсем недавно на небосводе судебного идиотизма взошла новая звезда — компания «Яндекс».

 

За что, Яндекс, за что?

Вкратце, для тех, кого завалило снегом на всю зиму и кто только начал оттаивать, суть претензий Яндекса в следующем. Яндекс уже довольно давно, но не особо успешно развивает собственную сборку Android под названием Yandex.Kit. Эта прошивка напичкана разного рода Я-софтом, включая диалер, клавиатуру, Yandex.Store и тошнотворный домашний экран Yandex.Shell (подчеркну, это мое личное мнение, многим он нравится), разработанный компанией SPB Software, которую несколько лет назад зачем-то купил Яндекс. Гуглософта в ней нет, и вроде бы все ОK.

Но, как оказалось, в таком виде прошивку довольно трудно продвигать производителям смартфонов, поскольку по сравнению с Google Play приложений в Yandex.Store — кот наплакал. Понимая, что таких ресурсов, как у Amazon, которая таки смогла вытянуть свой магазин приложений на приемлемый уровень, у компании нет, Яндекс решил… подать жалобу в Федеральную антимонопольную службу (ФАС). Да, да, не в каком-то там загнивающем западе, а здесь, в России.

Сама претензия: Google злоупотребляет своим положением монополиста и заставляет производителей смартфонов/планшетов предустанавливать на сертифицированные Google устройства не только Google Play, но и весь набор собственного софта, что сводит на нет усилия Яндекса пересадить юзеров на собственные сервисы. Итак, еще раз: Яндекс берет чужую операционку, использует ее для своих личных целей и выставляет претензии разработчику этой операционки, дескать, нельзя диктовать свои условия.

 

Где-то я это уже видел…

Когда я впервые прочитал эту новость, сама собой возникла четкая ассоциация. Пять лет тому назад в суде с очень похожим иском пришлось отдуваться Microsoft. Тогда, правда, все было несколько менее абсурдно: мелкомягким вменялось в вину то, что они, бяки такие, предустанавливают в свою ось свой же браузер. Якобы это подрывает конкуренцию, мешает развитию других браузеров и так далее и тому подобное. В результате Microsoft таки проиграла и согласилась предлагать юзерам выбор между браузерами сразу после первого запуска. Но только в виндах, распространяемых на территории Евросоюза (собственно, они этот иск и инициировали).

Я не фанат «корпорации зла», но вот только я так и не понял, откуда, собственно, взялась проблема. Microsoft запрещала использовать сторонние браузеры? Нет. Microsoft не оставляла юзерам выбора и не позволяла использовать другие оси? Да вроде тоже нет. Может быть, Microsoft занималась отстрелом разработчиков других браузеров? Ну, фактов таких не зарегистрировано.

В данном случае Яндекс сильно напоминает тот самый Евросоюз. Друзья, вы классные ребята, у вас лучшая в России IT-компания, я люблю ваши продукты и желаю вам процветания, но что за ерунду вы несете? Я сам не в восторге от политики Google в отношении предустановки огромного количества софта на гуглофоны и в свое время написал статью о том, как Google подминает под себя Android, постепенно заменяя открытые компоненты системы на проприетарные и заставляя производителей смартфонов предустанавливать их на свои аппараты. Но обвинять Google в том, что они продвигают свой софт и свои сервисы за счет своей же, причем открытой и безвозмездной для использования сторонними компаниями операционки, — это какое-то уж слишком странное поведение.

 

Вместо заключения

Подводя итог, хочу сказать, что дурацкие судебные разбирательства и претензии антимонопольных служб уже порядком надоели и вызывают скорее смех, чем негодование или раздражение. Я не верю, что в результате действий ФАС Google будет вынуждена смягчить требования к производителям на территории России, но если это произойдет, то, возможно, Яндекс получит некоторый пиар и преимущества, а у нас слегка прибавится гордости за родную компанию. Вот только я не вижу каких-то очевидных проблем в поведении Google, зато рычагов давления у нее гораздо больше, чем у Яндекса.

11 комментарий

  1. 07.04.2015 at 17:22

    Насколько я помню google угрожала отозвать лицензии на использование gaps тем производителям, которые ставят прошивку от яндекса. У Вас освещено несколько однобоко.

  2. 07.04.2015 at 17:58

    Вы серьезно друзья? предлагаете оформить подписку чтобы прочитать новость месячной давности?:)

    • 07.04.2015 at 19:32

      да,вот это баян) пираты силиконовой долины 2.0

    • 07.04.2015 at 23:28

      Это не новость, новости у нас бесплатные, и такими и останутся.

      Это авторский взгляд Евгения Зобнина, нашего редактора на проблему. Его личная колонка, она есть в журнале.

      Подписка дает доступ ко всем материалам номера (в том числе и ряда предыдущих номеров). Может быть конкретно эта статья не так ценна в онлайне спустя месяц, однако мы все равно выкладываем ее. Она — часть номера, за доступ к которому люди платят деньги, и мы обязаны опубликовать и ее.

      Такая же ситуация с новостями в журнале, мы тоже выложим и их. Просто потому, что это наш контент и люди бы его получили, если бы купили печатный номер. Несправедливо обделять кого-то контентом просто из-за другого формата.

      • 08.04.2015 at 15:57

        Ребята — платный котент это нормально!
        Вы выпускаете прекрасный контент — готов платить.
        Но вот вам претензия.
        Настройте нормально платежи. ЯД не принимает половину карт. С четвертой попытки подобрал.
        И мобильную версию приведите в порядок. Покупки между устройствами не синхронизируются. Тоже писал об этом в отзывах. Ничего не изменилось.

        • 08.04.2015 at 20:11

          Спасибо за ваши замечания. Что касается синхронизации между устройствами, то в будущем хотим сделать клиент для чтения под iOS/Android. Авторизируешься на клиенте (любом) — получаешь доступ ко всем статьям и новостям, к которым есть доступ.
          Отлично, что у вас получилось оплатить через Яндекс деньги. Для тех, кто столкнется с подобными сложностями от Яндекса — у нас существует несколько вариантов оплаты.

        • 08.04.2015 at 21:56

          Спасибо за фидбек!

          Через Робокассу пробовали с этой же карточки? Если проходит — напишем в Яндекс, разберемся.

          > И мобильную версию
          iPad/iPhone? На одном устройстве есть купленный журнал, на другом нет, верно? «Восстановить все покупки» пробовали нажимать?

          Спасибо.

        • http://www.agarunov.net

          09.04.2015 at 07:05

          Дайте немножко времени для полировки. Спасибо за поддержку.

  3. 07.04.2015 at 20:50

    Даже монетизироватся нормально не могут — письмо активации аккаунтана почту не приходит)))) Читайте сами свои бояны. Ариведерчи!

Оставить мнение

Check Also

Конкурс хаков: пишем на PowerShell скрипт, который уведомляет о днях рождения пользователей Active Directory

В компаниях часто встречается задача уведомлять сотрудников о приближающихся днях рождения…