Судебные разбирательства вокруг Android всегда были наполнены глупостью и совершенно диким сюрреализмом. То Oracle начинает предъявлять абсурдные претензии к API, то Microsoft устроит поборы с производителей смартфонов на основании каких-то нелепых и очевидных патентов, то Apple засудит Samsung за скругленные углы смартфона. Все мы уже привыкли к этим несуразным разборкам, но совсем недавно на небосводе судебного идиотизма взошла новая звезда — компания «Яндекс».

 

За что, Яндекс, за что?

Вкратце, для тех, кого завалило снегом на всю зиму и кто только начал оттаивать, суть претензий Яндекса в следующем. Яндекс уже довольно давно, но не особо успешно развивает собственную сборку Android под названием Yandex.Kit. Эта прошивка напичкана разного рода Я-софтом, включая диалер, клавиатуру, Yandex.Store и тошнотворный домашний экран Yandex.Shell (подчеркну, это мое личное мнение, многим он нравится), разработанный компанией SPB Software, которую несколько лет назад зачем-то купил Яндекс. Гуглософта в ней нет, и вроде бы все ОK.

Но, как оказалось, в таком виде прошивку довольно трудно продвигать производителям смартфонов, поскольку по сравнению с Google Play приложений в Yandex.Store — кот наплакал. Понимая, что таких ресурсов, как у Amazon, которая таки смогла вытянуть свой магазин приложений на приемлемый уровень, у компании нет, Яндекс решил… подать жалобу в Федеральную антимонопольную службу (ФАС). Да, да, не в каком-то там загнивающем западе, а здесь, в России.

Сама претензия: Google злоупотребляет своим положением монополиста и заставляет производителей смартфонов/планшетов предустанавливать на сертифицированные Google устройства не только Google Play, но и весь набор собственного софта, что сводит на нет усилия Яндекса пересадить юзеров на собственные сервисы. Итак, еще раз: Яндекс берет чужую операционку, использует ее для своих личных целей и выставляет претензии разработчику этой операционки, дескать, нельзя диктовать свои условия.

 

Где-то я это уже видел…

Когда я впервые прочитал эту новость, сама собой возникла четкая ассоциация. Пять лет тому назад в суде с очень похожим иском пришлось отдуваться Microsoft. Тогда, правда, все было несколько менее абсурдно: мелкомягким вменялось в вину то, что они, бяки такие, предустанавливают в свою ось свой же браузер. Якобы это подрывает конкуренцию, мешает развитию других браузеров и так далее и тому подобное. В результате Microsoft таки проиграла и согласилась предлагать юзерам выбор между браузерами сразу после первого запуска. Но только в виндах, распространяемых на территории Евросоюза (собственно, они этот иск и инициировали).

Я не фанат «корпорации зла», но вот только я так и не понял, откуда, собственно, взялась проблема. Microsoft запрещала использовать сторонние браузеры? Нет. Microsoft не оставляла юзерам выбора и не позволяла использовать другие оси? Да вроде тоже нет. Может быть, Microsoft занималась отстрелом разработчиков других браузеров? Ну, фактов таких не зарегистрировано.

В данном случае Яндекс сильно напоминает тот самый Евросоюз. Друзья, вы классные ребята, у вас лучшая в России IT-компания, я люблю ваши продукты и желаю вам процветания, но что за ерунду вы несете? Я сам не в восторге от политики Google в отношении предустановки огромного количества софта на гуглофоны и в свое время написал статью о том, как Google подминает под себя Android, постепенно заменяя открытые компоненты системы на проприетарные и заставляя производителей смартфонов предустанавливать их на свои аппараты. Но обвинять Google в том, что они продвигают свой софт и свои сервисы за счет своей же, причем открытой и безвозмездной для использования сторонними компаниями операционки, — это какое-то уж слишком странное поведение.

 

Вместо заключения

Подводя итог, хочу сказать, что дурацкие судебные разбирательства и претензии антимонопольных служб уже порядком надоели и вызывают скорее смех, чем негодование или раздражение. Я не верю, что в результате действий ФАС Google будет вынуждена смягчить требования к производителям на территории России, но если это произойдет, то, возможно, Яндекс получит некоторый пиар и преимущества, а у нас слегка прибавится гордости за родную компанию. Вот только я не вижу каких-то очевидных проблем в поведении Google, зато рычагов давления у нее гораздо больше, чем у Яндекса.

11 комментарий

  1. 07.04.2015 at 17:22

    Насколько я помню google угрожала отозвать лицензии на использование gaps тем производителям, которые ставят прошивку от яндекса. У Вас освещено несколько однобоко.

  2. 07.04.2015 at 17:58

    Вы серьезно друзья? предлагаете оформить подписку чтобы прочитать новость месячной давности?:)

    • 07.04.2015 at 19:32

      да,вот это баян) пираты силиконовой долины 2.0

    • 07.04.2015 at 23:28

      Это не новость, новости у нас бесплатные, и такими и останутся.

      Это авторский взгляд Евгения Зобнина, нашего редактора на проблему. Его личная колонка, она есть в журнале.

      Подписка дает доступ ко всем материалам номера (в том числе и ряда предыдущих номеров). Может быть конкретно эта статья не так ценна в онлайне спустя месяц, однако мы все равно выкладываем ее. Она — часть номера, за доступ к которому люди платят деньги, и мы обязаны опубликовать и ее.

      Такая же ситуация с новостями в журнале, мы тоже выложим и их. Просто потому, что это наш контент и люди бы его получили, если бы купили печатный номер. Несправедливо обделять кого-то контентом просто из-за другого формата.

      • 08.04.2015 at 15:57

        Ребята — платный котент это нормально!
        Вы выпускаете прекрасный контент — готов платить.
        Но вот вам претензия.
        Настройте нормально платежи. ЯД не принимает половину карт. С четвертой попытки подобрал.
        И мобильную версию приведите в порядок. Покупки между устройствами не синхронизируются. Тоже писал об этом в отзывах. Ничего не изменилось.

        • 08.04.2015 at 20:11

          Спасибо за ваши замечания. Что касается синхронизации между устройствами, то в будущем хотим сделать клиент для чтения под iOS/Android. Авторизируешься на клиенте (любом) — получаешь доступ ко всем статьям и новостям, к которым есть доступ.
          Отлично, что у вас получилось оплатить через Яндекс деньги. Для тех, кто столкнется с подобными сложностями от Яндекса — у нас существует несколько вариантов оплаты.

        • 08.04.2015 at 21:56

          Спасибо за фидбек!

          Через Робокассу пробовали с этой же карточки? Если проходит — напишем в Яндекс, разберемся.

          > И мобильную версию
          iPad/iPhone? На одном устройстве есть купленный журнал, на другом нет, верно? «Восстановить все покупки» пробовали нажимать?

          Спасибо.

        • http://www.agarunov.net

          09.04.2015 at 07:05

          Дайте немножко времени для полировки. Спасибо за поддержку.

  3. 07.04.2015 at 20:50

    Даже монетизироватся нормально не могут — письмо активации аккаунтана почту не приходит)))) Читайте сами свои бояны. Ариведерчи!

Оставить мнение

Check Also

Хакер ищет авторов. Читатель? Хакер? Программист? Безопасник? Мы тебе рады!

Восемнадцать лет мы делаем лучшее во всем русскоязычном пространстве издание по IT и инфор…