Сейчас уже невозможно узнать, кто был первым киберсквоттером, но не вызывает и тени сомнения факт, что это был великий человек. Пожалуй, он одним из первых пришёл к мысли, что киберреальность это не только цепи передачи данных и информация, но и сетевое пространство, которое обычный человек отождествляет с миром реальным. Именно благодаря таким представлениям в сети появилась «виртуальная земля», «виртуальная платформа», «виртуальная площадка». А как говорил ещё интеллектуальная хакер социальных сетей В.И.Ленин «земля – это наше всё». 

Точного определения киберсквоттингу до сих пор не существует, однако чаще всего под этим понятием подразумевают приобретение доменных имён, созвучных названиям известных компаний, или просто с известными названиями с целью их дальнейшей перепродажи или размещения рекламы. Однако не всегда захват осуществляется именно с целью наживы или даже предумышленно. Нередки случаи, когда люди, создавшие имя домена по своей фамилии, получали иски от фирм с созвучным названием. Поэтому мы под этим термином будем понимать его исконное значение, созданное первыми гражданами Соединённых Штатов, а именно захват незанятых территорий. 

Можно выделить следующие виды занятий, обычно объединяемых термином «киберсквоттинг» или «захват доменов».

Тайпосквоттинг — регистрация доменных имён, близких по написанию с адресами популярных сайтов в расчёте на ошибку части пользователей. Например, «wwwlenta.ru» в расчёте на пользователя, который хотел попасть на «www.lenta.ru». При близости к очень популярным доменам тайпосквоттер может собрать на своём сайте некоторый процент «промахнувшихся» посетителей и за счёт показа рекламы заработать денег. Чаще всего подобным образом поступают владельца порно-ресурсов. Например, поисковая система по порно ресурсам booble уж очень напоминает google. Чаще всего домены-подделки
отличаются от оригиналов одной-двумя буквами в расчете на то, что пользователи часто ошибаются при наборе имен (как известно человек может прочитать неправильно написанное слово и даже не заметить этого, если верно были поставлены первая и последняя буквы), — сравните, например, http://www.dinseyland.com/ и
http://www.disneyland.com/.

Брендовый киберсквоттинг — регистрация доменных имён, содержащих товарные знаки, фирменные наименования, популярные имена собственные, то есть, средства индивидуализации, охраняемые законом. Хотя при этом у киберсквоттера есть риск лишиться домена и подвергнуться ответственности, но законные владельцы товарных знаков часто предпочитают не судиться, а выкупать захваченные домены. Тут стоит упомянуть трёхгодовой суд над kamaz.ru, так ничем и не закончившийся. 

Защитный киберсквоттинг — когда легальный владелец популярного сайта (товарного знака) регистрирует все доменные имена, близкие, созвучные, похожие, связанные по смыслу с его собственным доменным именем. Делается для того, чтобы не стать жертвой киберсквоттеров. Например, владелец популярного сайта «www.firma.ru», очевидно, захочет также зарегистрировать домены «firma-msk.ru», «firma-spb.ru» и «firma.org», чтобы перенаправлять с них посетителей на свой основной сайт, а также «antifirma.ru», чтобы не использовать его. 

Бывают случаи, когда доменное имя захватывают с целью шантажа или вымогательства. Киберсквоттер угрожает разместить на захваченном домене сайт с негативной информацией или выдавать этот сайт за принадлежащий правомерному владельцу средства индивидуализации. Впрочем, этот вид киберсквоттинга отличается повышенным риском и применяется редко. Для иллюстрации можно вспомнить историю с сайтами «lugkov.ru» и «lujkov.ru». Другой пример — подложный сайт Генпрокуратуры «gprf.info».
Впрочем, если быть до конца честными, киберсквоттером может оказаться каждый из нас. Вот, например, бывший владелец Fortuna.Ru просто имел красивый сайт с красивым именем. А потом продал его ООО «Интернет Медиа Групп» за 92 000 $. Чёрт, я бы тоже продал.

Киберсквоттер не может позволить себе регистрировать в качестве доменного имени все сколь-нибудь осмысленные сочетания символов. Ему надо выбирать наиболее перспективные. Чтобы предсказать, какие слова станут популярными в будущем, есть несколько методов. 

1. Сквоттеры стараются получить доступ к статистике поисковых запросов популярных поисковых систем. Когда в статистике появляются новые слова и сочетания, либо отмечается неожиданный рост частоты каких-то слов сверх обычного, это верный признак, что очень скоро может потребоваться соответствующее доменное имя. Яркий пример такой тактики история сайта preved.ru. Как только начался эпидемия «Превед-медведов» предприимчивый молодой человек за 10 $ зарегистрировал вышеназванный домен. На следующий день он продал его за 1500 $. Неплохая прибыль, не находите.

На сколько мне известно, стоимость доменных имён на западе доходит до нескольких десятков миллионов долларов. Так что такие покупки как business.com за 7 500 000 $ уже никого не удивляют. И ведь покупают же! Правда, покупают не всегда. До сих пор сайт sberbank.ru является собственностью отнюдь не одноименного банка. Сбербанк России не стал выкупать это фирменное название, а зарегистрировал свой сайт под именем sbrf.ru. Понятно, что эта аббревиатура не сразу приходит на ум, когда пытаешься найти сайт Сбербанка в Сети, но можно понять руководство, решившее не попустительствовать «захватчикам». Нынешние же владельцы доменного имени sberbank.ru — фирма под названием adresa.ru (где можно прикупить ещё с пару тысяч имён) — хотят получить за него весьма и весьма внушительную сумму.

2. Сквоттеры следят за свежими новостями. Появление в них новой темы означает предстоящий спрос на соответствующие слова в доменных именах. Популярность сайта Google на заре его становления и объявленные даты выпуска акций этой компании порождали целые волны киберсквоттинга. Активность сквоттеров просто ошеломляла и била все рекорды популярности для какого-нибудь слова. Даже слово «sex» не было среди них настолько популярным, насколько стало популярно слово «google».

3. Сквоттеры следят за свежими регистрациями в самых популярных доменных зонах, прежде всего, .com. Практика подсказывает, что имя, появившееся в .com, с большой вероятностью скоро потребуется и в других зонах. Так же сквоттеры не оставляют без внимания появления новых зон. Так на 2007 года намечено появление сразу нескольких лакомых кусочков, например .asia (10 % мне за идею).

4. Сквоттеры участвуют в аукционах. Да-да, как бы поразительно это не звучало. В сети давно уже действует уникальный сервис http://auction.nic.ru/ (Аукцион доменных имён). Сейчас на этом аукционе вниманию покупателей предлагается более 700 различных доменов, и это число растет — медленно, но неуклонно.
Аукцион организовала компания Ru-center в целях защиты продавцов и покупателей этого товара от недобросовестных контрагентов. Сделки по продаже имен, осуществляемые через доменный аукцион, находятся под опекой «Ру-Центра», который следит, чтобы игра велась по-честному. Правда, словосочетание «по-честному» в отношении торговли доменами, пожалуй, не совсем подходит. Поскольку, как известно, большей частью продажей доменов занимаются не те, кто случайно купил ненужный домен и хочет от него избавиться, а те, кто регистрирует все благозвучные имена подряд для дальнейшей спекуляции. Проинспектировав содержание страничек, на которые ведут выставленные на продажу домены, можно обнаружить что все доменные имена продаются от лица всего лишь десятка различных «ритейлоров». Разброс цен на доменные имена у перекупщиков огромен: от нескольких сот долларов, до десятков миллионов. 

Стоимость имени чаще всего зависит от платежеспособного спроса. Доменное имя, представляющее собой невнятную аббревиатуру или вид деятельности, не связанный со сверхприбыльностью (шиномонтаж, парикмахерские и т.п.), вряд ли в Рунете будет стоить более нескольких тысяч долларов. Если же имя напоминает или, хуже того, полностью совпадает с известным брэндом (как это было с google.ru) или же имеет отношение к целой отрасли (скажем, gaz.ru), то его цена легко может составить шестизначную сумму. Самыми ценными, конечно же, являются домены, совпадающие с мировыми брэндами. Однако для доменного спекулянта регистрация подобного имени раньше обладателя соответствующего брэнда чревата судебными разбирательствами.
Неплохой, на мой взгляд выбор доменных имён как для молодёжи cekcu.ru (цена: 359 $, описание: секси
— отличное молодёжное название, подойдёт как для эротики, так и например, для …), так и для крупных, и даже очень крупных фирм (saldo.ru за 100 000 $). Однозначно, учтены все слои искушения. 

Теперь вам должно быть стало интересно, как отмазать от всех обвинений и срубить бабло? Если владелец популярного домена не озаботился регистрацией соответствующего товарного знака, киберсквоттер может зарегистрировать на свою компанию этот товарный, который соответствует контенту сайта. После чего у сквоттера появляется очень хороший шанс отобрать доменное имя через суд.
К тому же существует не так уж много вариантов решения споров по доменным именам. Один — международный, основанный в основном на законодательстве США, второй — наш, российский, основанный, естественно, на нашем законодательстве. Разберем сначала тот вариант, который нам ближе. Не буду говорить, хуже он или лучше — он есть, он существует, и это главное. Попытки найти в Сети рекомендации юристов по решению споров результат дали неутешительный. Публикаций на эту тему очень мало, и в большинстве своем свежестью они не отличаются. То ли проблем у юристов нет, то ли, зная все тяготы, связанные с судебными процессами, мало кто пытается решать спорные вопросы через суд. Знаменитое дело о доменном имени Kodak.ru решалось в наших судах около 3 лет, успев побывать в суде первой инстанции, добраться до Верховного суда и получить окончательное решение опять же в суде первой инстанции.

При рассмотрении решения по спорам стороны могут ссылаться на довольно большое количество нормативных и законодательных актов, принятых как в РФ, так и в тогдашнем СССР. Но это все — на бумаге. Фактически же ситуация с доменными именами для владельцев торговых марок складывается значительно хуже. Российские регистраторы осуществляют регистрацию доменов на основании заявок на регистрацию и перерегистрацию доменов в зоне .ru. При этом принцип регистрации основан на положении «первый пришел, первый зарегистрировался». Ни РосНИИРОС, ни иные регистраторы не несут ответственности за возможное нарушение прав владельца товарного знака, если его регистрирует иное физическое или юридическое лицо. Впрочем, не только товарного знака, но и названия иной организации (как в случае с названием домена sberbank.ru). При регистрации заявитель должен лишь предоставить краткое описание запрашиваемого домена, указать, что запрашиваемое имя является его товарным знаком. Но это — только рекомендации, и ничего больше.

Правда, РосНИИРОС приводит список запрещенных к применению доменных имен, а также указывает основания для отказа в регистрации заявленного обозначения в качестве доменного имени. Заявка на регистрацию домена отклоняется в безусловном порядке или откладывается на неопределенный срок в немногих случаях. Это происходит тогда, когда доменное имя уже зарегистрировано и существует; в случае решения об отказе, принятом Координационной группой; если название домена относится к числу неразрешенных к делегированию. Отклонить заявку могут и в том случае, если в названии домена используется ненормативная лексика или выражения, противоречащие законам РФ.

Отклонить-то могут, но могут и зарегистрировать вам имя, никакого отношения к вам не имеющего. Ведь даже после принятия поправок к Закону «О товарных знаках» правовой статус доменных имен так и не был определен. В то же время доменное имя стало выполнять не только первоначальную свою адресную функцию, но стало представлять в Сети компании, выпускающие определенную продукцию, имеющую такой же товарный знак (возьмите тот же kamaz.ru). А это уже соответствует назначению самого товарного знака. Поэтому конфликтов между владельцами товарных знаков и знаков обслуживания и лицами, зарегистрировавшими в качестве доменных имен чужие товарные знаки, становится и будет становиться все больше. Юристы считают, что на основании российского законодательства о товарных знаках бороться с подобным явлением достаточно сложно. Используя нормы Закона РФ о товарных знаках, владелец товарного знака способен запретить пиратскую регистрацию своего товарного знака в качестве чужого доменного имени только в том случае, если доказано, что при обращении по данному доменному имени пользователь получает доступ к информации, рекламирующей товары или услуги, в отношении которых зарегистрирован товарный знак (тьфу, еле выговорил). В другом случае, как представляется, оспорить регистрацию доменного имени невозможно.

Есть и еще один очень сложный момент, в решении которого не станет участвовать ни один суд. Суть его в том, что один и тот же товарный знак может быть зарегистрирован для разных видов товаров и услуг на разных владельцев. Регистрация товарных знаков происходит по группам товаров. Поэтому совершенно законно могут одновременно существовать десятки одинаковых названий. А доменные имена этого не допускают — не может существовать идентичных доменных имен. 

P.S. Ну что же, теперь вы стали более подкованными в сложном деле сравнительно честных способов отъёма денег у населения. Конечно, можно было черкнуть пару строк о борьбе с киберсквоттингом, но оно вам надо? До скорой встречи и удачи, и самое главное – помните, что в российском законодательстве дыр столько же, сколько в софте мелкасофта.

Оставить мнение

Check Also

Конкурс хаков: пишем на PowerShell скрипт, который уведомляет о днях рождения пользователей Active Directory

В компаниях часто встречается задача уведомлять сотрудников о приближающихся днях рождения…