Любимый многими браузер Opera поделился надвое: его создатель Йон фон Тэчнер с группой единомышленников делает новый продукт — Vivaldi, а Opera тем временем переходит во владение китайской фирмы Qihoo. О том, какие события привели к этой ситуации, рассказывает Илья Шпаньков. Он работал в Opera Software менеджером по развитию в России и СНГ, а теперь перешел в команду Vivaldi.

1458545089_6531_ilya-vivaldi.jpg Рассказ о моем пути к работе в норвежском офисе Opera Software — это долгая и любопытная история. Началось все в 2003 году, когда вышла Opera 7. Я в то время перешел на использование GNU/Linux и как раз подбирал приложения, наилучшим образом подходящие для работы в сети. И «семерка» оказалась тем браузером, который обладал необходимыми мне качествами — она была миниатюрной, быстрой, функциональной и удобной. Еще одним плюсом оказался текстовый формат конфигурационных файлов, в частности, файла локализации. Моим хобби тогда был перевод интерфейса программ на русский язык. Собственно, первая моя «работа» в пользу Opera Software и заключалась в подготовке неофициальных версий перевода браузера и размещение их в интернете для всех пользователей Opera. Правда, в самой Opera Software об этом тогда даже не догадывались.

Opera 7 — с нее-то все и началось
Opera 7 — с нее-то все и началось

Влившись в сообщество пользователей норвежского браузера на MyOpera.net — самом популярном тогда неофициальном веб-сайте поддержки Opera, я начал активно помогать другим пользователям в решении проблем и в освоении многочисленных функций браузера. А в июне 2003 года произошло знаменательное событие — мы, русскоязычные пользователи Opera, отправили в компанию открытое письмо от лица сообщества.

Дело в том, что в то время в интерфейсе браузера присутствовал рекламный баннер, убрать который можно, только купив лицензию за 39 долларов. Или взломав программу. Что, собственно, большинство российских пользователей и делали. При этом число желающих отблагодарить разработчиков финансово и стать пользователями легальной версии браузера было достаточно велико. Но не за такие по тем временам огромные деньги. Наше письмо содержало некоторые предложения о том, как мы, сообщество пользователей Opera, готовы попробовать помочь решить эту проблему.

Ровно через три месяца, в сентябре, я получил ответ от директора компании, Йона фон Тэчнера, в котором он высказал большую заинтересованность в нашей совместной работе. С этого момента я стал волонтером — добровольным помощником компании на российском рынке. Занимался маркетинговыми исследованиями, организацией пресс-туров (первый визит в Россию Йон со своим заместителем совершили в 2005 году), и, конечно, проработкой лицензионной политики компании для России и СНГ. Идей было много, самых разных, и особенно приятно, что именно наш вариант рассматривался в компании для четырех стран — России, Китая, Бразилии и Индии.

Йон фон Тэчнер
Йон фон Тэчнер

Одновременно мы проводили различные акции, вроде «две Оперы по цене одной» или раздачи бесплатных регистрационных ключей к юбилею компании в августе 2005 года, а с сентября того же года браузер Opera, доросший до версии 8.5, стал полностью бесплатным для персонального использования. Таким образом, можно сказать, что активность российского сообщества пользователей сыграла не последнюю роль в бесплатном распространении браузера по всему миру.

В дальнейшем я помогал компании как в маркетинге, так и в организации различных мероприятий в России, при этом продолжая активную работу в сообществе пользователей. К середине 2008 года доля Opera на российском рынке выросла до 20% (с 5% в 2003 году). И в августе этого же года я стал штатным сотрудником компании. Поначалу работал из дома, а в 2009 году уехал в Норвегию, в головной офис компании. Правда, с единственной целью: готовить открытие российского офиса Opera. Что мы успешно и сделали в январе 2010 года, открыв первое представительство в Санкт-Петербурге. Я, естественно, вернулся в Россию, чтобы продолжить работу уже в российском филиале компании. К этому времени доля Opera на российском рынке достигла 35% — это наивысший показатель за всю историю браузера.

Если вспоминать годы работы в Норвегии, то самое первое и яркое впечатление — знакомство с уникальными людьми. Opera по праву считалась инновационным браузером, именно в ней впервые появлялись многие функции, впоследствии ставшие эталонами для всех браузеров. Когда начинаешь работать в одной компании с теми людьми, которые все придумали и реализовали, это очень вдохновляет. И, естественно, знакомство с Йоном фон Тэчнером (мы дружим уже более 10 лет), с Хоконом Ли — с людьми уникальными, необычными, неординарными. Оказавшись рядом с ними, вдруг понимаешь, что мир меняют не небожители, а такие же люди, как ты сам, и это заставляет поверить в свои силы. В то, что и ты можешь внести свой вклад в изменение мира к лучшему, в создание продукта, которым будут пользоваться десятки и сотни миллионов людей. А когда твои идеи реализуются в новой версии уже в качестве готовой функции — это просто здорово.

В компании меня больше всего поразило то, что это не была просто группа людей, работающих за зарплату в одном помещении — это было реальное сообщество единомышленников, где каждый на своем месте болел душой за конечный результат и принимал участие в развитии браузера. Стоит отметить, что зарплаты в компании были даже немного ниже, чем в среднем в норвежском софтверном бизнесе, но, повторю, люди работали не за зарплату — им просто нравилось то, что они делают. Запомнилась и очень дружественная, почти домашняя атмосфера в офисе. Там было очень уютно. На одном из этажей даже была специальная спальная комната, где любой желающий мог вздремнуть часок после обеда, если в этом была необходимость. Особое восхищение гостей офиса вызывали «детские кабинеты» — в одной половине кабинета размещалась игровая комната с массой игрушек, а за стеклянной перегородкой стояли рабочие столы, где родитель мог продолжать трудиться, постоянно держа в поле зрения своего ребенка.

Были и забавные моменты. Например, с 2003 года я постоянно общался с одним из менеджеров компании по имени Дивиша Чандна. И почему-то я всегда думал, что это некий индийский специалист, поэтому и стиль общения с ним у меня был соответствующий — мужской. А через три года я впервые посетил норвежский офис и при личном знакомстве с удивлением обнаружил, что Дивиша — это очень красивая молодая индийская девушка. Но самое забавное то, что она, в свою очередь, все три года принимала меня за российскую девушку, считая имя «Ilya» женским из-за окончания на гласную. В общем, посмеялись оба над своими заблуждениями от души. А я с того момента всегда проверял фотографию сотрудника прежде, чем начать с ним деловую переписку.

Тех изменений, что привели к смене курса компании, ни тогда, ни в момент моего возвращения в Россию (2010 год) я не замечал. Вся интрига разворачивалась на уровне пайщиков-акционеров компании (она вышла на биржу в 2004 году). Первым «звоночком» было смещение Йона фон Тэчнера в январе 2010 года с поста руководителя компании, который он занимал 15 лет, с первого дня основания Opera Software. Как сказал сам Йон, он покинул свой пост из-за разногласий с советом директоров в вопросах дальнейшей стратегии компании.

Суть этих разногласий стала понятна уже к концу 2010 года: постепенно все меньше внимания уделялось собственно браузеру, а основной упор был сделан на повышение прибыльности. В мобильных версиях Opera стали появляться рекламные баннеры, в десктопной внедрялись новшества, которые отвечали не интересам пользователей, а интересам партнеров. При этом развитие существующих функций постепенно сворачивалось вплоть до удаления из браузера.

То, что можно было продать — продавали (так, например, в «Яндекс.Браузере» появилась технология Turbo), а то, что не продавалось — просто выбрасывалось из браузера. Именно так поступили с Opera Unite — очень перспективной технологией, позволявшей браузерам пользователей обмениваться информацией в режиме Peer-to-Peer.

Продолжение статьи доступно только подписчикам

Вариант 1. Оформи подписку на «Хакер», чтобы читать все статьи на сайте

Подписка позволит тебе в течение указанного срока читать ВСЕ платные материалы сайта, включая эту статью. Мы принимаем оплату банковскими картами, электронными деньгами и переводами со счетов мобильных операторов. Подробнее о подписке

Вариант 2. Купи одну статью

Заинтересовала статья, но нет возможности оплатить подписку? Тогда этот вариант для тебя! Обрати внимание: этот способ покупки доступен только для статей, опубликованных более двух месяцев назад.


2 комментария

Подпишитесь на ][, чтобы участвовать в обсуждении

Обсуждение этой статьи доступно только нашим подписчикам. Вы можете войти в свой аккаунт или зарегистрироваться и оплатить подписку, чтобы свободно участвовать в обсуждении.

Check Also

Конкурс хаков: пишем на PowerShell скрипт, который уведомляет о днях рождения пользователей Active Directory

В компаниях часто встречается задача уведомлять сотрудников о приближающихся днях рождения…