Содержание статьи
С 1 июня 2014 года одно из моих приложений пережило 65 обновлений и в декабре 2015-го наконец получило более десяти миллионов установок. Поэтому я почувствовал, что имею моральное право сделать статью с советами о том, как достичь аналогичного процветания :).
1. Исследуй рынок и сделай план
Пионерам разработки жить было легко — все, что они писали, было востребовано. Сейчас же браться за новое приложение без долгого изучения рынка практически бессмысленно. Приложение должно либо быть единственным и неповторимым, либо решать все те же задачи, но быстрее/лучше/бесплатно (и без рекламы). Но и этого на самом деле недостаточно. Нужно заранее продумать содержание приложения, его нишу в магазине и способы монетизации.
Начинай разработку с анализа рынка, для этого ответь на вопросы:
• Что ищут пользователи?
• Какие потребности еще не удовлетворены приложениями?
• Какие есть приложения, которым не хватает пары-тройки убийственных функций?
2. Сделай локализацию
Родные средства разработки позволяют сразу выпустить приложение с интерфейсами для разных языков. Для этого достаточно добавить новый файл strings.xml
в нужную папку проекта. Операционная система сама подставит подходящие строковые ресурсы во время работы приложения. А если подходящих не найдет, то возьмет ресурсы по умолчанию.
К примеру, если на устройстве у нас стоит финский язык, а в приложении доступны только русские и дефолтные английские строчки, ОС выберет английские строчки, так как финских ресурсов нет. Если на устройстве будет стоять русский, то подгрузится русская локализация.
Существует много сайтов, помогающих делать локализацию приложений. Например, oneskyapp.com — в нем можно организовать перевод XML-файлов с указанием на скриншотах, где строчка будет использоваться в приложении. Это очень важно для переводчика — контекст фразы может быть непонятен. Проект можно сделать открытым и позвать всех желающих помочь в переводе своего приложения.
3. Переведи описание в Google Play
Консоль разработчика позволяет добавить описания на разных языках. Мы можем выставить разные иконки, баннеры, тексты, адаптировав их под особенности пользователей конкретной страны. Здесь мы видим большой простор для ASO (поисковая оптимизация приложений). В каждой стране есть свои часто употребляемые ключевые слова, нам обязательно нужно использовать их в тексте описания.
Внимание: комментирует IT-эксперт
Все школьники мечтают об айфонах, но покупают им, по финансовым соображениям, обычно смартфоны на Андроиде. И в этом заключается наша программистская интернациональная боль: довольные двоечники, прямо не вылезая с уроков, ставят оценки нашим приложениям и пишут к ним бессвязные отзывы, которые не имеют значения для других пользователей, но учитываются Гуглом и влияют на наш рейтинг и место в поисковой выдаче.
4. Экспериментируй
Желтая или зеленая иконка? Синий или красный фон у баннера? Часто сразу непонятно, какой лучше выбрать дизайн или описание. Поэтому были придуманы сервисы для тестирования вариантов пользователями. Они отвечали на вопрос, что больше нравится. А сейчас проводить такие эксперименты можно сразу в Google Play. Настроить эксперимент можно также в консоли разработчика. Маркет сам разделит пользователей пополам и скажет, где установок было больше, а где меньше.
Запустить несколько экспериментов одновременно не получится, так что экспериментируй постоянно.
5. Увеличь штат проекта
Не очень антикризисный совет, но... с ростом качества приложений и конкуренции между ними требуется работа не одного разработчика, а целого отдела. Нужен дизайнер, понимающий, как взаимодействует с приложением пользователь, он должен знать особенности операционной системы и принципы навигации по приложениям и внутри их. Требуется продуктовый менеджер, отвечающий за потребительские качества приложения, знающий свою нишу в магазине приложений и готовящий для приложения название, описание и прочую мишуру, без которой пользователь тебя не заметит. Не повредит и специалист по продвижению приложений, поскольку каждый магазин имеет свои методы для этого. Ну и конечно, ты — программист, который сделает быстрое и плавное анимированное приложение (стильно, модно, молодежно). Оптимизация работы приложения требует достаточно высокой квалификации и знаний. Так что подключай к проекту друзей, знакомых и всех, кого можешь.
Зарабатывай, как хакер
Реклама, как ни крути, раздражает пользователей. А что, если убрать ее совсем и зарабатывать на ее просмотрах, но не показывать пользователю?
Для этого:
- Делаешь сайт с баннерами, платящими за просмотры (читай — за посещения).
- Делаешь сервис в приложении, в котором будет этот сайт загружаться.
Показывать сам сайт пользователю необязательно. Все работает, у пользователя расходуется чуть трафика и немного электричества, и все довольны... до тех пор, пока (если) тебя не настигнут репрессии со стороны Гугла.
6. Тестируй приложение
Это может показаться банальностью, но тестов много не бывает. Тестируй сам, подключай друзей к процессу! Можно написать автоматические тесты (это большая тема для отдельной статьи), существуют и сервисы для тестирования приложений на реальных устройствах. Тесты можно устроить прямо в маркете (альфа- и бета-тестирование). Для этих тестов можно собрать группу в G+, все ее пользователи смогут установить еще не опубликованное приложение или получат обновление. Также можно выслать приглашение к тестированию на имейл.
Когда тестирование закончилось, можно эту версию приложения сразу опубликовать.
7. Не забывай про обратную связь
Для сбора мнений эффективнее всего организовать сообщество пользователей в соцсетях. Необходимо читать отзывы о приложении в GP, и на них лучше отвечать.
Пользователи часто сами подсказывают, каких функций им не хватает, так что это реальная возможность улучшить приложение и повысить его ценность в глазах потребителей.
Формула расчета поисковой выдачи
Вот формула формирования выдачи приложений по поисковому запросу: рейтинг + установки + «магия». Думаю, с первыми двумя математическими факторами все ясно и понятно. На них выросла целая индустрия покупки и продажи установок и отзывов (тот же самый IT-эксперт за 50 копеек, используя школьный Wi-Fi, напишет хвалебный отзыв и скачает приложение, ему совсем не нужное).
А вот в раздел «магия» регулярно пытаются заглянуть целые агентства, благодаря чему мы кое-что о нем узнали:
- Фактор «магия» меняется Гуглом для перетряски приложений в маркете.
- На него влияет имя пакета приложения и ключевые слова из описания и названия.
- Фактор учитывает заработки, то есть покупки самого приложения или внутри него (в этом есть прямой экономический интерес, так как 30% получит сам Гугл).
- Учитываются технологии, примененные в приложении, то есть использование рекомендуемого дизайна или библиотек в поиске поднимет тебя выше тех, кто не использует их (этот тезис спорный).
- Ответы на негативные отзывы — обратная связь.
- Факторы полезности для пользователя: время работы с приложением, время жизни приложения на устройстве.
8. Проси пользователей об отзывах
Отзывы и оценки очень важны для продвижения, но нам-то нужны только хорошие! Поэтому (и не нами с тобой) было придумано просить о рейтинге только лояльных пользователей. Для этого нужно собирать небольшую статистику внутри приложения и по ней понимать, просить или не просить отзыв. Еще один вариант: вывести диалоговое окно со звездочками и, если пользователь ставит 4–5, отправлять в маркет оставлять отзыв, если меньше — катапультировать пользователя писать письмо в поддержку с претензиями или пожеланиями.
9. Положи болт на конкуренцию
Совет не для инди, но я все равно расскажу не совсем честный, однако весьма эффективный способ повысить доходность уже работающих приложений. Например, одна компания имеет в App Store множество приложений, продающих аудиокниги. У них есть несколько аккаунтов разработчиков, и конкурируют они в основном сами с собой, продавая одно и то же содержимое, но в разных упаковках. Согласись, приятно, когда в ответе на запрос «аудиокниги» пять приложений и все они твои. Сделать это очень просто, имея легальный контент на руках. Формально все выглядит честно и придраться не к чему, а по факту — грубо нарушены правила конкуренции.
10. Оставь иллюзии
Одним предложением: на разработку тех же «Злых птичек» инвестировали с самого начала миллион долларов, и выстрелила она только с 52-й попытки (миллион, Карл!).
Варианты монетизации
- Платная версия за 99,99 фантиков.
- Реклама в приложении:
а) маленький баннер;
б) полноэкранный баннер;
в) нативная реклама;
г) видеореклама;
д) реклама других продуктов внутри своего приложения. - Покупки внутри приложения.
- Продажа личных данных пользователя.
Пройдем по всем пунктам более подробно.
Платная версия приложения, сюда же можно отнести внутриигровые покупки. Если ты планируешь зарабатывать на этом, то должен тебе сказать, что пользователи Андроида (в отличие от юзеров iOS) почти не платят за приложения (ничего подобного, я однажды, эээ, одно купил... — Прим. ред.).
По моим грубым прикидкам, на тысячу установок приходится одна покупка. Так что рассчитывать на большие заработки тут не стоит.
Можно собирать и продавать личные данные пользователя. Но, во-первых, собирать их становится все сложнее, а во-вторых — нужен покупатель. А он охотнее пойдет к известным монополиям: в качестве и объемах их данных сомневаться не приходится.
Значит, нам остается только реклама.
Для размещения рекламы нужно выбрать сеть, например AdMob от Google или MoPub от Twitter. Рекламных сетей сейчас очень много, они часто перепродают рекламу друг другу, поэтому решение вопроса с их доходностью — это тема отдельного исследования. Все они предоставляют свои SDK для интеграции в приложение. Ты сам выбираешь, где и когда показывать рекламу. Форматы рекламы почти везде одинаковые.
Баннеры и полноэкранные объявления видели многие, они раздражают пользователей и оплачиваются, только если по ним кликали. Нативная реклама хитрее, она встраивается в контент приложения, особо не доставая пользователя и нередко при этом уродуя интерфейс не хуже баннеров.
Еще есть видеореклама, тут платят за то, что пользователь посмотрел рекламный ролик. Можно простимулировать пользователя к просмотру этого ролика, например давать ему за это игровую валюту или открывать дополнительные опции (скажем, отключения рекламы). Тут важно учитывать ограничения пользователя по доступу в интернет: на мобильном интернете длинное видео может влететь в копеечку, и пострадавший напишет гневный отзыв, так как пользователи ошибок не прощают (им подавай быстрое, бесплатное и без рекламы, а в награду тебе поставят одну и две звездочки в магазине).
Если твой «отдел продаж» найдет подходящих партнеров, то можно продавать рекламу любых сопутствующих товаров в обход рекламных сетей.